Не бегали, не играли, чистили картошку

Дата публикации: 13.05.2021 - 09:11
Просмотров - 346

Вот уже 76 лет наш народ живет под мирным небом. Не рвутся снаряды, не слышен лязг гусениц танков, немецкий солдат не топчет своими кровавыми сапогами русскую землю.

 И всё это благодаря тем, кто ценой своей жизни спас нашу свободу. И еще живы те, кто был участником страшных военных годин.

О каждом из них можно писать романы, повести, снимать фильмы, потому что их жизнь – это подвиг во имя мирного неба над головой. Одна из них - Мария Ивановна Салашнева, родившаяся 10 мая 1932 года в глухой деревне в Иркутской области. В семье было 12 детей: поровну мальчиков и девочек. Жили дружно, во всем помогали друг другу.

 Маше исполнилось всего 9 лет, когда началась война. Мужчин забрали на фронт, а отцу дали бронь. Кроме него в деревне осталось еще три старика.

«Ох, и досталось же им! - Почти с криком вырвалось из души Марии Ивановны. – Мама проводила на фронт четырех братьев. В живых остался только один, но от ран вскоре умер. Другой брат пропал без вести. О нем до сих пор ничего не известно. Таких без вести пропавших и сейчас остается много. На двоих братьев пришли похоронки, но один оказался живым. Его, тяжело раненного, истекающего кровью после сражения под Смоленском, нашли в лесу фашисты и забрали в плен. Об этом стало известно только через десять лет. Из плена брата освободила наша армия, но за то, что сдался, надо было понести наказание. Вот почему о нем десять лет ничего не знали. Он так вскоре и умер с надломленной душой и израненным сердцем. И сколько подобных судеб!»

Рассказывая о страшных событиях, Мария Ивановна тяжело вздыхает. Слишком рано детям пришлось повзрослеть.

«Брату было всего 10 лет, а он не выпускал вожжи из рук. Весь день на работе. Придет до изнеможения усталый, поест картошки, кроме нее в доме ничего не было, и падает в кровать. В школе он не учился, не до того было. Но хоть и не получил школьных знаний, зато перенял самое главное – любовь к труду, к людям и к жизни вообще. Сразу после войны брату вручили правительственную награду».

У Марии Ивановны за плечами всего 4 класса. Учились два дня, а два работали. «Мы не бегали, не играли, мы чистили картошку, в кровь стирая руки, от мозолей лопалась кожа. А женщины плакали и уговаривали обессилевших от непосильного труда детей чистить и чистить картошку, потому что потом они ее резали на брусочки, сушили в печке. Мальчики крошили табак, кололи дрова, которые женщины почти на себе тащили из леса. Дрова надо было нарубить брусочками, чтобы вечером отец мог отправить их в военные эшелоны, идущие на фронт.

С радостью девочки шили из разных лоскутов кисеты, собирали посылки. Дети понимали, что их папки на фронте хотят есть, им нужны силы, чтобы нас защитить. Потому делали любую тяжелую работу: вязали осиновые веники для овец, колотили лён. Тяжелее всего было отцу. Что он только ни делал: отбивал косы, ремонтировал вилы, грабли, сбивал ящики для посылок, сам шил сбрую для лошадей».

Так день и ночь ковали в тылу победу. «Как выстояли, как выдержали – до сих пор не пойму, - говорит Мария Ивановна. – Но сколько было радости у нас, когда закончилась война. Плакали от радости, что победили, и от горя, что родные остались лежать на поле боя в чужой земле.

Наступала новая жизнь, стали восстанавливать хозяйство и сделали это быстро. Закаленные в боевых сражениях и на трудовом фронте, не боявшиеся никакой работы, из пепла возрождали страну».

 Брат и сестры из деревни уехали. А бросить мать одну Мария Ивановна не могла, так и прожила на одном месте 50 лет. И когда умерли все родные,  оставила свою деревню и переехала в наши края. В Абакане тогда открылась трикотажная фабрика. Мария вышла замуж, но забыть войну было невозможно.

«У мужа был брат-инвалид. У него был горб и сзади, и спереди. И только потому, что его ребенком сбросил с печки на пол фашист. Но все равно он выжил, получил высшее образование и работал в красноярском крайотделе финансистом. Но умер еще в расцвете лет, а что пришлось пережить мужу, и представить трудно. Помнит, как его родную мать немцы привязали за хвост к коню и долго таскали ее тело по земле». Да, действительно представить такое трудно, мурашки идут по коже.

«Как же можно забыть, когда всех  сельчан немцы собрали в амбаре, закрыли его и подожгли, чтобы не тратить пуль. Разве это люди?! Это – нелюди! Но они свое получили». Муж Марии тоже вместе с братьями и сестрами был в этом сарае. Немцы подожгли и пошли жечь другую деревню. Их чудом спас сын предателя, который с первых дней войны стал немецким прихвостнем. К сожалению, такие тоже были. От деревни остались только черные головешки. Жить было негде, и несколько семей отправилось в Сибирь, где и встретились молодые. Жили дружно. Родили троих детей, всем дали образование. Сейчас в живых только одна дочь. И дай Бог ей здоровья, потому что она окружила теплом и заботой свою маму. А как заботятся о ней внуки! У Марии Ивановны их шесть, а правнуков – 12, и уже есть праправнучка. Мария Ивановна гордится семьёй, и может гордиться тем, что её трудовой стаж 44 года, что она ветеран не только войны, но и труда, имеет правительственные награды, грамоты, благодарности. Ведь где бы ни работала - в полеводстве, животноводстве, в столовой – везде получала только слова благодарности. В семейном альбоме бережно, с любовью хранит и фотографии животных. Кого только нет: курочки, коровка с теленком и даже собаки. Это говорит о ее большом сердце, о ее любви к жизни.

Хочется ещё раз от всей души поздравить ветеранов Великой Отечественной войны с великим Днем Победы. От всего сердца сказать вам «Спасибо!», пожелать здоровья и долгих счастливых лет жизни. Да, это ваш праздник, но еще и всенародный. Потому что в нашей памяти, в наших сердцах горит и будет еще долго гореть ваш подвиг, что вы совершили в далеких 40-х годах. Победа над фашистами – это ваша заслуга, благодарность за которую мы пронесем через столетия.

Галина АРТЕМЬЕВА, председатель

совета ветеранов Девятого поселка

«ЧР» № 35 от 13 мая 2021г.

Новости по теме: