Неудобные люди. «Красный Крест» для многих из них становится последней обителью

Дата публикации: 03.11.2021 - 09:26
Автор:
Просмотров - 365

 

Скромное крыльцо с торца пятиэтажки на Горького, 1, незаметная вывеска с узнаваемым логотипом – красным крестом. Именно это место становится для людей, ставших для многих неудобными, остановившихся у края пропасти, последней надеждой на спасение. Но кричать об этом не принято.

Отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» начало свою деятельность в Хакасии 26 сентября 1924 года и с тех пор помогло сотням людей, пережившим пожары, оказавшимся без копейки, столкнувшимся с болезнью, о которой стыдно рассказать знакомым. Олеся Ивановна Индинок – председатель Черногорского городского отделения «Красного Креста» – помнит эти судьбы, но бережно хранит их тайны. Мы попросили её приоткрыть завесу на одно мгновение.  

- О вашей деятельности мало слышно…

- Потому что мы работаем с людьми, которые не хотели бы афишировать свои проблемы. Это больные туберкулезом, семьи с низким достатком, наркозависимые. Многие из них сталкиваются с предвзятым отношением окружающих. Да и нам нельзя, некорректно раскрывать диагноз.

 - То есть ошибочно думать, что «Красный Крест» занимается только тем, что принимает от людей ненужные им вещи и раздает нуждающимся. 

 - На самом деле мы работаем в разных направлениях, это не только оказание гуманитарной помощи наиболее уязвимым слоям населения и пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. Активно занимаемся профилактикой социально значимых заболеваний, таких как туберкулез, ВИЧ-инфекция. К примеру, в прошлом году реализовывали два крупных проекта по профилактике  употребления психоактивных веществ, в основном предназначенных для молодежи. Один из них - «Профилактика употребления ПАВ среди населения Республики Хакасия» - поддерживался Фондом президентских грантов.

Второй проект «Профилактика злоупотребления ПАВ среди девушек и женщин Республики Хакасия» реализуется с 1 июля 2019 года с использованием гранта Региональной общественной благотворительной организации «Центр профилактики наркомании». В его рамках проходили групповые занятия для девочек. С июля 2019 года по октябрь 2020 года такие занятия проводились в 22 учебных заведениях республики, в том числе в Черногорске. Каждый цикл состоял из пяти занятий на следующие темы: «Уверенность в себе», «Дружба», «Любовь, секс и отношения», «Риск заражения ВИЧ и инфекциями, передающимися половым путем», «Алкоголь/наркотики».

Сейчас работаем над проектом «Остановим туберкулез вместе» (тоже при поддержке Фонда президентских грантов), он предполагает оказание психосоциальной поддержки больным туберкулезом.

 

 - В чем заключается эта работа?

 - Вообще помощью людям с таким диагнозом мы занимаемся давно. Есть клубы для больных туберкулезом. Приходят на встречи люди абациллированные, то есть те, кто не выделяет палочку Коха, опасности для окружающих они не представляют, но продолжают лечение, и жизнь многих по-прежнему связана с ограничениями. Мы приглашаем для них разных специалистов для консультаций – врачей из тубдиспансера, психологов, юристов. Для них это действительно важно и нужно, потому что сначала надо побороться с паникой и отрицанием болезни, которая резко изменила их жизнь. Заболевают ведь разные люди, туберкулез давно уже не болезнь маргиналов. Многие до диагноза жили обычной полноценной жизнью, и вдруг случается такое… Как минимум на год люди лишаются работы (уходят на больничный или вовсе увольняются), потому что чувствительный туберкулез лечится около восьми месяцев. Туберкулез с устойчивостью – до двух лет. Представьте, выпасть из своего привычного ритма жизни на год… Поэтому мы приглашаем в том числе людей, которые имеют успешный опыт излечения.

По запросам больных проводятся индивидуальные психологические консультации. Многим нужно просто высказаться. Я считаю общение важной частью своей работы, потому что когда человек проговаривает свою проблему и принимает свой диагноз,  это уже пятьдесят процентов успеха. Касается любого недуга – хоть онкологии, хоть сахарного диабета, хоть наркомании.  

Сейчас в рамках проекта мы, помимо прочего, вручаем за каждые пять выпитых доз химиопрепаратов продуктовый набор (некоторым доставляем домой, другие получают, когда приходят к нам в отделение). Это стимулирует, чтобы не было перерывов в лечении. За этот год уже выдано более 700 таких наборов. Также в рамках проекта передали в детское отделение Республиканского противотуберкулезного диспансера  планшеты и роутер для обучения детей, находящихся на лечении, и игрушки, чтобы скрасить их досуг.

Взрослым при необходимости тоже помогаем одеждой и обувью.

Детям, которых воспитывают мамы или папы с туберкулезом, с помощью нашего партнера магазина «Детский мир» дарим канцелярию перед 1 сентября, а в канун Нового года уже дважды проводили акцию «Письмо Деду Морозу», каждый получил то, что просил. Так что большое спасибо сотрудникам магазина!

- Кстати, читатели интересовались, можно ли вам по-прежнему передавать вещи?

 - Можно, но при условии, что одежда не заношена до дыр, всё должно быть чистым и пригодным к использованию. Не надо избавляться от хлама! Можно принести и продукты, но с хорошим сроком годности. Принимаем вещи в дар в понедельник и четверг с 8 до 12 часов.

- «Красный Крест» воспринимается как последняя обитель для людей, оказавшихся у края пропасти, тех, от кого многие из нас брезгливо отворачиваются. Кому вы в силах оказать помощь?

 - К нам приходят люди разные, в том числе и без определенного места жительства, и мы бы помогали всем, но... Сейчас мы работаем в рамках определенных программ. К сожалению, оказать помощь экстренно крайне сложно. Да, есть небольшой запас на случай чрезвычайных ситуаций (пожаров, например) – матрасы, постельное белье, подушки, наборы гигиены. Но «Красный Крест» - это не коммерческая общественная организация, она не спонсируется кем-то на постоянной основе, поэтому мы рады любой помощи.

Одно время мы работали с потребителями инъекционных наркотиков. Я не люблю слово «наркоманы». Это такие же люди, как мы, просто кто-то когда-то запутался, кому-то вовремя не помогли. Не буду утверждать, что все белые и пушистые, но они разные, у каждого свой путь. Мы проводили для них тренинги, устраивали на лечение, кому-то помогли выбраться, уйти в ремиссию, другие, к сожалению, погибли. Некоторые до сих пор приходят в отделение по старой памяти с просьбами и вопросами. Если удается помочь хотя бы одному человеку, считаю работу успешной. Так же и с профилактикой: если кто-то после беседы задумывается, а потом находит в себе силы сказать нет, то мы работаем не зря.

 - Профилактика – она такая: кого-то информация кольнет в самое сердце, другие пропустят мимо ушей.

 - Да, но вода камень точит. Важно ведь как преподносится информация: терпеть не могу, когда спикер читает с листа. Я всегда веду с людьми живой диалог, для подростков – часто в форме квеста, мы играем, рассуждаем, спорим. К примеру, занятия для девочек по профилактике психоактивных веществ часто представляли собой словесные поединки. Встречи проходили без учителей и соцпедагогов, так дети чувствуют себя более раскрепощенными. Педагоги заглядывали в дверь с вопросом, что у нас происходит, было очень шумно. А у нас шел поиск истины.

Такие занятия я провожу сама, но не потому что меня обязывают. Неподготовленный человек не может просто так прийти в аудиторию и давать рекомендации. У меня для этого есть образование (медицинское и педагогическое) плюс я проходила специальное обучение, в том числе ездила на тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ в Санкт-Петербург. Я сертифицированный тренер по обучению инструкторов, которые могут вести информационные сессии по профилактике ВИЧ.

Постоянно совершенствую свои знания. К примеру, в июле ездила в Казань, где приняла участие в семинаре «Образовательная площадка для НКО и инициативных групп для тиражирования программы комплексной профилактики социально-значимых заболеваний среди уязвимых групп населения». Там делились опытом работы представители низкопороговых центров.

 - Что означает низкопороговый центр?

 - Это место, куда в любой момент может прийти наркозависимый человек, при этом не нужно никаких направлений, медицинских анализов, не нужно даже называть фамилию, объяснять, почему и как дошел до такой жизни. В таких центрах люди получают бесплатные и анонимные консультации специалистов: психологов, наркологов и медиков. Здесь они могут обсудить волнующие их вопросы с «равными» консультантами, найти временный приют.

  - Вы одна в черногорском отделении, работаете с 2008 года. Как справляетесь?

  - Помогают волонтёры, одни из которых мои сыновья! Старший уже активный член «Красного Креста». Младший сын пока числится добровольцем, помогает мне с 14 лет.

 Кстати, по новым правилам вступить в «Красный Крест» не так просто: нужно несколько лет активно принимать участие в качестве добровольца.

Сотрудничаем с техникумами города, чаще всего – с горно-строительным. Без помощи парней мне сложно разгружать машины с гуманитарной помощью, распределять её… Помню, как в апреле 2015-го привезли муку для погорельцев в 50-килограммовых мешках. Как бы я одна ее сортировала? Девочек привлекаем на профилактические акции, в марте помогали мне во время акции «Белый цветок жизни», приуроченной к Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Раздавали прохожим информационные листовки.

Дети должны владеть информацией на разные темы, в том числе о том, что существуют опасные вещества. Своих сыновей я не ограждала ни от чего, многое они видели, когда помогали мне. Нельзя это прятать, все равно в жизни они встретятся с разными людьми, и лучше, если будут «вакцинированы» от опасных соблазнов, сомнительных удовольствий и легкого заработка. Предупрежден – значит вооружен. Поэтому мы продолжаем работать и приглашаем присоединиться к нам всех желающих.

Анастасия ХОМА,

 фото автора  и из архива «Красного креста»

 «ЧР» № 84 от 2 ноября 2021г.

Новости по теме: