Дух земли – победил, «Чир Чайаан» с нами!

Дата публикации: 06.07.2021 - 11:01
Просмотров - 392

Сколько было треволнений у ценителей международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан» в минувшем июне – будет или не будет фестиваль, дадут добро или запретят, в каком формате пройдёт, если разрешат, кого пустят, а кто останется за бортом? До последнего момента серьёзно опасались, что фестиваль не разрешат – пандемия коронавируса, будь она неладна, немало проектов прикрыла.

Но Дух Земли, а именно так с хакасского языка переводится «Чир Чайаан» оказался сильнее – и 3 июля, в День республики Хакасия, на площади возле театра «Сказка» вновь зазвучал любимый многими музыкальный проигрыш фестиваля.

Ограничения, конечно, были. Пришлось отказаться от традиционного театрализованного шествия, не пригласили на открытие зрителей, только случайные прохожие останавливались, чтобы увидеть церемонию. Не приехали почти все зарубежные театры, почти отказались от уличных представлений. Словом, этих «не» было немало. Но главное, что  всё же одиннадцатый «Чир Чайаан» в Хакасии стартовал!

Даже не верится, что уже в одиннадцатый раз министр культуры Хакасии, а некогда  директор театра «Сказка» Светлана Окольникова принимает гостей – зрителей и участников «Чир Чайаана».

Не очень люблю заниматься подсчётами, но тут не удержусь – вы только представьте, за эти годы более 200 тысяч человек смогли посетить спектакли, уличные представления и мастер-классы! 30 стран мира присылали своих лучших артистов на наш фестиваль, более сотни театров побывали в Хакасии и порадовали нас своими постановками.

Больше того, каждая труппа, каждый актёр, уезжая на родину, навсегда сохранил в памяти волшебные дни «Чир Чайаана», запомнил и полюбил Хакасию – природу, людей, атмосферу. Она на самом деле здесь особенная. К тому же фестиваль эколого-этнический, а значит, на всём протяжении участников постоянно сопровождают национальные обряды.

По сложившейся традиции открытие фестиваля обязательно знаменуется звуками хакасского тюра – шаманского бубна. Много лет открывала праздник Белая волчица Алиса Кызласова. Теперь приветствует гостей младший сын Белой волчицы – Белый волк (Максим Султреков). Чтобы удача сопутствовала фестивалю – обязателен обряд кормления огня,  который многие гости из других городов России видели впервые.

После открытия клоун из Казани Руслан Риманас задумчиво говорил своим абаканским коллегам:

- А вы заметили, что когда происходил обряд кормления огня, над площадью летали два орла, и один даже спикировал на костёр! Это же чудо просто! Это знак!

- Да, ладно, - охладил пыл гостя прозаичный ответ, - этому есть и научное объяснение – огонь-то кормили мясом, вот коршун и почуял запах…

- Какие вы приземлённые! А как же сказка? А ещё «сказочники»…

Одно из самых замечательных свойств «Чир Чайаана» - это  то, что все дни фестиваля ты на самом деле погружаешься в какую-то волшебную атмосферу. Театр и сам по себе – явление за гранью обыденности, но на «Чир Чайаане» это ощущение просто зашкаливает. Быть может, в этом одна из причин того, что он так любим и актёрами, и зрителями.

Как сказал театральный критик Олег Лоевский – давний друг фестиваля,  это чудо, что «Чир Чайаан» состоялся в этом году. В то время, как по всему миру закрываются театры, срываются гастроли, в Хакасии царствует «Чир Чайаан»!

 - «Чир Чайаан» уже перерос рамки фестиваля театров кукол, а стал подлинно фестивалем искусств, - поделилась мнением руководитель проекта Министерства культуры РФ «Международные культурные центры России» Юлия Большакова. - Театр вообще синтетический, полифоничный вид искусства, и уже нельзя отделить театр от жизни – возникает картина мира, которая рождается вместе со зрителями. Сегодня я смотрела в зале для самых маленьких театра «Сказка» спектакль «Медвежонок и бурундук».

По-хакасски март звучит кёрик айы. И Юлию Борисовну зацепил такой эпизод. Представьте: сцена, весна, просыпается бурундук, за ним медвежонок. И медвежонок говорит: «Это я первый, пусть в честь меня назовут месяц». Два ряда маленьких зрителей, медвежонок горюет, актёры ему дают конфетку. А он такой голодный после зимы, что начинает просить у детей поделиться вкусным.

- Им же дать нечего, - продолжает Юлия Большакова. - И вдруг встаёт девочка лет пяти-шести, подходит к медвежонку и протягивает маску. Правда, устами младенца говорит истина! Маска стала атрибутом необходимости, вошедшим в нашу жизнь. И нас, взрослых, быть может, этот атрибут ужасает, но дети уже воспринимают её как часть жизненной игры. Без чего, говорят родители, нельзя выходить на улицу? Без маски! Сама жизнь меняет смысл не только у взрослых, которые мыслят,  она меняет смысл даже у  маленьких детей.

И такие связи «жизнь-театр» на «Чир Чайаане» появляются на каждом спектакле! Выходя после представления, не помню, чтобы оставалась равнодушной. Каждый театр, каждый актёр давали толчок – к пониманию себя, мира, какого-то явления, переосмыслению и открытию. А ведь это, пожалуй, и есть самое главное в настоящем искусстве – выдернуть человека из обыденности, заставить задуматься о душе.

И это «Чир Чайаан» умеет как никто другой. Впереди у нас ещё целый день фестиваля, но и после закрытия, уверена, мы не простимся с ним, а вновь и вновь будем вспоминать самые яркие фрагменты театрального праздника.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора

«ЧР» № 50 от 6 июля 2021г.

Новости по теме: