Профессию-пенсионера оставьте в покое

Дата публикации: 10.03.2021 - 10:17
Автор:
Просмотров - 349

Счастлив человек, который с желанием идет на работу, и не только в ожидании зарплаты, а каждый Божий день. Везение? Скорее, правильный выбор, сделать который с бухты-барахты, после получения аттестата, не получится. Размышлять о будущей профессии надо с младых ногтей, родителям это понятно, а вот детям… В детстве, юности мысли о далеком прекрасном мире взрослых сводятся к мечтам о том, что можно будет купить на зарплату – грузовик игрушек или голубой вертолет с мороженым. 

 

Первый шаг - урок труда

Как помочь детям определиться с профессией, рассуждали в рамках чемпионата «Ворлдскиллс» на площадке «Трансформация профессиональной навигации», дискуссию провели на базе Черногорского горно-строительного техникума. На обсуждение проблемы пригласили школьных учителей, педагогов допобразования, преподавателей техникумов, представителей бизнеса, работодателей, сотрудников детского технопарка «Кванториум». 

- Цель нашей встречи – обсуждение условий и инструментов, способствующих повышению эффективности самоопределения молодежи, - начала разговор модератор площадки, преподаватель ЧГСТ, заместитель главного эксперта в компетенции «Кирпичная кладка» Галина Михайловна Сизова.

Первыми за детей в плане профориентации берутся еще учителя младших классов – приглашают на встречи в школу представителей разных профессий. Ребята с восторгом общаются с пожарными, врачами, полицейскими, особенно кинологами. В среднем звене работу по профориентации подхватывают учителя технологии: помимо того, что учат девочек шить и готовить, а мальчиков держать в руках инструменты, знакомят их с азами разных специальностей. Учитель технологии из школы № 16 Ирина Вениаминовна Логинова рассказала, что ребята пишут рефераты, готовят доклады, к примеру, о профессиях, связанных с электричеством или со строительством.

- В молодости я полтора года работала на стройке, поэтому могу детям от первого лица рассказать все прелести и недостатки этого труда. Вообще как человек с достаточно большим жизненным опытом могу подсказать, где получится  быть востребованным. К примеру, мало у нас специалистов по ремонту бытовой техники, - добавила Ирина Вениаминовна.

А еще она может раскрыть все секреты своего любимого дела - кулинарии (тоже здорово, ведь кто-то благодаря ей решит освоить поварское дело). Но и этого, конечно, мало для ведения полноценной профориентации.

Не хватает практики

Тонкости, специфику работы электрика, плотника, строителя раскрыть могут только сами специалисты. Причем в этом случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Только возможности такой нет. Вывезти ребят на экскурсию на предприятие учителя считают редкой удачей, даже с учетом того, что проходят встречи по плану «Приехали, посмотрели, уехали». Никто не сможет дать в руки школьникам инструменты и сложное оборудование: во-первых, не положено по технике безопасности, во-вторых, есть риск, что дети что-то сломают. Специально адаптированного для обучения детей оборудования на предприятиях нет. А жаль, ведь это помогло бы им открыть для себя новые горизонты.

- Если едем на предприятие, то там нам в руки не дают, скажем, сварочный аппарат. Мальчишки потом пожимают плечами: «Зачем мы ехали, если в интернете можно посмотреть такой же ролик?» - поделилась Оксана Владимировна Носырева (учитель технологии школы № 9).  - Если на начальном этапе профориентации мы используем игры, экскурсии, встречи с профессионалами, то позднее, в 8-9 классах, на одних играх далеко не продвинешься, заниматься профообразованием сложно, школьные ресурсы истончаются. Мы уходим в теорию.

Многим вспоминается, как прежде школьники получали рабочую профессию на базе учебных комбинатов, при этом изучали ее не только теоретически, обязательной была и производственная практика. По окончании курса ученики сдавали экзамены и получали «корочки», с которыми на душе было спокойнее: в случае чего на кусок хлеба уже можешь заработать сам. Кроме того, подросток получал четкое представление о профессии, области промышленности и даже конкретном предприятии, делал выводы, тянет ли его к автослесарному делу или лучше он больше никогда не дотронется до механического организма.

Сейчас же единственная возможность «пощупать» профессию – профпробы, которые проходят в техникумах во время чемпионата «Вордл скиллс». Школьники приходят на непродолжительные мастер-классы, студенты и преподаватели вкратце рассказывают, чему можно научиться, знакомят с оборудованием, проводят в мастерские.

Конечно, профпробы не могут сравниться с долгосрочными курсами в учебном комбинате, а к большему среднеспециальные учебные заведения пока не готовы: встает вопрос закупки материалов и оплаты дополнительной нагрузки преподавателей и мастеров производственного обучения.

Шанс есть. слушай себя

Отчасти снимают остроту проблемы учреждения дополнительного образования и сами школы, где открываются курсы по робототехнике, конструированию (правда, в Черногорске таких школ по пальцам одной руки сосчитать). На базе центра развития творчества существует ресурсный центр профессионального самоопределения, который  взаимодействует с вузами Хакасии, курирует проекты «Неделя без турникетов», «Билет в будущее».

Открывшийся полгода назад детский технопарк «Кванториум» по большому счету тоже главной своей целью имеет выстроить крепкую базу для будущей профессии. Высокотехнологичное оборудование, установленное в «Кванториумах» Абакана и Черногорска, позволяет готовить ребят к профессиям, которые сейчас появляются на рынке труда, а в будущем станут широко распространенными и позволят хорошо зарабатывать.

 - «Кванториум» - это здорово, но на стройках, куда приходят работать наши выпускники, о высоких технологиях зачастую не слышали. На предприятиях сохраняется оборудование еще советских времен, - заметила Г.М. Сизова. 

Шаг к карьере делают ребята, которые  участвуют в чемпионатах «Вордлскиллс» (в компетенциях, как у взрослых, но выполняя задания для юниоров) и «Абилимпикс» (чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья). Но доля этих школьников ничтожно мала, другим остается только внимательно прислушиваться к себе, пробовать себя в клубах по интересам, изучать «Атлас новых профессий» (альманах профессий будущего, который подскажет, какие отрасли будут активно развиваться, какие технологии, продукты появятся, какие новые специалисты потребуются работодателям). Из других интернет-навигаторов по профессиям, которые есть в открытом доступе, - «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ», «Атлас востребованных профессий Республики Хакасия», «Атлас новых профессий Енисейской Сибири».

Развивай гибкие навыки

У работодателей спросили, какие навыки востребованы у кандидатов на свободную вакансию. Многие из них говорили о так называемых гибких навыках – умении быстро осваивать новые задачи, подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, адаптироваться под новую технику. И еще – может быть, не нужно учить в огромных количествах рабочих, которых в ближайшем будущем заменят умные автоматизированные станки? Скорее, востребованными будут инженеры,  программирующие их, и техники, которые возьмут на себя устранение поломок. 

Как представитель бизнеса руководитель «Академии открытого образования» (частная школа в Абакане) Вячеслав Осипов рассказал о том, чего ждут от ребят работодатели. Чтобы помочь сегодняшним школьникам определиться с будущей профессией, Вячеслав с единомышленниками даже разработал уникальный «Конструктор будущего».

 - Проект работает с 2018 года в основном для детей восьмых и десятых классов. Сначала проект базировался на «Атласе новых профессий», но для работы с детьми мало одних лишь разговоров, необходима доступная и интересная форма общения. Для этого был разработан игровой комплект «Мир профессий будущего» - набор настольных игр и 23 готовых урока по разным отраслям, - рассказал Вячеслав.

Во время реализации проекта в школах, ребята участвуют в обсуждениях, как поменяется рынок труда через 10-15 лет, когда они пойдут работать, узнают о профессиях-пенсионерах, которые скоро исчезнут совсем либо очень сильно изменятся, а также рассматривают профессии будущего.

 - Обязательно нужно формировать у ребят гибкие навыки, которые помогут им стать более востребованными, - подчеркнул Вячеслав Осипов. - Мне кажется, именно они, а даже не мои два высших образования,  помогают мне быть успешным в предпринимательской деятельности. 

Между прочим, для реализации проекта Вячеслав с командой получил 3 млн рублей из фонда президентских грантов, где посчитали «Конструктор будущего» перспективным и необходимым для современных выпускников. Кроме того, проект стал победителем конкурса «Доброволец России». Он и учителям предложил не теряться, а создавать НКО (с этим даже могут помочь) и приобретать «Конструктор будущего» (стоимость комплекта 24 тысячи рублей). Тогда получится погрузить детей в будущее, чтобы одни трезво посмотрели на свой выбор, если они уже его сделали, другие определились и в дальнейшем не пожалели о своем решении.

Затронули на встрече и новые стандарты преподавания уроков технологии.  Министерство просвещения уже утвердило инновационную концепцию преподавания этого предмета. Вместо того чтобы учиться варить борщи и работать стамеской, теперь школьники будут знакомиться с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, "умным домом" и "интернетом вещей"... Причем уроки будут проходить не только в школе, но и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков. Говорят, будут созданы центры опережающей профподготовки и супермастерские... Что ж, поживет – увидим.

Анастасия ХОМА,

фото автора

«ЧР» № 16 от 9 марта 2021г.

 

 

Новости по теме: