Ковидных лечат. А остальных?

Дата публикации: 05.08.2021 - 22:07
Просмотров - 406

Ковид – болячка нехорошая, противная, чрезвычайно сложная (цитирую доктора из красной зоны). А инсульт? А остеохондроз? Подагра? Катаракта? Не дай Бог, привяжется что-то из этого списка или какие иные напасти в дни пандемии – что делать? В поликлинике, в очередях, только и слышно: «Другие болезни никто не отменял, но как их теперь лечить?»

С плановой медпомощью – завал. К терапевту, как сообщила одна из читательниц, она накануне пыталась попасть в поликлинике с 7 утра, стояла до 13-ти (не могла сидеть, так прижало), вошла в кабинет лишь к 14-ти. Но какой это был приём, когда время работы участка уже закончилось! При этом у двери терапевта полдня разыгрывалось немало мини-трагедий. То очередники договаривались крепко держать оборону и не пропускать ни блатных, ни наглых. То обрушивались на деда, который объявил, что перенёс инсульт и ему разрешили пройти вне очереди, чтобы выписать лекарства. А то вдруг заподозрили доктора, что она составляет какой-то свой отчёт, потому что каждый пациент, даже обратившийся по пустяшному поводу, находился в кабинете минут по 40. В это время представители очереди заглядывали «в святая святых» и наблюдали, что попавший в кабинет счастливчик сидит на кушетке, а доктор что-то печатает на компьютере или пишет, пишет… Иные, чтобы привлечь внимание врачей, вздыхали в открытую щель или демонстративно хлопали дверью кабинета.

И как бы красиво не говорили с высоких трибун об укреплении первичного звена в здравоохранении, оно, фактически, остаётся не звеном, а дырой.

И до пандемии в Черногорске не хватало около половины докторов в участковой службе, при этом лямку тянули стажисты в возрасте. Теперь дела ещё хлеще – врачи, как и мы с вами, плюс ко всему иногда болеют, а нетрудоспособность при коронавирусе – история долгая…

С узкими специалистами – того хлеще. Офтальмология в Абакане ковидная, там не принимают, травмпункт в городе не работает, ситуация с хирургией у черногорцев откликается чуть не сердечной болью. Раньше, коснись урологических проблем, аппендицита, проблем с поджелудочной – добро пожаловать на один из этажей неприметного серого здания, родной хирургии. И прокапают, бывало, и прооперируют, и обследуют от и до… Теперь о былом остаётся тосковать, осознавая, как же, оказывается, всё было неплохо, а местами – даже очень хорошо.

Председатель ТОС «Шахтёрский» Наталья Касьянова – не из тех, кто молча наблюдает за бедой. Она в дни первой волны была среди тех неравнодушных, кто критиковал решения властей в отношении перепрофилирования черногорских больниц под ковидные центры. Вот и сегодня не молчит, участвует в заседаниях-совещаниях, пытается, как истинный патриот города, найти хоть какие-то решения непростой задачи.

- Посмотрите, с чем мы, в плане общей, плановой медицинской помощи, живём. В Черногорске нет реанимации. Она была раньше хотя бы в хирургическом корпусе, а теперь доступна там только для больных коронавирусной инфекцией. Вместе с тем реанимация, по сути, это один из видов экстренной помощи. До другого города пациента могут не довезти, просто не успеть.

Не случайно наша хирургия была опорным лечебным учреждением и для тех, кто попадает в тяжёлые ДТП на трассе. Специалисты рассчитывали логистику по доставке тяжёлых больных туда, где в числе прочего была для всех доступна реанимация!

Необходим в городе второй аппарат МРТ для не заражённых коронавирусом черногорцев. Один аппарат есть, но он опять же действует в хирургии, для тех, кто попадает туда с коронавирусом.

К слову, в марте 20-го, как только стало известно, что Черногорск лишают хирургии, РОЦ им.Лебедя, роддома, общественники города написали возмущённое письмо Главе республики Валентину Коновалову, Председателю Верховного Совета РХ Владимиру Штыгашеву, руководству Минздрава РХ. Обратились и в Народный фронт РХ (в «Черногорском рабочем» была статья). После очной встречи представители Народного фронта отправили письма в Минздрав России. Оттуда пришли ответы о том, что всё сделанное… целесообразно в сложившихся условиях.

Наталья Леонидовна вспоминает:

- Мы не успокоились. Предлагали властям обратиться по инстанциям с просьбой о строительстве специализированного госпиталя (опыт в стране есть), однако за время с первой волны пандемии по сей день ничего не сделано. Забрали готовые, хорошо оборудованные лечебные учреждения, это было, пожалуй, самым лёгким решением из всех вариантов. А мы с вами остались без достойной, да что там, без какой-бы то ни было плановой помощи.  Доктора в поликлинике перегружены, я не знаю, как они выдерживают такую нагрузку вкупе с прессингом пациентов, которые могут попасть на приём с огромным трудом, проводя огромное количество времени в очередях.

Кроме того, в Черногорске и до пандемии много лет не было инфекционного отделения, нет его и сейчас, столь необходимого в новых условиях. Нет специалистов, хотя  по-прежнему кадры решают всё. В самом деле решают! А они разбегаются из Хакасии (по последним данным, обнародованным контрольно-счётной палатой РХ, происходит массовый отток людей в белых халатах из профессии либо из республики).

Тема обострилась в связи с новым «девятым валом» пандемии. Да, непросто в Хакасии в целом. Но в Черногорске – особенно сложно с плановой медпомощью!

-Не знаю, делали ли по этому поводу какие-то запросы, предложения депутаты разного уровня? - недоумевает председатель ТОС. - Почему они молчат, не объясняются с людьми? Ведь эта тема сегодня – одна из острейших.

Что называется, наболело… А теперь – вопросы.

Первый. Много-много лет идёт речь о том, чтобы избавить докторов от бумажной волокиты. Но сделано ли что-либо в данном направлении? Как строчили, так и строчат, или бьют по клавишам. Им надо правильно всё про всё сформулировать, чтобы потом успешно отчитаться по инстанциям, и это, похоже, в медицинских кабинетах главное! То есть переломить ситуацию невозможно?

Второй. Как-то надо решать кадровую проблему с медицинскими работниками. Пока что нам, в ответ на вопросы об этом, говорят о подъёмных, о студентах, которые учатся в институтах по целевым направлениям, но воз и ныне там. Значит, нужны другие меры, более кардинальные, а куда деваться? Что может быть дороже здоровья и, соответственно, уважения, особого отношения к тем, кто помогает справиться с недугами?

Третий. В условиях пандемии расцвели, как это их руководству может даже и не снилось, частные клиники. Взять те, в которых делают операции на глаза. Одна операция – 30-40 тысяч рублей, а в клинике чуть не каждое утро – десятки страждущих – идти больше некуда, подступает пелена, слепота – куда деваться? Так может быть, пока муниципальные больницы не имеют возможности принимать пациентов (разного, не только офтальмологического профиля), предоставлять частным клиникам больше квот на бесплатный приём пациентов? Чтобы не было единственной альтернативы – если лечиться, то за деньги.

Такие дела. Есть что ответить - предоставим возможность высказаться всем, кто не равнодушен и компетентен.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. "ЧР" № 59 от 5 августа 2021 г.

 

Новости по теме: