А напечатайте мне платье… и флаг

Дата публикации: 23.03.2021 - 17:31
Просмотров - 605

Черногорских супругов-предпринимателей Макович, которые занимаются швейным делом, каждый – в своём сегменте рынка, знают в стране по двум брендам. Один из них создан на основе фамилии – «Макович», другой – плод творческих мук и желания связать фирменную марку с названием города. Было много комбинаций с использованием латинского шрифта, пока не нашли уникальную «Blak slaid», что в переводе означает «Чёрная горка». На неё получен патент.

Скажете – так уж прям и знают наших, из глубинки, в стране? Да, знают, через один из самых популярных интернет-магазинов «Wildberries».

Любопытно, как всё это сложилось? Вот и у меня появились вопросы, поэтому отправилась на швейную фабрику – старинное-престаринное производство на улице Фрунзе.

- Как вы здесь оказались? - начала разговор с Оксаной Макович.

- Сначала размещали заказы на старом производстве и продавали спецодежду, постельное бельё. Однако «швейка» стала чувствовать себя всё хуже, предприятие давили проблемы, дело пошло к финалу. А мы, наоборот, почувствовали силу и потенциал. Каналы сбыта были, а это немаловажно, работы мы не боялись, вот и приняли решение создать собственное швейное производство, чтобы перейти от торговли к производству. Начали обивать пороги руководства фабрики с предложениями о приобретении бизнеса, однако получали от ворот поворот. Надежда, говорят, умирает последней, их можно было понять… А в какой-то день открыли вашу газету и увидели объявление от конкурсного управляющего о продаже фабрики. Вот так в 2002-м приобрели закройно-подготовительный цех.

- Выходит, газета поучаствовала в судьбе вашей?

- Да!

- Время было смутное. Как решились на производственный бизнес, да ещё в лёгкой промышленности, когда рядом аналогичные производства валились с ног?

- Говорят, случайностей не бывает, вот и у нас всё сложилось не случайно.  Ведь известно, что кризис – время возможностей. Только их надо разглядеть, всё про всё просчитать… и тогда уже нырнуть, чтобы плыть во всю прыть, причём в любую погоду. А насчёт валиться с ног, знаете, сколько раз и у нас опускались руки? Но в итоге сами себя вытаскивали, не позволяли сдаться, поддерживали друг друга.

- Насчёт «просчитать» - это профессиональное?

- Да, конечно. Я товаровед продовольственных товаров, второе образование – инженер-экономист.

- Вот пришли вы в свой цех, а там?

- Практически одни стены. Нужно было делать ремонт и приобретать оборудование. К слову, у обанкротившейся швейной фабрики в складе хранилось закупленное для нового здания (они планировали строить) оборудование. Мы очень просили продать, но собственники пошли по другому пути, сдали его в металлолом.

Тогда пришлось искать и скупать швейные и другие необходимые машинки, прочёсывали с этой целью территорию, вплоть до Тувы, мал-мало укомплектовались.

Начали шить постельное бельё, верхонки. Помню, пригласили механика для обслуживания техники со «швейки», так не хотел к нам идти: «Верхонки шить им и так сойдёт!»

- Всегда интересно, с какого момента, щелчка человек становится предпринимателем? То есть тем, кто отвечает за себя и за других сам, кто не считает рабочие часы и рискует, жертвуя собственным покоем?

- Предпринимателем, наверное, надо родиться. Нужны характер, энергичность, темперамент, умение постоянно учиться, лавировать в среде, которая иной раз откровенно агрессивная. Предпринимательство – это ведь своего рода игра. Ты начинаешь её, принимая определённые условия. А их… раз, и меняют, тебя не спрашивая. Ты реагируешь, подстраиваешься. Вскоре меняют опять. И так бесконечно. Так что нужно следить не только за процессами, связанными с производством!

- А вот эти бесконечные звонки? Знаю, иные срываются. Кто-то разбивает о стенку телефон, другие уходят в крайности, вроде «расслабляющего» алкоголя, третьи оказываются на больничных койках с тяжёлыми недугами.

- У деловых людей, которых иной раз «склоняют» так и эдак, не бывает отпусков, телефон, действительно, может трезвонить круглые сутки, постепенно формируется так называемая предпринимательская усталость. Как «противоядие» нужна воспитанная, взращённая в себе стрессоустойчивость.

Необходимо понимание, что ты всё это делаешь ради чего-то. Что твои дети получают хорошее образование, что ты обеспечиваешь себя, коллектив. В конце концов, всё это интересно! Не стоячая вода, зацветающая под солнышком в болотце, а чистая горная холодная речка. И, к слову, надо уметь использовать время, которое выпадает для отдыха. Нет, я не про диван. Живём на земле, в доме. Сделали для души беседку, есть много зелени, цветы, грядки. Всё это – без фанатизма, но по-настоящему. Отдых – другой вид деятельности, это переключение. Муж мне нередко говорит: «Ты никогда не устаёшь». Значит, так и есть!

- Что за лосины принесли вам сейчас? На синем фоне – эмблемы и… волк с нешуточным оскалом?

- Изначально это была обычная белая эластичная ткань. Её раскроили, разработали рисунок и напечатали его на выкройке. В итоге – эксклюзивное изделие для заказчика, спортивной команды. К слову, спортсмены республики и юга Красноярского края, и профессионалы, и любители,  хорошо знают о наших возможностях, любят заказывать у нас флаги, форму, от футболок, шорт, лосин до верхней одежды. Их эстафету подхватили танцевальные коллективы. Даже собственные приметы уже есть: в нашей одежде так и липнут первые места! Как-то рассказали это, с улыбкой, руководителю шушенского творческого коллектива, который забирал заказ для ансамбля. Он потом звонит: «А ведь и мы первыми стали!»

- Что значит «напечатали» футболку ли, куртку?

- Раньше приходилось нашивать на изделие эмблемы, стачивать детали, изрядно выкаблучиваться, чтобы получилось яркое, индивидуальное изделие. А теперь можно просто нанести рисунок на ткань методом сублимации, когда полноцветное изображение переносится на ткань специальным методом и остаётся ярким, прочным. Оборудование для этого приобрели в 2020-м году, участвовали в программе поддержки социального бизнеса. Получили грант, добавили средства в рамках софинансирования. И вот он, пресс метр на полтора, который изготовлен по нашему спецзаказу в Германии. В цеху уже был подобный пресс, но несоизмеримо меньше, можно было изготавливать лишь футболки небольшого размера. А на новом можем напечатать куртку, платье, брюки, футболки размеров «плюс». Это позволило намного увеличить количество предложений, стать практически универсальными производителями, не отказывать, когда имеем дело с нестандартными заказами.

- То есть вы шагнули вперёд с подачи организаторов конкурса грантов?

- Конечно, это так.

- К слову, о мерах поддержки. У нас по сей день актуальна мысль, мол, можете не поддерживать, только не мешайте!

- Это и понятно – у многих проблем выше крыши. Тем не менее замечу, что внимания к нам, предпринимателям, стало больше. Тут важно не строить баррикады, а слышать друг друга властям и деловому люду, важно менять отношение к происходящему, самим быть продвинутыми (в первую очередь – в плане информированности), активными. Как и во многих других сферах, в данном случае имеем дело с дорогой, на которой организовано двустороннее движение. Вот пример. Я состою в инвестиционном совете, который работает при администрации города. Когда в 2019-м была выделена хорошая сумма в виде грантовых средств для социальных предпринимателей (это были безвозвратные средства, которые можно было получить на условиях софинансирования), верите ли, не могли найти претендентов. Народ шарахался от предложений, как чёрт от ладана.

- Почему?

- Думаю, из-за страха, из-за отсутствия полной информации, из-за некоторой косности, из-за непрозрачности бизнеса. Причин много. А возможности появились! Вижу, что сейчас политика в распределении грантов изменилась, власти хотели бы давать деньги более широкому кругу предпринимателей, чем прежде. Это связано с надеждой «вытащить» кого-то из доселе незаметных на новый уровень, позволить выстрелить, нарастить обороты, создать новые рабочие места. И в этом случае в выигрыше был бы и предприниматель, и власть, с отчислениями в виде налогов от тех, кому протянули руку. Есть возможность брать кредиты с очень низкими процентами, можно бесплатно учиться (в настоящее время обучаюсь тонкостям при поставке товаров на экспорт, впитала некоторую весьма любопытную информацию, особенно о брендах). А не так давно занималась в школе выращивания предпринимателей, цель которой – показать пути развития, увеличения оборотов. То есть не голословно, а на собственном примере могу сказать, что если есть желание, всё-таки можно воспользоваться мерами поддержки и в виде финансов, и образовательными, обучающими. Любопытный факт: в ходе одной из обучающих программ мне заявили, что нашему производству необходим модельер. Я тогда пожала плечами: обходимся и так! А через месяц приняла модельера, без него уже не справлялись.

- Вы в 2002-м и сейчас – можете сравнить?

- Конечно. С тех пор, как занялись производством, ежегодно приобретаем что-нибудь из оборудования. Начинали с отечественной швейной техники, пришли к корейской и японской как наиболее надёжной и профессиональной. Открыли магазин неподалёку от цеха, на территории фабрики, на месте бывшей свалки (городские власти содействовали при выделении земли).

А ещё нам стало тесно. После того, как вышли на российскую интернет-площадку номер один, поступили предложения от представителей российской платформы «Али-экспресс», готовимся сотрудничать с интернет-магазином «Озон». Всё это в комплексе требует постоянного большого объёма продукции, регулярного обновления модельного ряда. Нужно успевать за спросом, это дело чести, дело о выполнении взятых на себя обязательств. Сегодня клиент не будет долго ждать. Нет модели нужного размера, представленной на картинке? Найдёт что-то у конкурентов. Так что озадачились строительством нового помещения с более просторными производственными цехами, чем имеем сегодня. Потенциал помещения исчерпан, а объёмы растут. Сейчас в поиске места для строительства или здания, пригодного для наших целей.

- Вы с супругом оба предприниматели. Это сложно?

- Нет, у нас два разных бизнеса, и наблюдать за развитием двух направлений очень даже интересно. Дочь? Учится по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений» в Санкт-Петербурге, в последнее время стала активнее интересоваться нашими делами.

- Интересны подробности об отношениях с интернет-магазинами.

- Поначалу, когда изучали новое для себя направление, было очень трудно сориентироваться в бумагах, документах. Теперь всё  будто в порядке вещей. Там главное – дисциплина, чёткое выполнение графика отгрузок товара, следование их «мелким» требованиям об упаковке, о показе товаров профессиональными манекенщицами (это для нас делают по заказу в Москве) и так далее.

Бренд «Макович» зарекомендовал себя, в частности, поставками одежды для медицинского персонала. Заметили, что после пандемии доктора и медсёстры стали ценить красивое, эксклюзивное. Из нашей продукции большим спросом пользуется халат «Бантик» - с бантом на поясе и «Уголок» - с неровными острыми краями подола. Кроме того, из наблюдений: в европейской части страны у медицинских работников в моде – нежные тона одежды, у нас же любят насыщенные. Учитываем такие нюансы.

«Не пошли» футболки на худощавых девушек, зато на интернет-площадке стали заказывать и брать те, что специально разработаны для дам с формами. Работаем дальше, есть секреты, которые раскрывать рано.

- Сколько моделей в ассортименте?

- Около трёхсот, и потребителям хоть каждый день подавай новинки!

- На что нацелены, что впереди?

- Всё чаще встречаю тех, кто не любит говорить о планах. Мы все о чём-то мечтали, и вдруг бах – пандемия. Перечеркнула все планы, начали строчить многоразовые маски, которые продавали от 35 до 45 рублей за штуку, был спрос.

- Поясните, на какой сегмент рынка рассчитываете, на тот, что ориентирован на дешёвые товары или…

- Пробуем себя во всём. Безусловно, наше – качественное постельное бельё, поскольку сотрудничаем с фабрикой, которая поставляет по-советски хорошую гостовскую ткань, спортивный ассортимент – тоже наша фишка. Можем снабдить спортивные команды одеждой с их логотипами, рисунками, призывами, названиями городов. Выпускаем рабочую спецодежду. Есть и другие идеи.

- Понимаю «засаду» в отношении личного времени, и всё же, «под занавес» - что читаете, что интересно?

- Читаем, и очень много, о китайской экономике. Как, что и почему. Хочется понять, в чём секрет их прорыва и, конечно, чему-то научиться.

Оксана в очередной раз застучала каблуками к выходу: сегодня – отправка товара в интернет-магазин, телефонных «ЦЭУ» стало недостаточно. Когда вернулась, будто подвела черту:

- И всё равно производство гораздо интереснее торговли! Динамичнее, живее.

Отправляя мне адрес электронной почты, она вбила строчку «С любовью – Макович». Вот он, наверное, ещё один секрет бизнес-леди, простой и обезоруживающий – любовь!

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 20 от 23 марта 2021г.

Новости по теме: