По дороге с облаками

Дата публикации: 23.06.2021 - 10:16
Просмотров - 666

- Ну вот, приехали! Точнее, никуда не поехали! – со злой обидой говорила знакомая. – Опять ковид, ограничения – всё, привет отпуску! 

- Так ведь не обязательно за границу ехать, можно и в России поискать, мест-то интересных сколько… - ответила я.

- Да какие места? – чуть не взвыла приятельница. – Всё равно ограничения, маски, режимы, билеты дорогие. Опять дома сидеть, не по Хакасии же ездить, тут мы уже везде бывали.

- Ой ли? – усомнилась я. – А на Позарыме?

- Где это? Что там? – удивлённо откликнулась женщина. – Впервые слышу. Позарым…

СТРАНА ГОРНЫХ ДУХОВ

Позарым...

Только вслушайтесь: По-за-рым...

Мощь и сила, предупреждение и грозный намёк, суровость и... тонкий звук горного ручья...

Это всё - Позарым, горная страна Саян. Когда ты стоишь на сотом километре трассы Абакан-Ак-Довурак, то одна нога у тебя покоится в Хакасии, а другая уже ступает по тувинской земле. 

Не представляю, как можно не влюбиться в эту горную страну? И как можно  не зауважать?

Удивительное место, удивительная сила и красота. Здесь можно сходить с ума от величия Природы и искать, и даже находить себя. Вот даже пять минут в тишине переворачивают многое - в душе, в тебе, в мыслях...

Позарым – это и реликтовое озеро, до которого могут дойти  только подготовленные туристы, и заказник заповедника «Хакасский» в Таштыпском районе, и визит-центр, который открыли всего два года назад.

С одной стороны – Позарым известен очень давно, в том числе и как туристический район, ещё в советские времена туда ходили в категорийные походы. С другой стороны, заказник «Позарым» очень молод, ему всего десять лет. И лишь один год исполнился туристско-рекреационному кластеру «Горная страна».

Напомню, год  назад состоялся Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России, организованный Агентством стратегического развития при поддержке Минприроды, Минэкономразвития, Минвостокразвития и Ростуризма. 115 заявок из 68 регионов России было подано на конкурс, конкуренция жёсткая – не легко соперничать с Камчаткой и Крымом, Кавказом и Байкалом. Но проект заповедника «Хакасский» смог не просто привлечь внимание профессионалов туриндустрии, но и заинтересовать перспективностью. В итоге «Горная Хакасия» вошла в число победителей конкурса.

А это значит – новые возможности для развития, новые инвестиции, новый подход к развитию туризма.

Как отмечал после победы проекта директор заповедника «Хакаский» Виктор Непомнящий, создание кластера экологического туризма на юге Хакасии позволит привлечь порядка 509 млн рублей инвестиций. Причём инфраструктурные объекты будут размещаться за пределами заказника, а на самой территории «Позарыма» создадут экологические тропы. Также планируется создание глэмпингов (разновидность кэмпинга), гостевых домиков на территории поселка Большой Он. Реализация данного проекта позволит увеличить турпоток к 2025 году в пять раз - до 15 тысяч человек в год, создать 130 рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Кстати, крайне важно, что в рамках кластера планируется создать природный парк «Маранкульский», это позволит сохранить удивительно красивое озеро и прибрежную территорию, которую до той поры безжалостно уничтожали дикие туристы и не менее безответственные предприниматели. Надо сказать, в последние годы ценители природы били тревогу по поводу уничтожения уникального озера и бездействия властей.

В первой декаде июня заповедник «Хакасский» устроил инфотур в «Позарым», чтобы самостоятельные гиды, руководители экскурсионных бюро могли посмотреть новые маршруты.

 

ШКОЛА ЖИЗНИ

НА ГОЛЬЦАХ

Гольцы... Слово-то какое резкое - гольцы! 

Словно, выстрел - шарах, и прощай,котёнок.

Гольцы - это камень и ветер, стужа и зной, смерть живому... Правда?..

Нет!  Гольцы - это жизнь.  Пусть сложная, на пределе, но с радостями, расцветами и закатами, грозами и радугой.

Я люблю эти мужественные цветы, что растут на гольцах. Без всяких коучей – «Как стать счастливым за пять лекций по 100 евро», они на деле показывают: жить радостно, яростно радостно, можно везде - главное захотеть!

Гольцы «Позарыма» - это вершины свыше двух тысяч метров, щедро покрытые плитками сланца, порой  такими тонкими, что чуть ли не просвечивают на солнце. Впрочем, коренная порода тоже отличается особым строением: то тут, то там горы словно покрыты иглами – идёшь по такому «ёжику», и в голове невольно начинают звучать строчки Юрия Визбора:

Но с вершины через

                   скальные ножи

Ты посмотришь вниз,

      как с мачты корабля:

Под ногами что-то

                   плоское лежит

И печально называется

                                    Земля.

С первого взгляда, особенно, если это взгляд со стороны, через экран монитора, в гольцы, пожалуй, сложно влюбиться – слишком уж они холодны, неприступны и безжизненны. Но не верьте первому впечатлению! Рискните пройти по тропе, ну хоть немного, хоть на пару вершин, и вы поймёте, что гольцы это особый мир – да, непростой, но сильный и чистый. Гольцы не врут, не сулят подарков, они честно предупреждают: здесь непросто. Но если  ты потянешься к ним душой, посмотришь за скальную ширму, то перед тобой откроются удивительные картины.

Чего стоят одни лишь облака над гольцами! В «Позарыме» они настолько разные, но все такие близкие, что кажется – протяни руку и ты возьмешь в ладонь невесомый белоснежный кусочек. Недаром же маршрут от сотого перевала по гольцам к вершине Каракош инспекторы заказника так и назвали «По дороге с облаками». Пока мы шли по гольцам, ошеломлённо оглядываясь на горы, озёра в низинах и облака, в голове вдруг сама собой зазвучала песенка из старого мультфильма:

Хорошо под небесами.

Словно в лодке

                           с парусами,

Вместе с верными

                               друзьями

Плыть куда глаза

                                  глядят.

По дороге с облаками,

По дороге с облаками

Очень нравится,

                               когда мы

Возвращаемся назад.

Впрочем, нет – о возвращении домой мы тогда и не думали. Напротив, очень хотелось подольше походить по гольцам.

Ведь представьте – у нас уже лето, с бурной зеленью, цветами и даже жарой. А там, в горах, природа только-только начинает пробуждаться. Скромные цветы высокогорной тундры торопятся жить. Не успел толком сойти снег со скального пятачка, а цветы уже вовсю распустили лепестки. Это соседство сугробов и цветущих растений как-то по-особенному трогает.

Но горы  есть горы, погода в них непредсказуема. Не успели оглянуться, а небо уже накрыла чёрная туча, и пошёл снег. Несколько минут метели, и солнечный луч пробился сквозь облака. И тут же радуга, за ней вторая. Представляете – снег и радуги! Где вы такое ещё увидите? Уж точно не на равнине.

И только страшно представить, что эту удивительную красоту может безжалостно уничтожить злая дикость и глупость человека. Увы, но примеров хватает. Даже не буду говорить о горах Кавказа и Крыма, достаточно вспомнить убитые Ергаки. Ещё четверть века назад они были прекрасны и почти нетронуты людьми. Туристы, что ходили в горы, довольно бережно и ответственно относились к деревьям, озёрам, речкам. А потом на Ергаки пошёл турист массовый и необученный. Как итог – вырубленные кедры у озёр, мусор на тропах, расписанные скалы, закутанные в тряпьё деревья.

И ПУСТЬ НА МЕНЯ ОБИЖАЮТСЯ…

Там, на гольцах, я познакомилась с экскурсоводом из Абакана Марией Окуневой. По дороге разговорились – и, честно, меня несказанно порадовало то, что говорила Маша. Это мысли не просто честного человека и ответственного гида, это глубокая уверенность в том, что главная задача экскурсовода не в том, чтобы заработать денег и показать туристам очередную достопримечательность, а в том, чтобы сберечь это место для будущих поколений в том же виде, что и сейчас.

Слово Марии Окуневой:

- Гидом по Хакасии работаю уже 4 года, но не всё время, и это не основная моя профессия,  я учитель биологии, преподаю в «Кванториуме». Маршруты разрабатываю сама или пользуюсь уже сделанными. Например, в Оглахты брала за основу маршрут, который сделал заповедник, но добавляла свои элементы. По запросам людей могу включить сеансы медитации или мастер-класс по фотографии.

Туристов приезжает очень много. Я в основном работаю с теми, кто приходит ко мне через инстаграм. Выкладываю фотографии или видеоролики, люди интересуются, мы списываемся, а потом провожу экскурсии. Ко мне специально из Москвы туристы приезжали. Самые дальние гости были из Германии. Сейчас тоже мне написали, и мы думаем, куда и как пойти, если, конечно, позволят ограничения по ковиду.

В целом вожу не так много групп, но запросов приходит много. Гостям очень нравится наша природа, местный колорит. Плюс в том, что у нас дикие места, это многим интересно. Мест в России много красивых, но мало таких, где совсем дикая природа. Минус – отсутствие инфраструктуры.

Перспективы у нас хорошие, для развития туризма большой потенциал. Вижу свою задачу и ответственность экскурсовода в том, чтобы сохранить нашу природу, поэтому предпочитаю выбирать места, где есть охрана – заповедник или заказник. Люди разные, не всегда сами готовы беречь, но я хочу, чтобы наши места и дальше радовали, поэтому не просто объясняю, что можно, а чего нельзя, но и создаю такие ситуации, где нарушать просто невозможно. 

Я не так давно побывала на Байкале – удивительное место, очень красивое, но ужасно испорченное людьми, безумно жаль озеро и его берега! Не хочу, чтобы с Хакасией было так же. Инфраструктура там тоже не очень развита, но ведь это не повод бросать мусор везде. Ломать деревья и т.д.

Поэтому, когда я начинала проводить экскурсии вместе с заповедником «Хакасский», многие люди даже обижались, почему они должны ходить только с гидом, ведь это общая природа, почему не могут сами?! Приходилось объяснять, что смысл заповедника как раз в том, чтобы оставить природу такой, какая она есть, и для потомков. И когда они уже ходили вместе со мной по тропам, то соглашались – смысл в охране и обязательном гиде есть, чистота налицо. Ни соринки, ни сломанных деревьев.

ДАВАЙ  ПОСИДИМ У БОЛЬШОГО КОСТРА

Однажды, в то время, когда Ергаки ещё были почти безлюдны, на озере Медвежьем собралась группа туристов из разных городов страны. Были ребята из Томска и Новосибирска, Дальнего Востока и Центральной России. Тогда, не помню уже от кого, я впервые услышала песню Сергея Данилова, где были такие строчки:

Давай посидим 

            у большого костра,

Что наши друзья

               развели на поляне,

Пусть сплавит сердца

              его жаркое пламя...

Давай посидим у костра, давай посидим у костра.

Песни под гитару перемежались разговорами, в том числе о том,  что будет дальше с горами, реками, пещерами, если придут туристы необученные, для которых слова «беречь природу» - пустой звук. Впрочем, даже в самых трагичных прогнозах мы не представляли, что на  озере Светлом откроют торговую палатку, а к висячему камню проложат деревянный настил. Хотя, честно скажу, уж лучше такие экотропы, чем выбитая дорога по корням кедров.

На Позарыме тоже много говорили о туристах, об ответственности гидов. Правда, не у костра, а просто за столом в визит-центре, но обсуждения были горячие.

Что порадовало – гиды чуть не в один голос говорили о необходимости воспитания и своих коллег-экскурсоводов, и туристов.

Сергей – инспектор заповедника «Таймырский». Каждый год приезжает в отпуск в Хакасию, здесь проводит мастер-классы для гидов, водит туристов. Будучи сам из старых походников, яростно защищал идею необходимости организации специальных курсов для людей, которые хотят ходить в горы.

- Сегодня крайне низок уровень образования и понимания у туристов, - говорил Сергей. – Они не просто не знают, как себя правильно вести в горах, они даже не понимают необходимости соблюдения правил. Как итог – слишком много несчастных случаев. Но ведь горы – это не тротуар в городе, здесь бегать не стоит. И лезть, чтобы поселфиться, на вершины – тоже не стоит. Сколько таких горе-фотографов потом приходилось выносить?!

Николай Сеславин, гид из Красноярска, рассказал о проекте, который он реализует вместе с коллегами. Проект называется «Енисейский географический союз», в его рамках проходят туры в трёх регионах  Сибири: Красноярском крае, Хакасии и Туве.

- Позарым – это легендарная территория, здесь уникальная флора, фауна, здесь очень интересно для туристов, - говорил Николай. - Природа привлекает именно своей дикостью, первозданностью, нетронутостью. Жители больших городов тоскуют без такого, среди них довольно распространено желание увидеть именно дикую природу. Тем более  в последний год, когда нет привычного доступа за рубеж, россияне стали активно познавать Россию, и Сибирь в частности. Особенно она увлекает своей дикостью, необузданностью, стихийностью.

- Но как сохранить всё это?! – не выдержала я. – Ведь нередко именно гиды, грубо говоря, режут курицу, которая несёт яйца, то есть губят природу, по которой водят свои группы. То костерок в корнях кедра разведут, то мусорную свалку на бивуаке устроят. И ведь их почти не привлечь к ответственности? Как найдёшь, как накажешь?..

- Необходимо развивать культуру туристов, воспитывать их, - ответил Николай. - Большая ответственность ложится на проводников, чтобы они не допускали нарушения правил туристами, сами ни в коем случае не нарушали. Своим примером в первую очередь должны внушить туристам бережное отношение к природе, показать, как надо обращаться с окружающей средой. Причём не только с природой, но и с местными обычаями, верованиями малых народностей, которые проживают на территориях.

Кстати, последнее замечание также очень важно. Ведь на том же сотом перевале можно увидеть и огромную коновязь с повязанными чалома, и старое костровище с обожжёнными костями и черепом барана, многочисленные турики или обаа – горки камней, сложенные в пирамиду как знак поклонения местным духам. И это здорово, что современные гиды, по крайней мере те, что собрались в инфотуре, понимают, что с обычаями, верой и традициями народов необходимо считаться, беречь и уважать разные культуры.

ГОРНОЙ ТРОПОЙ

К ОЗЁРАМ

Ходили мы с нашей группой и новым маршрутом к каскаду горных озёр. И хотя путь недлинный, километра четыре максимум, простым его не назовешь. И это надо учитывать, если вы вдруг, прочитав эту статью, захотите отправиться в горы Позарыма. Особых ограничений по возрасту и здоровью нет, но маленьким детям всё же не стоит отправляться в поход, как и людям, у которых есть проблемы с ногами – нагрузка всё же немаленькая. Приходится прыгать по курумнику (это памятники ледникового периода – груды, а то и целые каменные реки, навыки ходьбы по валунам даются не сразу и не всем).

Также на пути к горным озёрам встретится пара переправ через ручьи. И хотя ширина у них небольшая, глубина тем более, но вброд перейти не получится, разве что надев болотные сапоги. Однако в такой обуви по курумнику не поскачешь. Переправа же представляет собой пару не особо толстых брёвен, по которым можно перебраться на другой берег. Испытание не для каждого - и скользко, и страшно.

Зато, когда преодолеешь дорогу,  перед тобой откроется такая красота, что ни фото, ни видео, ни рассказ не передаст её. Это надо видеть самому!

И главное, или по крайней мере одно из главных – там почти нет людей, эти места ещё дикие. Здесь можно в полном смысле слова остаться наедине с природой, и никто не помешает вашему разговору.

Наверное, недаром сегодня так востребован именно такой вид туризма – путь в дикие места, нетронутые человеком. Живя в городах, в вечной суете, информационном гуле, нет времени остановиться, подумать – о себе, о жизни, о смысле. А вот в таких местах, как Позарым, кажется, сами горы помогают тебе понять себя.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. "ЧР" № 46 от 22 июня 2021 г.

Новости по теме: