Как прибор учёта снижает расходы на горячую воду

Дата публикации: 06.07.2021 - 10:55
Просмотров - 329

После того, как большинство жителей многоквартирных домов Черногорска перешли на фактическую систему оплаты за тепло и горячую воду СГК, в редакцию «ЧР» стали поступать вопросы, связанные с новой методикой расчёта. Особенно много их пришлось на март, когда часть горожан получила квитанции с заметной плюсовой корректировкой платежей за отопление. Люди не подозревали, что отсутствие общедомовых приборов учёта тепла способно так значительно повлиять на сумму оплаты ресурса.

Прозвучал этот вопрос и в ходе прямой линии с генеральным директором ООО «Сибирская теплосбытовая компания» Андреем Горбатенко в инстаграм-канале СГК, которая прошла в минувший вторник.

ГЕНДИРЕКТОР

НА ЛИНИИ

- Было бы хорошо, если бы на сайте СГК или на иных интернет-площадках публиковались адреса домов, где нет приборов учёта или они не введены в эксплуатацию. К сожалению, бывают случаи, когда управляющая компания (в дальнейшем – УК – прим.ред.) вводит потребителей в заблуждение, заверяя, что приборы в рабочем состоянии. А потом жителям приходят платёжки с перерасчётами на большую сумму. Но ведь люди-то не виноваты! Они искренне считали, что прибор учёта есть и нормально функционирует. Как правило, жильцам сложно контролировать работу своей УК, хотя по закону они и имеют такое право.

- Что касается общедомовых приборов учёта, то, когда вы получаете квитанции на оплату услуг, то там есть обязательная графа – показания общедомовых приборов учёта. На неё нужно обращать внимание, тогда вы поймёте, действует у вас прибор учёта или нет.

С такой проблемой многие столкнулись в  Красноярске, Абакане, Черногорске, когда потребители переходили от методики расчёта по 1/12 на 1/9. Люди привыкли платить определённые суммы, и вдруг им стали поступать платежи в разы превышающие привычные. Когда начали разбираться детально, то стало выясняться: то УК вовремя не поверила прибор учёта, то он вообще у них не работает, хотя жители в своё время сбрасывались на приобретение и установку этого оборудования.

Поэтому, если вы хотите быть уверенным, что прибор учёта у вас есть и его показания действительны, смотрите в квитанциях. Если цифры из месяца в месяц не меняются – значит, прибор не рабочий. В чём причина – нужно выяснять в УК.

- А не может УК сама нарисовать цифры, даже если нет прибора учёта?

- Раньше я с подобным сталкивался часто. Например, жители дома думали, что у них нет прибора учёта и платили по нормативу, между тем УК с ресурсниками рассчитывались именно согласно показаниям общедомового прибора учёта. Разницу между тем, что платили ей жильцы и что платила она ресурсникам, забирала себе в карман. Ведь, как правило, платить по прибору учёта гораздо выгоднее, чем по нормативу. 

Но замечу – такие факты выявляются пусть не сразу, но через года два три тайное становится явным, и тогда у УК начинаются проблемы. А выявляется просто – или прибор надо поверить, или инспекторская проверка в доме была, вариантов масса. А после перехода на прямые договоры такой способ махинации становится совсем не актуален.

Перевод на фактические начисления за потреблённое тепло как раз и выявил, какие компании работают добросовестно, а какие нет.

К примеру, по десяти домам доначисления после перерасчёта были огромные. Если прежде люди платили тысячи по три в месяц, то доначисления за три месяца составляли там от 20 до 30 тысяч рублей! Это произошло за счёт того, что, во-первых, приборы учёта были выведены из строя, во-вторых, дома были вообще не отрегулированы.

Когда жители узнают о подобном, они приходят в недоумение: как же так? Они платили всё время УК, надеялись на качественное обслуживание, а по факту получили столько проблем.

- То есть большие плюсовые перерасчёты связаны именно с приборами учёта? Их неисправностью?

- Здесь два варианта. Первое – если платежи идут по 1/12, то большие плюсовые перерасчёты, как правило, связаны с тем, что неправильно посчитали за предыдущие годы, и среднюю сумму выставляли заниженную. Второе – неисправен прибор учёта или не введён в эксплуатацию, или подкручен. Разные варианты могут быть. 

Вообще все эти нюансы выявляются при переходе на прямые договоры между потребителями и ресурсоснабжающей организацией (в дальнейшем – РСО - прим.ред.).

- Наша УК лукавила с прибором учёта и заявляла  нам, потребителям, что проблема в том, что сотрудники СГК не приходят снимать показания, хотя обязаны это делать. Но должны ли сотрудники теплоснабжающей организации приходить и ежемесячно снимать показания общедомовых приборов учёта?

- По закону снимать показания с общедомовых приборов учёта должны сотрудники УК и передавать их впоследствии ресурсоснабжающим организациям. Более того, согласно законодательству, сотрудники ресурсоснабжающих организаций не имеют доступа к приборам учёта.

Сейчас мы предлагаем всем УК за свои деньги оснастить все общедомовые приборы учёта системой, которая нам позволит удалённо снимать показания. Но мы сталкиваемся с тем, что многие УК отказываются от такого предложения. В чём причина? Видимо, в том, что обслуживание приборов учёта заложено в жилищные услуги, которые оплачивает население. И если это очень большая УК, у нее может быть компания-партнер, которая занимается обслуживанием приборов учёта, снятием показаний, передачей их в РСО. И терять деньги, влияние на эти показания такие организации не хотят. Есть различные возможности для того, чтобы совершать манипуляции с приборами учёта, в результате чего УК зарабатывает на этом деньги. Отмечу – именно УК, а не жильцы дома.

Подготовила

 Валентина КОРЗУНОВА

«ЧР» № 50 от 6 июля 2021г.

Новости по теме: