Я вернусь за ними завтра

Дата публикации: 25.05.2021 - 09:22
Автор:
Просмотров - 420

Это раньше – лет 20-30 назад – Девятый поселок считался бандитским. Некуда было деться пацанам, кроме улицы. Из развлечений – покурить, выпить да наделать разных дел, за которые по головке не гладят. Но сейчас поселок, в плане количества плохишей, ничем не отличается от других районов города. Так говорит инспектор отдела по делам несовершеннолетних ОМВД Черногорска Елена Баженова, которая курирует этот участок в течение 16 лет. 

 

В Девятый Елена Владимировна наведывается как минимум два раза в неделю – проверяет, как живут дети в неблагополучных семьях, где проводят время трудные подростки, приезжает беседовать с родителями, чьих детей уже забрали из семьи, но еще могут вернуть, если мама и папа возьмутся за ум. Ей не нужно смотреть бразильские сериалы: достаточно навестить своих подопечных, в домах которых кипят нешуточные страсти. Только вот уюта, тепла и любви там обычно нет.

 - Позавчера она напилась, вышла на него с ножом – вот таким тесаком! – рассказывает женщина про семейную пару, с которой ей «посчастливилось» жить по соседству. – Хотела вызвать полицию, пошла за телефоном, но смотрю, уже куда-то делись.

Вот и сейчас на двери висит замок. Мужчина, скорее всего, на работе, а вот где мать четверых детей, которых три недели назад инспекторы были вынуждены забрать из дома, неизвестно. Говорят, скандалы в семье А. продолжаются из-за появления у дамы поклонника на стороне. Женщина мечется от мужа к любовнику, нет у нее времени убираться, готовить обеды и делать уроки с детьми… В итоге старая деревянная хибара по улице Гайдара превратилась в место, непригодное для жизни. Такое увидишь разве  что в фильмах о трудном послевоенном времени.

Впрочем, всё давно шло к тому, что 15-летняя Даша, её сестра и младшие братья оказались в «Чайке». Спали они на вонючих матрасах, которые небрежно брошены на пол, в грязи и вечной разрухе. В доме - смрад, который ничем не вывести, и мать, тонущая в пьянстве, лени, разврате.  

 -  25 апреля женщина ушла из дома, трубила по всему поселку, что у нее новая семья и дети ей не нужны. Супруг работает кочегаром день-ночь, без выходных, дома полная антисанитария, бани нет, дети ходят мыться к нему в кочегарку, – рассказывает Елена Владимировна. - На учете эта семья с декабря, но знаю их давно, сначала просто беседовали с ними, пытались вразумить, дать хорошие советы, но на них это не действовало.  Детей пришлось забрать.  Мужчине будет трудно воспитывать их в одиночку, тем более что официально он отец только  одного мальчика, в свидетельствах о рождении остальных детей он не указан, а значит, прав на них не имеет.

В общем, ребятишки теперь не мешают маме крутить шашни. В день ее рождения – так совпало – ей позвонили из «Чайки» с просьбой принести медицинские полиса детей, на что она с раздражением ответила: «Вы что не видите, какое сегодня число?!» Осталось только извиниться, что побеспокоили даму в именины… и порадоваться за детей, которые сейчас в чистоте, тепле, досыта едят и занимаются интересными детскими делами, которые организовывают для них педагоги реабилитационного центра.

 - Ребят, которые растут в жутких условиях, видно сразу, - делится Елена Владимировна. – Их хочется назвать детьми маугли за их диковатость, эмоциональную нестабильность, неадекватное поведение. Многим кажутся странными, еще бы, ведь они не видят и не знают привычных для нас вещей, еды. Некоторым в диковинку даже обычные булочки… 

      

Не берет мир и супругов Щ. Пару дней назад сюда вызывали полицию, которая помогла утихомирить пьяного мужчину – он бросался с ножом на жену и мать. Всю эту «чудесную» картину наблюдают дети, годовалая малышка и её 12-летний брат. Главу семьи арестовали на трое суток, но теперь он дома, расслабляется, стоит с понурой головой перед инспектором ОДН. Утверждать, что его мучает совесть, вряд ли стоит: агрессию с его стороны супруга Анна наблюдает не впервые, и бессмысленно надеяться, что этот случай был последний. Самое страшное то, что в ближайшее время мама отправится в колонию: на нее заведено уголовное дело за распространение наркотиков, дома она находится только до суда. У молодой женщины потерянный взгляд: понимая, что натворила, теперь она бессильна что-либо сделать, и каждый день с грустью ждет расставания с семьей.

 - Мужчина тоже в свое время был трудным подростком, неоднократно судим, но Аня почему-то решила выйти за него замуж. Родилась Марьяна, а Вадим - сын еще от первого брака. Так как папа воспитанием девочки не занимается и заниматься вряд ли будет, то он кандидат на лишение родительских прав. Завтра оформлю третий протокол на привлечение его к административной ответственности за невыполнение обязанностей как родителя, а потом материал пойдет на ограничение прав. Усугубляет его положение последний случай, вероятно, будет заведено дело по статье 119 Уголовного кодекса «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», - объясняет Елена Владимировна.  – Марьяна, по всей видимости, останется с бабушкой, если конечно, ей дадут опеку. Если нет – в приемную семью. Старший мальчик отправится к родственникам родного отца.

 

       Следующую непутевую мамашу удалось разыскать у соседей в одном из домов на окраине Девятого поселка. Здесь тихо, чисто - аккуратные новые многоквартирные дома  построили специально для тех, кто жил в старых полуразрушенных хибарах и не мог приобрести жилье получше. Казалось бы, живи и радуйся. Работай, расти детей, рядом 4-я школа, чуть дальше – школа искусств, есть зал дзюдо – только детям нужно подсказать, что спорт – это хорошо... Но нет – даже выданную бесплатно новую квартиру дама и ее гражданский муж, отчим двух ее сыновей, оборудовать не могут. У детей нет самого необходимого – даже матрасов.

 - Елена Александровна, вы второй ногой наступили на грабли! Еще один шаг  – и лишение родительских прав. Почему вчера не пришли в отдел? Я вас ждала, - пытается вразумить женщину инспектор ОДН, но та смотрит на нас осоловело, сфокусироваться получается с трудом – видно, действует алкоголь.

 - Дети мне нужны! – выдавливает из себя дама. – Завтра приду! Я не выпившая, а зарёванная!

Однако меньше всего она похожа на расстроенную мать, которая готова разбиться в лепешку, чтобы вернуть детей. Покачиваясь перед сотрудником  полиции, она обещает встать на путь исправления … завтра.

На что живут такие люди? На детские пособия, случайные заработки. Этой женщине подвернулись деньги, которые выплатили ребенку в качестве компенсации за травму.  В него прилетело оторвавшееся от машины колесо, водитель перевел на счет мальчика около ста тысяч, часть денег передали маме по её просьбе.  Вмиг потратила 70 тысяч – вставила входную дверь, купила телевизор, правда, через неделю сдала его в ломбард… Остальные деньги чудесным образом испарились.

 - 13 мая ко мне пришел участковый и рассказал, что Елена Александровна ходит по поселку и побирается. Я приехала в школу, переговорила со старшим ребенком Захаром (ему 11 лет) и убедившись, что живется с мамой им трудно, увезла в больницу для первичного осмотра, потом в реабилитационный центр для детей. Младшего, 9-летнего  мальчика, забрать не удалось, мама устроила истерику, напугала его. Вырывать ребенка с силой я не могу. В школу она его сначала не отпустила, но на следующий день мальчик пришел на уроки, и мы тоже его забрали, потому что оставлять в таких условиях нельзя. Дети живут дома полуголодными, у Захара случались голодные обмороки. С декабря школа начала кормить их, даже домой им отправляют некоторые продукты, - рассказывает Елена Владимировна.

Теперь решать судьбу детей будет специальная комиссия – либо маме дадут еще один шанс, либо ограничат в правах.

      

Навестила Елена Владимировна и подростка, который стоит на учете в ПДН из-за наркотиков. Покурить ему и другим ребятам предложил некий мужчина, которого теперь привлекут по соответствующей статье Уголовного кодекса. Мальчик еще состоит на учете и у врача-нарколога, должен ежемесячно отмечаться у него, проходить тесты. Также ребенок должен являться на советы профилактики, отчитываться, что сделал хорошего, что плохого.  Инспекторы отдела по делам несовершеннолетних в гости к таким подросткам вправе нагрянуть без приглашения – хоть утром, хоть вечером.

 - На учете в ОДН дети стоят полгода, но те, кого поймали в алкогольном или наркотическом опьянении, - дольше, без разрешения нарколога их снять с учета нельзя, а врач контролирует таких детей обычно в течение года, - объясняет Елена Владимировна.  – Очень много детей сейчас на учете за употребление наркотиков.

 - Были ли за время вашей работы случаи исправления неблагополучных родителей?

 - Да, есть семья, которая давно снята с учета. Два года мы работали с ними вплотную, мама и папа запивались, встал вопрос о лишении родительских прав. Но потом Оксана и Геннадий твердо решили бросить пить. Закодировались оба, взялись за ум, я помогла Оксане устроиться на работу в детский сад, он работает на птицефабрике. Теперь самое крепкое, что пьют, - это квас. Жаль, такой пример у меня только один. После процедуры ограничения родительских прав, когда детей забирают на полгода, еще никто не восстановил свои права. Дети навсегда расстаются со своими родителями, их забирают  приемные семьи.

 - А что будет с детьми первой семьи А.? Их четверо…

 - Сразу четверых вряд ли возьмут, а разделять родных братьев и сестер нельзя, значит, они отправятся в детский дом.

 

Служить в полиции в принципе могут не все, а в подразделении по делам несовершеннолетних тем более. В инспекторе должны сочетаться трудно совместимые качества – жесткость, настойчивость, стальные нервы и милосердие, эмпатия, терпимость. Вот почему сотрудники ПДН Черногорска зачастую выходят за рамки своих служебных обязанностей – берут с собой в рейды сладости для детей, привозят к праздникам продукты, ручаются за своих подопечных, когда для них находится работа. Елена Владимировна  с коллегами даже устраивают для непростых семей благотворительные ярмарки, договариваясь с предпринимателями. Однако при этом у многих  вырабатывается потребительское отношение к полицейским, и вместо того, чтобы прислушаться к их предупреждениям и советам, как перестроить жизнь, горе-родители ждут очередных гостинцев и помощи, продолжая топить себя и своих детей.

Благо, малышей можно спасти, чтобы беспробудная пьянка взрослых, отвратительные сцены насилия, загаженные и холодные дома, голод остались для них в прошлом. Чем раньше вырвешь ребенка из ада родного дома, тем больше вероятность, что гнусное отношение сотрется из его памяти и он вырастет нормальным человеком – грамотным юристом, добросовестным автомехаником, хорошим учителем, и у него будет счастливая семья, уютный дом, где пахнет булочками. Пышными, румяными, со сгущенкой, вареньем или корицей.  Детям ведь большего не надо – стакан молока, вкусную булочку и мамину любовь.

Анастасия ХОМА,

фото автора

«ЧР» № 38 от 25 мая 2021г.

 

Новости по теме: