История одного путешествия: Двое на Сальджуре, не считая собаки

Дата публикации: 28.10.2021 - 15:01
Просмотров - 227

(Продолжение. Начало в «ЧР» № 81 от 21.10.21  )

Когда поднимаешься в гору, кажется, что спускаться гораздо легче. На самом деле спуск с тяжелыми рюкзаками даже тяжелее. С этим можно спорить, пока тропа уходит под гору плавно, но когда она крутая, мокрая и скользкая, то спорить не хочется. Устали мы гораздо раньше, чем хотелось. Поводом для следующей остановки послужила ослабшая лямка рюкзака.

Солнце меж тем спряталось за тучку, которая быстро увеличилась в размерах и вскоре заняла все небо. Намечался дождь, который мог обернуться и градом, и снегом. В любом случае ничего хорошего не сулил. Единственное утешение – стало не жарко. Мы резво зашагали вдоль ручья, строя предположения о ближайшей погоде. Курукуль, вобрав в себя несколько боковых притоков, стал более-менее солидным ручьем и журчал гораздо увереннее, чем пару километров назад. Сквозь деревья просматривались горы, на самой высокой из них угадывался тригапункт – треугольное сооружение высотой несколько метров, увенчанное визирным цилиндром. С помощью таких тригапунктов, устанавливаемых на господствующих высотах, геодезисты методом триангуляции измеряли расстояния и рисовали карты земной поверхности. На левом берегу ручья только на одной горе – Курукуле, находился этот знак, и посему выходило, что топать нам еще и топать, поскольку гора была совсем недалеко от перевала.

На отдых времени стали тратить меньше, чтобы сильно не расслабляться. После одной такой короткой передышки Эрик недовольно ворчал:

-         Разве это перекур? Да если б я курил, я даже спички бы не успел достать.

-         А их совсем не обязательно на дно рюкзака класть, даже если и не куришь.

Через пару минут возле ствола упавшего дерева, удобном для сидения, мы увидели две пустых сигаретных пачки.

-         Вот это перекур! – восхитился Эрик. – Сразу видно, люди не бежали, берегли свое здоровье.

Закапал дождь. В течение первых пяти минут до нас долетали лишь редкие капли, и мы не обращали на них никакого внимания. Останавливаться и доставать накидки не хотелось. Мы крепились и продолжали идти с ненакрытыми рюкзаками, успокаивая себя, что дождь вот-вот перестанет, выглянет солнце, Америка утратит мировое господство, а в России учителя и врачи будут получать больше, чем олигархи. Но капли укрупнились и стали падать чаще, доказывая абсурдность наших ожиданий. Мы остановились, вытащили накидки и накрыли ими рюкзаки. Затем достали свои непромокаемые костюмы и надели их поверх одежды. Едва закончили облачаться, как дождь мгновенно перестал, и выглянуло солнце.

-         То-то на небе сейчас над нами потешаются, – вздохнул Эрик. – Боги сегодня в веселом настроении.

Через некоторое время тропа, попетляв по кустам, вывела к броду. Кима первая вошла в воду, нисколько не заботясь о содержимом своего рюкзака. На середине ручья она остановилась и принялась пить.

Вскоре тропа опять вернулась на правый берег Курукуля. Мы поднялись по крутому откосу и оказались перед охотничьей избушкой. Довольно просторный домик был сделан из обтесанных бревен. Еще не потемневшие стены и внутри, и снаружи были покрыты различными надписями. Большинство туристов стремились увековечить свое имя и тратили немало времени, чтобы ножом вырезать буквы в прочных лиственничных бревнах. В основном старались абазинцы и новокузнечане, жители других населенных пунктов были более скромны. Пока Эрик пришивал оторвавшийся ремень рюкзака, которым притягивался дополнительный тубус с карематом и спальным мешком, я обходил стены домика и читал вслух наиболее выдающиеся надписи.

Вдруг за спиной товарища зашевелились кусты, и на поляну вышли два человека. Прежде чем Кима бросилась на них с лаем, я успел схватить ее за ошейник и скомандовал «Фу!». Собака даже не сразу поняла, что от нее хотят, но когда увидела гостей, подняла загривок и недовольно зарычала. Люди, убедившись, что собака опасности не представляет, подошли к нам ближе.

-         До трассы далеко? – спросил старший, поздоровавшись.

-         Километров 10-12. Сегодня не успеете.

-         Да? Ладно, пойду обрадую наших, они тут недалеко, внизу стоят. А мы на разведку пошли.

С этими словами незнакомцы развернулись и скрылись в кустах, еще раз с опаской посмотрев на Киму. Мы переглянулись и пожали плечами, выразив свое отношение к незадачливым туристам. Ошибаться в горах на десяток километров чревато многими неприятностями. Я отпустил собаку, потрепав ее по загривку.

-         Эх ты, охрана! Чужих-то я первый заметил!

-         И заметь, Кима, ни разу не гавкнул. Что совершенно не сказалось на нашей безопасности, - назидательно добавил Эрик.

Прошло минут пятнадцать. Эрик закончил пришивать ремень, притянул к рюкзаку тубус. Потом с трудом протиснулся внутрь избушки через узкую и низкую дверь.

В домике был стол, вторые полати. В углу стояла металлическая печка, с одной стороны к которой навалили камней для сохранения тепла. В бревенчатые стены были вбиты гвозди, на них висели разные мешочки с продуктами, чтобы не достали мыши, а также оставленные кем-то дырявые носки. В общем, нам показалась довольно уютно, но устраиваться на ночлег было рано, да и ночевать в избушках - не наше правило. Мы вышли из домика и опять взвалили на плечи рюкзаки. Незадачливых туристов все еще не было.

Еще минут через пять впереди раздались голоса. Я взял собаку за ошейник и сделал пару шагов в сторону, освободив тропу. По ней двигалась компания подростков, возглавляемая старшим из наших недавних гостей, очевидно, преподавателем. Школьники шли молча, только смотрели на нас и улыбались.

-         Откуда вы? – спросили мы процессию.

-         Из Абазы, - ответила одна из девочек, идущая предпоследней. Замыкал же колонну улыбчивых абазинцев крепыш с большим круглым рюкзаком, к которому снизу был прицеплен котелок. Так забавно туристы выглядят в «Ералаше» и на рисунках юмористов.

Последние километры первого ходового дня оказались невероятно тяжелыми. Эрик все чаще и чаще стал обращать внимание на красивые места с созданной инфраструктурой – костровищем и бревнами для сидения. Я пока держался – очень хотелось пройти дальше, где Курукуль становится вполне сносной горной рекой, в которой можно порыбачить. В девять часов вечера такое место было найдено. Справа впадал ручей, на берегу оказалось ровное место, пригодное для установки палатки, а вокруг росли деревья, нижние сухие ветки которых идеально годились для костра. Правда, никто здесь раньше не останавливался, но инфраструктуру мы решили создать сами. Через час пылал яркий костер, стояла палатка, варился суп, была заготовлена большая куча дров, а мы сидели у костра и ждали появления первых звезд на чистом небе.

-         Ни облачка, боги милостивы к нам, – заключил Эрик, лежа возле костра. – Сейчас совсем стемнеет, и наш одинокий костер будет виден всем инопланетянам, бороздящим просторы Вселенной на своих летающих тарелках.

-         Делать им больше нечего, кроме как на наш костер взирать. Есть у них дела и поважнее. Хотя их может заинтересовать, что это мы делаем вдали от цивилизации, без душа, разнообразной пищи, проходя в день десятки километров с тяжелыми рюкзаками, промокая под дождем.

Григорий НАЗАРЕНКО, фото автора.

Продолжение следует. «ЧР» №83 от 28 октября 2021 г.