Тысяча классных обсудила на первом всероссийском форуме, как жить школе дальше

Дата публикации: 09.11.2021 - 20:05
Просмотров - 456

Учитель русского языка и литературы лицея Черногорска Дина Васильевна Гилязтдинова побывала в середине октября в Москве на первом Всероссийском Форуме классных руководителей. Мы попросили её поделиться впечатлениями и рассказать, что обсуждали представители регионов страны, к чему в итоге пришли.

- Ваши общие впечатления: как это было?

- Форум был организован так, чтобы каждый из участников за два дня мог буквально пропитаться темой, поучаствовать в дискуссиях, посмотреть фотовыставки, пообщаться на злободневные темы с коллегами. Для этого из регионов отобрали тысячу педагогов из двадцати одной тысячи подавших заявки. В итоге тысяча работала очно, более пятидесяти тысяч – в онлайн-режиме.

В Гостином дворе были устроены образовательные шатры, вмещающие до 300 человек. Они были названы именами знаменитых педагогов Ушинского, Сухомлинского, Макаренко, это настраивало на определённый лад и радовало креативностью.

Нашему вниманию были представлены выставки о Российском движении школьников, о проекте «Россия – страна возможностей», присутствовали представители Юнармии, Российского географического общества. Кто-то представлял свои книги по психологии, педагогике. Всем можно было задавать вопросы, вникать глубже в ту или иную тему.

Насыщенные два дня завершил праздничный концерт в Кремле. Стоит ли говорить, что всё это было будто в сказке?

- Что скажете о деловой программе?

- Мы присутствовали на дискуссиях в формате круглых столов, при этом самостоятельно темы не выбирали, видимо, так было удобно организаторам, для чёткого планирования процесса и соблюдения антиковидных мер – и так, считаю, чудом удалось собраться глаза в глаза, а не заочно.

- Уровень Форума, который состоялся по поручению Президента, говорит о том, какое значение придаётся сегодня классному руководству, а значит, воспитанию подрастающего поколения. Не сказала бы, что это новое направление. Скорее, новое-старое, потому что настоящие учителя никогда не оставляли эту работу и в полной мере осознают её значимость. Однако форум, видимо,  был призван обозначить роль классного руководителя на современном этапе.

- У собравшихся не было задачи поставить вопросы, дать на каждый из них ответы и поставить жирную точку. Это было, на мой взгляд, прежде всего – обозначение проблем перед первыми лицами государства. Не думаю, что они о них не слышали, но там это произошло напрямую, эмоционально и, возможно, подвигнет тех людей, которые могут что-то изменить, ещё более глубоко задуматься и принимать важные, нужные решения. Нам клятвенно обещали, что предложения примут во внимание.

С другой стороны, стояла цель привлечь внимание учительского сообщества к тому, что делает государство по нацпроекту «Образование».

Ведь только на 2021-й год запланировано 59 проектов, каждый из них, без преувеличения, своя планета с массой возможностей для школьников, которые необходимо использовать, чтобы продвигать детей на федеральный уровень, чтобы они заявляли о себе, показывали, на что способны.

 

Советник…

по воспитанию

Готова поддержать идею о введении в школах новой должности, которая называется советник директора по воспитательной работе. Десять пилотных школ страны уже имеют советников. Мне был очень интересен круглый стол, посвящённый данной теме. Новая должность соприкасается с несколькими другими должностями в школе, и это вызвало вопросы. Есть социальный педагог, организатор, замдиректора по воспитательной работе, психолог. И вот ещё – советник. Нам рассказали, что этих людей обучают в «Артеке», были представители знаменитого лагеря, рассказывали об очень интересной, нестандартной образовательной программе.

Представители пилотных регионов, когда явились в свои школы, взялись за дело. Их предназначение - помогать классным руководителям. Было решено, что нужно чётко сформировать должностные инструкции, чтобы это были не занятые другими делами люди. Потому что когда советник появляется в школе, ему могут дать часы для преподавания, классное руководство и т.д. И может получиться, что он будет не менее занят, чем классный руководитель. Тогда как советник должен иметь время для другого, к примеру, чтобы направлять классных руководителей на участие в актуальных конкурсах, проектах. На форуме был педагог из Минусинска, который после сбора отправился с ребёнком на защиту проекта в Крым.

Мы, погрязшие в ежедневной работе, иной раз физически не имеем возможности сориентироваться в море конкурсов, предложений. А советник ориентировал бы.

- Наверное, его обязанность - ещё и заострять внимание на каких-то важных текущих моментах?

- Да, конечно. А ещё быть организатором мероприятий, причём на высоком уровне, а не на бегу, как нередко происходит в реальности.

Кроме того, это будет связующее звено при работе с трудными подростками при их социальной адаптации.

Но, безусловно, нужна и помощь государства для решения некоторых проблем. К примеру, классный руководитель бьётся с трудным подростком, а наказание родителям – всего 500 рублей.  Выходим на проблему взаимодействия с неблагополучными семьями. Одна из учителей рассказала, как один из ершистых ребят однажды после очередной выходки пришёл и положил на стол 500 рублей: «Не бегайте никуда, не тратьте время, вот вам штраф» …

 

Любовь, Родина, семья

Помимо этого, была панельная дискуссия «Воспитание личности». Если раньше существовал кодекс строителя коммунизма и были ориентиры, кого мы должны вырастить, то теперь – кого мы воспитываем?

Сошлись, что в основе должны быть патриотические чувства, семья, любовь. На этом и должны воспитывать личность.

 

Ремень или ласка?

Присутствовала на дискуссии «Успех ребёнка – успех страны». Разные позиции заняли спикеры. Известная российская фигуристка Ирина Слуцкая говорила о том, что для получения хорошего результата воспитывать нужно достаточно жёстко, так и было в её семье, а актер и ведущий Александр Олешко занял совершенно другую позицию и рассказал, что чего-то добился лишь оттого, что в него верили: мама поддерживала его сказочные идеи, хотя другие всерьёз не принимали. И ребёнок смог раскрыться, состояться, реализовать мечты.

- Это такие тонкие материи, когда невозможно сказать, кто прав. Педагогу надо быть мастером своего дела, психологом, Человеком, чтобы понять, кому надо закручивать гайки, а кого хвалить и гладить по голове.

 

В плену у сети

- А о цифровизации образования и в целом жизни говорили?

- Был круглый стол, на котором рассматривали проблему «Дети в плену у сети».

Как воспитывать через цифру, допустимы ли гаджеты в школе? Представитель одной из школ заявила, что они пошли на непопулярные меры: лишили детей телефонов на территории школы. Объяснили, что от гаджетов много вреда. Вместо живого общения ребята в течение перемен сидят, уткнувшись в экраны. Это сказывается на их физическом и психическом здоровье.

Сначала дети бунтовали, но их приучили к такому порядку вещей. А когда они подросли, благодарили учителей – научились, когда это необходимо, оставаться без телефона, их жизнь стала ярче.

Года три назад в Министерстве образования России поднимался такой вопрос, и Минобрнауки Хакасии рекомендовало, если есть возможность, забирать гаджеты при входе на урок. Не слышала, чтобы эта практика прижилась, но каждая из школ выпустила локальный акт, в котором детям было запрещено пользоваться на уроках телефонами, они должны быть отключены.

- Наверняка заходила речь о присутствии учителей в соцсетях?

- Да, и в частности, в Тик-Токе.

Высказывались разные мнения. Кому-то Тик-Ток помогает, поскольку учитель идёт в ногу с детьми, в ногу со временем, пытается нетрадиционными методами привлечь внимание к своему школьному предмету. Кто-то – категорически против.

                              Имидж – всё!

Интересным получился круглый стол, посвященный имиджу учителя. Здесь главный, кто взял бразды правления в свои руки, был историк моды Александр Васильев.

Он нарисовал такой портрет учителя, который коллеги, улыбаясь, назвали монашеским: «Учитель – это особый человек, он должен отличаться от всех других, потому что на него смотрят дети, родители, общественность. Поэтому образ учителя должен быть обособленным».

Если речь о соцсетях, на взгляд спикера, допускаются лишь фотографии, связанные с работой. Никаких семейных снимков, никакой демонстрации богатства, автомобилей, драгоценностей, интерьеров квартир. Обоснование – всё это портит молодёжь. Об этом Васильев заявлял категорично, обосновывая своё мнение, в частности, тем, что его бабушка работала в церковной школе и всё это в него впитано с детства.

- Вы согласились или готовы поспорить?

- Думаю, жёсткие рамки для учителей не всегда уместны. Мы и так понимаем, что нельзя переходить грань, что должны себя в чём-то ограничивать. Тем не менее любопытно было услышать мнение авторитетного специалиста в мире моды.

… От моды снова возвращались к учёбе. Представители издательского дома «Просвещение» рассказали нам о так называемых живых уроках по разным предметам. Они представлены в виде фильмов, когда по определённой теме всё готово, в комплекте, есть на их сайте. Это очень ценно, материал живой, со схемами, отрывками из фильмов.

- Скажите, как попали на столь значимую встречу коллег?

- Совершенно случайно. Участвовать предложила директор школы Светлана Михайловна Малюченко: «У вас всё для этого есть». Тогда, летом, я восприняла это как очередную нагрузку – конкурсы отнимают много сил.

Нужно было заполнить анкету с данными о себе, достижениями как классного руководителя. Нужно было решить семь педагогических ситуаций, чтобы это было правильно, оригинально, интересно.

Кстати, никто из участников (мы разговаривали с коллегами) не считал свою работу идеальной, и на вопросы анкеты отвечали интуитивно, опираясь на собственный опыт. А на вопрос, почему хочу на форум, ответила: потому что есть желание получить заряд энергии, новых знаний, впечатления от общения с интересными людьми. И я это получила.

- Что-то уже пригодилось?

- Обязательно пригодится! На одном из педсоветов рассказала коллегам о форуме, показала презентации, провела мысль, что нам предложено активнее включать в работу школьников по многим направлениям. Важно, что в ходе общения на форуме было создано профессиональное сообщество единомышленников, которые теперь общаются друг с другом, делятся удачами, обсуждают проблемы.

- Как сегодня, когда нас мучают локдауны, можно проявить себя классному руководителю?

- Вот это – сложно. В полную силу можно работать глаза в глаза, тогда чувствуешь энергию, отклик. На расстоянии – не то, хотя руку на пульсе держать в любых условиях необходимо.

С прошлыми выпускниками  у меня сложилась хорошая традиция: ежегодно проводить День матери. Тёплый праздник, с заранее разработанным сценарием, когда приглашаем мам и звучат искренние слова, признания в любви, до слёз. Это моменты, которые запоминаются навсегда… и мы их пока что лишены. Но что поделать, каждому поколению достаются разные испытания, надо нести и преодолевать их достойно, с надеждой на лучшее.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото из архива

Дины  Гилязтдиновой

«ЧР» № 86 от 9 ноября 2021г.

Новости по теме: