"Чир Чайаан" стучится в дверь

Дата публикации: 29.06.2021 - 18:10
Просмотров - 369

Сложно представить культуру Хакасии без уникального, многими очень любимого, изумительного, блестящего международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан», а ведь он появился на свет всего 18 лет назад! И вот уже на пороге стоит XI «Чир Чайаан».

Сколько дорогих подарков сделал фестиваль за годы своей жизни, сколько новых традиций появилось, как обогатил культуру республики – об этом можно долго рассказывать и вспоминать. Сегодня мы решили поговорить с министром культуры Хакасии и идейной вдохновительницей фестиваля Светланой Окольниковой о любимом театральном празднике. Что ждёт зрителей через три дня? Ведь XI «Чир Чайаан» открывается 2 июля, так что осталось совсем немного времени, как вновь прозвучит родная до боли музыкальная заставка «Чир Чайаана».

 

- Светлана Анатольевна, осталось совсем немного времени до открытия «Чир Чайаана». Наверняка команда, которая готовит фестиваль, уже успела отдохнуть за два-то года и с новыми силами готовилась к одиннадцатому фестивалю.

- Нет-нет! Сразу скажу, что команда проекта «Чир Чайаан» не отдыхает между фестивалями. В течение двух лет она трудится над проведением нового театрального праздника. Завершился очередной «Чир Чайаан», и сразу, без отдыха и перерыва, команда начинает готовить следующий. Ведь нужно собрать хорошую афишу, хороший бюджет. Конечно, республика помогает, но у неё самой средств в бюджете крайне мало. Поэтому команда сразу включается в работу: ищет и пишет гранты, работает с меценатами и, конечно, тщательно отбирает театры и спектакли для будущего «Чир Чайаана».

- Меня всегда интересовало – как вы находите самые-самые театры и спектакли?! Я догадываюсь, что работа эта непростая, но механизм неясен. Ведь выбрать десять театров России из сотен? Отобрать полдесятка зарубежных трупп из тысяч? А у них ещё отыскать те самые спектакли, которые и должны пройти на нашей сцене… Просто не могу себе представить, как вы это делаете?- Да. Это очень непростая работа. Экспертный совет «Чир Чайаана» отсматривает сотни спектаклей! Это такая кропотливая работа, что они, бедные, уже и смотреть не могут такое количество спектаклей, но куда ж деваться – надо. Смотрят, конечно, видеоверсии. Поэтому мало просто понять спектакль, нужно ещё представить, как он пойдёт на сцене. Ведь есть разница между видео и реальностью.

Нам помогают наши многочисленные друзья по всему миру. Они рекомендуют лучшие работы, присылают нам файлы, а мы уже отбираем из этого избранного. Но всё равно объём огромный.

Ищем спектакли достойного уровня, чтобы они могли удивить нашего зрителя, чтобы там была эколого-этническая тематика. Словом, очень-очень много составляющих, но именно опираясь на эти критерии, нам удаётся держать планку фестиваля на очень высоком уровне.

Понимаете, идея «Чир Чайаана» - в объединении театров, спектаклей вокруг стержневых тем: экологии, этники, профессионализма. Мы никогда не хотели, чтобы наш фестиваль, как иные, стал калейдоскопичным, где смешиваются различные по темам и мастерству театры.

- Да, «Чир Чайаан» похож на симфонию – разные инструменты, но музыка-то общая!

- Именно. К этому мы стремились изначально и поддерживаем сейчас. Правда, бывает, что мы несколько отходим от общей темы и включаем в программу спектакль, на первый взгляд, не имеющий ничего общего с тематикой фестиваля. Однако всё равно его можно привязать к нашей стержневой теме – в конце концов есть понятие «экология души». И если спектакль говорит о каких-то правильных, красивых вещах, это наш спектакль.

Что мы не приемлем – это современные форматы, которые очень модны стали в последние годы в наших театрах. Что-то гремит, что-то падает, ты не понимаешь – зачем это, для чего?

- Ну да, голые актёры в «Чайке» или нетрадиционная ориентация сестёр в «Вишнёвом саду». Хотя, какое это новое? Ведь больше ста лет назад все эти прыжки из шаблонов уже были! Зрители на сцене, актёры в зале, Гамлет на трапеции…

- Да-да, ёлка вверх тормашками и прочее. А сейчас таких спектаклей очень много. Было, что и у нас на фестивале показывали что-то из этого ряда, чтобы зрители видели – и такая форма существует. Но показывали очень редко и  какие-то новаторские спектакли, а не эпатажные.

На самом деле удивить можно только настоящим искусством. Когда ты сидишь в зале, и то, что происходит на сцене, трогает до глубины души. Когда ты выходишь после спектакля и не можешь говорить, потому что эмоции тебя переполняют – значит, ты встретился с настоящим искусством! А не подделкой под него. И у нас на «Чир Чайаане» будут такие спектакли.

- Что особо интересное будет в этом году?

- Будет РАМТ (Российский академический молодёжный театр). Они уже приезжали к нам, и зрители влюбились в актёров, в молодую и безумно талантливую труппу, в постановочную группу. РАМТ везёт к нам три спектакля.

Наш театр «Сказка» давно мечтает поставить детский спектакль «Денискины рассказы» - ну это же классика для детей. Это смешно, интересно, поучительно. Но почему-то никто из режиссёров не хочет ставить его.

И представляете, разговариваем с РАМТом, просим привезти какой-нибудь детский спектакль, а они предлагают: «А давайте мы вам «Денискины рассказы» привезём!»

Видите, какое совпадение! Конечно, мы рады такому спектаклю на нашей сцене.

Второй раз приедет драматический театр «Человек» из Москвы. Сейчас они привезут «Китайские сказки». Кстати, автор сказок – мама представителя МИД Марии Захаровой, она китаевед по профессии, много лет прожила с мужем в Китае, поэтому не удивительно, что вдруг решила обратиться к такой теме.

Ничего случайного не бывает. Когда-то на форуме «Сибер Ил» мы проводили секцию ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), и отец Марии Захаровой Владимир Захаров, в то время он был президентом ШОС, нас поддержал, сделал всё, чтобы сессия состоялась, жаль сам прилететь не смог. Но с ним мы разговаривали по телефону, обсуждали все нюансы, связанные с сотрудничеством ШОС и Хакасии. Речь шла о проекте «Великий шёлковый путь».

И теперь вот новая встреча с членом семьи Захаровых.

- Я всегда говорила, что безумно люблю «Чир Чайаан», каждый раз жду его с нетерпением. Но сейчас боюсь, как бы пандемия коронавируса не вмешалась. У вас информации больше, скажите – бояться не стоит?

- Опасаюсь, что планы могут быть сорваны. Увы. Мы сейчас не знаем, смогут ли приехать зарубежные театры, будут ли открыты границы. Все визы, разрешения, всё есть, но вопрос с границами остаётся. Мы выбрали уличный театр из Франции, в чём-то аналогичный тому, что был на прошлом фестивале. Очень интересный, яркий, дорогой театр. Он был на Универсиаде в Красноярске. К нам они должны привезти спектакль «Подводная Одиссея».

Израильский театр везёт трогательный спектакль «Колобок». Финны будут.

- Никогда не забыть выездные спектакли. Ведь не все зрители имеют возможность съездить в Абакан. Даже черногорцам сложно, что уж говорить об отдалённых районах. И помню, какие фотографии были со спектакля «Петрушка», который прямо на поляне прошёл в посёлке Шира. Лица детей – изумительные! Они так смотрели на актёра, так сопереживали, что это дорогого стоит.

- Да, это был замечательно! Конечно, на природе другое впечатление! Мы же говорим про этнокультуру, а она связана напрямую с природой, зависит от пространства.

Помню, когда-то давно театровед Олег Лоевский посоветовал нам спектакль якутского театра, мы потом его смотрели в Центре культуры имени Кадышева. Ну, посмотрели - вообще не впечатлило. Как-то вяло, нудно, тяжело. Эх, думаю, удружил нам критик, пересмотрел спектаклей, вот и советует ерунду.

Но вторая часть фестиваля «Чир Чайаан» тогда проходила в Абазе. Специально отреставрировали к тому времени базу. Отправили всех чиновников города порядок наводить, а то там мусорка была настоящая. Почистили сосновый бор, несколько машин вывезли. А ведь когда-то нужно было это сделать? Вот, кстати, вам и экологический аспект фестиваля. Вы мусор убрали, а мы вам построили инфраструктуру, которой вы будете пользоваться многие годы. Да к тому же ещё отдыхать с детьми в чистом лесу.

Так вот, в девятом часу вечера, уже смеркалось, вокруг горы, тайга, природный амфитеатр, костёр, и якуты представили нам свой спектакль. Это было совершенно другое зрелище! Никакой тоски, скуки. Никогда не забуду сцену: закат солнца и воины со стрелами уходят в лес. Я буквально вжалась в скамейку, настолько сильные эмоции были. Вот что значит правильные декорации! В зале спектакль провалился, а здесь произвёл фурор.

Многое зависит от площадки, от места, от времени. Тогда и можно испытать культурный шок. Вот воздействие настоящего искусства – когда звёзды сошлись в том месте, в тот час и с теми людьми. Потрясение.

- Да, то самое пробуждение культуры, которое и  должно быть в идеале. К сожалению, сегодня это стоит немало, не все родители потянут финансово.

- Вкладывать в воспитание, образование детей - это всегда непросто и недёшево. И надо себя в чём-то ограничивать, чего-то лишать – свободы, отдыха. Но потом и результат будет. Посмотрите, как на западе занимаются с детьми. С двух лет уже языки, развивающие кружки. Помню, летела из Москвы, и в аэропорту была русско-испанская семья. Ребёнку года три, так то папа с ним по-испански считает, то мама по-русски, то сказки на разных языках слушает.

А у нас часто времени не хватает. Времени или желания. Стереотип – пусть ребёнок сам играет, «Лего» собирает. Зато потом удивляемся, в кого они такие вырастают? А нужно вкладывать.

Вот и мы с юными артистами стараемся проводить массу времени. Возим на мастер-классы отличных музыкантов, артистов. Для настоящих профессионалов, чтобы их вырастить - нашего местного уровня уже не хватает. Конечно, это и трудно, и затратно. А как быть? Если мы хотим профессиональных мастеров сцены, то нужно вкладывать.

- Вы всегда в рамках фестиваля проводите образовательные программы. Что-то из этой серии в нынешнем году будет?

- Конечно. В этом году мы взяли тему инклюзии – тема  редкая и очень сложная. Искусство должно помочь людям с ограниченными физическими возможностями жить полноценно. К нам приезжают серьёзнейшие эксперты, которые работают в разных направлениях – и со слабослышащими людьми, и с людьми, у которых диагноз ДЦП. Методики, технологии – всё это станет доступно и нам.

Будет привезён спектакль театра «Инклюзион» - очень мощный театр со сложными технологиями. И жители Хакасии смогут увидеть их постановку. Причём это будет с включением в спектакль наших актёров, музыкантов и зрителей. Это  грандиозный и интересный микс. 

Так что по инклюзии  проведена очень большая работа. И наша задача – включить всех, кто профессионально занимается с такими детьми, в программу. Подготовить, дать какие-то направления в дальнейшей работе. Будет очень серьёзная образовательная программа, направленная на работу с инклюзией через искусство, театр, творческие технологии. Чтобы эти люди почувствовали внимание к себе и получили через искусство определённую реабилитацию. 

Беседовала

Валентина КОРЗУНОВА, фото из архива автора. "ЧР" № 48 от 29 июня 2021 г.

 

Новости по теме: