Потеряшка, или как стать для ребенка большой белой собакой

Дата публикации: 15.07.2021 - 14:20
Просмотров - 255

Недавно я получила хороший урок. Очень важный урок, который дала мне маленькая девочка. Назовем её Таня.

День был теплый, солнечный, я взяла  своих девчонок и повезла в городской парк. Как же там сейчас здорово гулять! Детворы видимо-невидимо, приходится выглядывать своих отпрысков с зоркостью ястреба, ведущего охоту за мышью.  Стою я в этом детском муравейнике, жарюсь на солнышке, и вдруг ухо цепляют чьи-то рыдания. Оглянулась – неподалеку мечется девочка лет семи. Подхожу, спрашиваю:

 - Ты потерялась?

 - Дааа! – отвечает она, глотая слезы, крупные как орех.

 - А где ты живешь?

 - Где партизааан!

 Для тех, кто плохо знает город, отвечу, что улица Красных партизан находится в районе Треста, ближе к стадиону. Как оказалась девчонка в парке? Путем переговоров выясняю, что ушла гулять с друзьями и потеряла их, куда идти, не знает, поэтому идет в противоположную от дома сторону. Но самое страшное, что меня поразило в ее прерывистом отчаянном монологе, что больше всего на свете, до самых горьких слез и до дрожи во всем теле (чувствовала, когда вела её за руку) она боится…мамы. Точнее, реакции мамы на её отсутствие. Идти в парк через весь город не боится, ехать в машине с чужими людьми не боится, а чем ближе к дому, тем больше слёз, тем сильнее истерика.

 Доехали до Красных партизан, Танечка показала свой дом и подъезд. Пока шли до подъезда, Таня причитала: «Мама меня выгонит на улицу. Мама меня не любит. Мама меня ненавидит». Я плакала вместе с ней и никак не могла убедить её в обратном. Как втолковать в их головы, что мамина ругань и даже шлепок – это самое  нестрашное, что может произойти, ведь на нашем месте мог оказаться кто-то другой, кто «пожалел» бы девочку и убедил сесть в машину… А она с легкостью бы пошла навстречу.

Передала её из рук в руки маме – не только чтобы убедиться, что девочка оказалась дома, но и чтобы посмотреть на эту маму, которую  так боится ребенок. На вид обычная женщина, но только в ярости. Оказалось, у девочки на руке были смарт-часы, и наверное, они показывали ее местонахождение, но звонок почему-то не проходил.

 - Пожалуйста, не ругайте её! – обратилась я к женщине.

 - Но вы меня понимаете?!..- вырвалось у неё.

 - Понимаю! Но она так переживала!

 Эта встреча перевернула всё мое сознание, заставила пересмотреть некоторые методы воспитания в отношении детей, стать более терпимой и внимательной к ним. Своей главной задачей как мамы я ставлю теперь вовсе не обеспечение хорошего образования, интересного досуга и полноценного правильного питания. Это всё, конечно, важно, но еще важнее стать для ребенка спасительным маяком, чтобы в любую непогоду, любую беду он шел ко мне за советом, поддержкой, чтобы маме было не страшно звонить, даже когда в чем-то провинился, чтобы каждый день он знал, что есть место, где его всегда примут, попробуют понять и простят, что со мной будет проще пережить любую бурю. Поэтому теперь, если дочки отвлекают меня от работы или домашних дел, жалуясь друг на друга, прося помощи, от которой я раньше отмахивалась (вырезать бумажное сердечко, посмотреть смешной момент в мультике, разделить между ними шоколадку), оставляю свои важные взрослые дела и уделяю им хотя бы немного времени. На днях младшая постучалась ко мне в ванную: «Мама, а Света заняла мое место на диване…» И я нашла в себе силы не закричать, «как я устала, и чтобы мне дали 15 минут, чтобы помыться!», а ответила: «Да, солнышко, сейчас я выйду». Считаю это своей маленькой победой.

 Этим вечером я вспомнила слова психолога Сергея Акимова, которые услышала давным-давно на какой-то встрече с родителями. Дословно не скажу, но совет был в том, чтобы на минуту представить себя ребенком. Представили? Убедились, что мы для детей огромные сильные великаны, которые могут принести боль одним щелчком пальца. Теперь представьте такого же человека по отношению к себе сегодняшнему. Ваш «родитель» должен быть три метра ростом. И вдруг он заносит руку над вами… Страшно? А еще от этого великана зависит, останетесь ли вы сегодня голодными…

Когда сильно раздражаюсь на деток, я пытаюсь представить себя большой собакой. Этому я научилась, прочитав книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка». Вот цитата: «Видели ли вы когда-нибудь такую сцену? Лето, двор. Посреди него лежит большая-большая старая собака, на солнышке, греется. И вокруг нее носится щенок. Он бегает, он весь полон сил, ему хочется общаться, он ее то за ухо куснет, то на нее залезет, то гавкнет у нее над ухом, так, что она вздрогнет. И конечно же, он ей мешает, конечно же, она предпочла бы, чтобы он этого всего не делал. Но разве можно себе представить, что она раздражается? Она не раздражается, она слишком большая. Она смотрит на это с совершенно другого масштаба: ну, вот он такой, он щенок, что с него взять. Когда взрослый чувствует себя очень большим, его тоже дети не раздражают. Он расплескал воду в ванной, неаккуратно ест, долго одевается, скачет и вопит – ну, так он же маленький. Можно что-то попытаться с этим сделать, если очень нужно, но сердиться - то на что? Взрослый, который раздражается, перестал быть большим. Вот эта расплесканная вода стала больше его, эта размазанная каша, это опоздание в детский сад, этот шум в квартире. Его вынесло из взрослой роли».

Всё очень просто. Вы не великан, вы большая собака (я представляю себе белую мохнатую). А еще мы повторили с детьми, как зовут маму и папу и домашний адрес с трудновыговариваемой для детей улицей.

Тамара КОСТРОВА

«ЧР» № 53 от 15 июля 2021г.

 

 

Новости по теме: