В титрах не значится

Дата публикации: 02.02.2021 - 22:08
Просмотров - 423

 

Специалист по компьютерной графике участвует в проектах

Эмира Кустурицы, студии «Дисней» и «Последнего богатыря»

 

К счастью, ушли в прошлое «святые», по выражению Наины Ельциной, 90-е годы, когда одни выпускники школ мечтали  пойти в «ночные бабочки», а другие сделаться наёмными убийцами. Помните, ведь это же было! Дети хотели торговать своим телом и чужими жизнями, чтобы выжить в той России! И цифры опросов ошарашивали – ближе к 70 процентам.

Сейчас время иное. Да, в дворники или космонавты не рвутся, но многие хотели бы стать блогерами или заняться фрилансом. О первых, быть может, мы расскажем как-нибудь потом, а вот о вторых – то есть о фрилансерах, наш сегодняшний материал.

Герой нашего интервью - фрилансер со стажем, в сети он известен под именем Борис, так и будем его называть далее. Опыт фриланса, то есть свободной работы, не на зарплате, не на долгосрочном договоре, а исключительно  на конкретных  заказах через интернет, у Бориса большой – свыше десяти лет.

 

ВСЁ НАЧАЛОСЬ

 С СЕМЕЙНОГО КОШЕЛЬКА

- С чего началось вообще увлечение, если можно так сказать, фрилансом? Ведь была обычная работа, зарплата, соцпакет…

- Одно другое не исключает. Я и сейчас работаю в организации, фриланс – это то, что ты делаешь помимо основной работы. Грубо говоря, вместо того, чтобы придя домой, заняться чем-то для себя, в выходные съездить отдохнуть, я работаю на фри («фри» - так фрилансеры называют свою работу - прим.ред.). Конечно, и мне хотелось бы отдохнуть, но… Наша средняя зарплата раза в два ниже, чем декларируется официально. А так как у меня в то время родился сын, жена в декретном отпуске, квартира съёмная, то без подработки было не выжить. Вот и решил попробовать себя на фрилансе. С компьютерной графикой я уже тогда работал хорошо, плюс в то время, а это лет 12 назад, портал «Фриланс» был бесплатным.

- Это какой-то специальный портал, вроде биржи труда для безработных?

- Да. Там много  разных разделов - для бухгалтеров, инженеров, проектировщиков и т.д. Когда я там зарегистрировался, то платить за предложения по работе не было нужно. Правда, и первые заказы были не ах какие по стоимости, но копеечку в семейный бюджет давали. Позже для выгодных заказов и, так скажем, статусных заявок, уже нужно было оплачивать аккаунт. При этом без гарантии, что заказ придёт к тебе.

- Помнишь, свой первый заказ?

-Да. Тогда я две ночи моделировал золотую шипастую биту, которую потом отлили и подарили директору какой-то крупной компании. И заработал я тогда аж целых двести рублей! Даже в то давнее время это было не ахти.

- Я так понимаю, что раз портал свободный, то и обязательств особых нет. То есть трудовой договор и прочие документы у вас не особо распространены?

- Это так. Поэтому было немало формальностей и сложностей с оформлением НДФЛ, ведь не заплатишь налоги с оплаченной работы, можно влететь на штраф. Приходилось самому искать все эти формы, заполнять их, относить декларации. Мягко  скажем, неудобно было. Когда появилась возможность оформить себя как самозанятого, мне это понравилось. Раз сделал документы, заплатил налоги и спокойно работаешь.

 

СПАСТИ ФИЛЬМЫ КУСТУРИЦЫ

- К слову, о заказчиках -  ты на самом деле работаешь с такими фирмами, как «Дисней»? И правда, делаешь что-то для Эмира Кустурицы, это же режиссёр такого класса, что извини, сложно понять, чем может помочь инженер из Черногорска?!

- Правда и правда. Для Кустурицы я восстанавливаю фильмы, которые он собирал по всем торрентам. Качество там ужасное, надо как-то его вытягивать. А вот оригиналов не сохранилось — они были в киностудии Белграда, когда его «демократически» разбомбили…..

- В смысле разгромили студию Кустурицы? И как вы восстанавливаете фильмы?

- Все фильмы хранятся на киноплёнках, уже с них снимаются цифровые копии и расходятся по ТВ-каналам, кинотеатрам и так далее. Фильмы Кустурицы хранились на студии в Белграде. Когда в Югославию пришли США со своей миротворческой миссией, студию разбомбили, все плёнки пропали. И у Кустурицы осталось только то, из его лучших фильмов, что сохранилось на пиратских торрентах. Чтобы восстановить фильмотеку, Кустурица набрал команду, люди искали на этих торрентах фильмы, скачивали, а теперь мы восстанавливаем их. Качество же на торрентах ужасное. Наша задача - цветокоррекция, убрать лишние шумы. Об этом уже не так интересно рассказывать, обычная работа.

- То есть получается, что фильмы великого Кустурицы оказались спасены именно благодаря нарушению авторского права, когда их незаконно заливали на пиратские торренты?

- Получается так. Работая над восстановлением фильмов, а это: «Амазонская мечта», «Чёрная кошка, белый кот», «Папа в командировке», «Жизнь, как чудо», «Марадона», «Время цыган», «Невесты приходят»,  понимаешь, как всё же уязвима культура. Один бомбовый удар – и всё, считай, нет произведений искусства. Возможность хранить в цифре на разных ресурсах всё же даёт больше шансов сберечь шедевры.

- А какие ещё интересные проекты у тебя были? Например, что ты делаешь для «Диснея»?  Тоже звучит как-то нереально – такая студия, с таким именем, а на неё работает черногорец.

- Для «Диснея» работа самая разная, от простой локализации (заменить английские надписи на русские с сохранением стиля) и до производства графики с нуля, монтажа… В общем, много разнообразной и интересной работы с ними.

На самом деле, не стоит так уж принижать себя, мол, Черногорск, что мы отсюда можем?! Сама знаешь, что хороший специалист и отсюда будет виден. А я отнюдь не плохой, раз уж столько лет заказы получаю. И еще скромный, да.

На самом деле как раз многие большие корпорации предпочитают искать себе исполнителей через фриланс. Я работал на Газпром – делал… Да что только ни делал! И рекламные ролики, и корпоративные. В 2015-м году на мне было полное оформление трансляций для нашей команды в ралли Париж-Дакар, там как раз дочка Газпрома, G-Energy, была спонсором. Работал над оформлением гонок «Формула один». Из других крупных проектов – получал заказы от японской фирмы «Пионер», многим она известна по автомагнитолам и аудиотехнике высокого класса. Были контракты с Газпромом, «Мегафоном», «Майл.ру» и так далее.

 

НОВЫЙ ГОД

 С КОМПЬЮТЕРОМ

- По твоим рассказам выходит, что география исполнителей весьма большая. А как вы стыкуетесь в сети? Всё же часовые пояса разные.

- Это проблема. Я сплю – Москва бдит и звонит. Я не сплю – спит Москва. Приходится звонить. Но Москва — еще не страшно, а когда работаешь со Штатами — разница составляет 12 часов. Вот это жесть. Минус фриланса, который необходимо учитывать. Ты всё время должен быть на посту. У тебя не бывает отдыха, не бывает времени сна.

Был, к примеру, проект, завязанный на трансляции ралли Париж-Дакар. Там я делал всю графику. Гонки проходили в Южной Америке, каждый день должен был выпускать ролик – с заставкой, титрами, таблицей чемпионов, маршрутами и так далее. На основе этой графики собирались выпуски для «Матч-ТВ», интернет-порталов. Примечательно, что гонки проводились как раз в преддверии Нового года и после него. Так что пока все готовились к застолью, я сидел за компьютером и работал. Постоянно находился в режиме созвона с заказчиком. В итоге отметил 12 часов и снова за компьютер, до трёх часов ночи. А в девять утра уже опять за работу. Это к вопросу самодисциплины и режима работы.

 

РАБОТА

БЕЗ ГРАНИЦ…

- Получается, что у вас над проектами  работают транснациональные бригады. Русские, казахи, белорусы, американцы, немцы… О политике говорите? Или у вас только работа?

- Крайне редко, но бывает разговариваем. Помню, в 2013-м году, когда были события на Майдане в Киеве, работал я с парнем из Молдавии. Вот там да, прямо плотно пообщались... От него я и узнал, собственно, что мы живем еще очень даже неплохо, по крайней мере, в сравнении с ними. По его словам, в стране мало кто может себе позволить купить детям памперсы. А депутаты говорят примерно следующее: «Наши предки мхом пользовались — и ничего страшного не случилось ни с кем! Зато  мы идем на сближение с Европой, это важнее!» Вот как-то так...

- А было такое, что, благодаря общению через фриланс, менялась картина мира, отношения? Всё же ты разговаривал напрямую с людьми из разных стран.

- И такое было. Я вырос на юморесках Николая Задорнова, и, честно скажу, отношение к американцам было этакое снисходительное. «Резиновые улыбки», «Показное дружелюбие»… Всё это было и есть.

Но есть и исключение. Уже года три я работаю на студию «Дисней». И ты знаешь, как с ними классно работать! Во многом именно из-за этого американского сценария отношений. У них, если я что-то сделал хорошо, то похвалам нет конца. Если что-то не получилось, то они говорят, примерно, так: «Вы отлично выполнили задание, мы очень рады сотрудничать с вами. Единственное, не могли бы вы в таком-то фрагменте сделать так-то. А всё остальное – просто восхитительно!» Ты понимаешь, после этого я буду ночами сидеть, но постараюсь всё сделать, как нужно, даже лучше.

А ведь у меня почти тридцатилетний опыт работы в наших фирмах, корпорациях. И там редко услышишь слово одобрения. Чаще: «Что за ерунда?! Не умеете работать, с улицы новых наберём!» И так далее. Стимул хорошо работать пропадает. Конечно, ради своего имени, ради своей гордости стараешься сделать всё хорошо, но настроение не то. А у ребят из «Диснея» в этом отношении  надо поучиться. Пусть улыбки и искусственные, пусть, может, и похвалы натянутые, но людей надо поощрять за их работу. Вот не даром же говорят про кошку, что и ей слово доброе приятно. А для творческого человека – это очень значимо.

 

МАСТЕР-КЛАСС

 ОТ ФРИЛАНСЕРА

- Не могу не задать простой, а, может, сложный вопрос – а как стать фрилансером? Что для этого нужно?

- Многие считают, что раз они прошли обучение, то всё – фриланс лежит перед ними. А потом не понимают – где их сто тысяч в месяц? Почему нет заказов? Ведь месячные курсы фрилансера успешно пройдены. На самом деле нужно понимать, что выбиться даже не в топ, а более - менее востребованную группу фрилансеров крайне сложно. Конкуренция большая, заказчиков гораздо меньше.

Чтобы нормально заявиться на фрилансе, получать хорошие заказы, нужно иметь соответствующее портфолио, то есть примеры проектов, которые ты можешь делать. А чтобы иметь крутое портфолио, нужны крутые заказы – вот такой замкнутый круг. И здесь, мне кажется, без опыта реальной работы в компании создать приличное портфолио вряд ли получится. Так как серьёзный проект – это очень затратно по времени и ресурсам, для себя, даже имея ввиду перспективу получения приличных заказов, не думаю, что всё будет сделано так, как нужно. Если же это твоя работа, твой заработок, то, конечно, ты её выполнишь на достаточном уровне. И из таких вот проектов затем формируется портфолио, которое можно показывать заказчикам.

Я сам проходил эти этапы, на старте примеры проектов были, но не на достаточном для серьёзных заказов уровне. Затем, благодаря основной работе, появились те самые заставки, графика, что можно было включать в портфолио и что привлекало внимание заказчиков. 

Нужно уметь ждать, не впадать в тоску и отчаяние – ах, где мои крутые клиенты, а продолжать искать, работать. Не стремиться сразу к большим предложениям, соглашаться на маленькие и невыгодные заказы. Сложно сказать, сколько мелких заказиков я перелопатил, сколько пересмотрел предложений, пока не начало получаться что-то серьёзное. В общем, тут классика создания репутации – сначала ты вкладываешься в неё, а уже потом она работает на тебя.

Из ста тысяч пересмотренных заказов вдруг тебе попадется один хороший. И если ты сделал работу отлично, заказчик тобой доволен, то впоследствии он становится твоим постоянным клиентом. И на этом ты уже можешь жить, зарабатывать.

При этом надо понимать, что во фрилансе необходимо постоянно учиться, остановиться на месте – значит, потерять клиентуру и работу. Технологии развиваются, появляются новые программы, новые техники, и если хочешь удержаться на плаву, ты должен всё это знать и уметь. Это нескончаемый процесс.

Больше того, помимо ведения элементарной отчётности перед налоговой, о чём я говорил выше, нужно чётко понимать, что все расходы по обеспечению рабочего места несёшь ты сам. Нет работодателя, который будет тебе приобретать технику, программы, создавать условия. Все эти заботы лежат исключительно на тебе, и затраты, мягко скажу, немалые. Нужен быстрый интернет, большой объём в облачном ресурсе, плата за портал «Фриланс».

Также нужно учитывать, всегда остаётся опасность, что могут кинуть на деньги. На фрилансе, увы, это очень любят делать – и заказчики, и исполнители. Поэтому нужно учиться быть психологом. Если ты застенчивый, стеснительный человек – то становиться не то, чтобы наглым, нет, но отбросить природную стыдливость и стоять на твёрдой позиции. Например, без предоплаты нет работы. Или даже если без предоплаты ты начал что-то делать, то отправляя заказчику проект, не стесняться ставить вотермарки, это такие полупрозрачные надписи на картинке. Они защищают работу от несанкционированного использования.

- Тебя тоже обманывали?

- И не раз! Даже сейчас, хотя имею большой опыт. При этом не всегда виноват заказчик, с кем я непосредственно работаю. Бывает, что нас с ним кидают на пару. Ведь многие сегодня работают на субподряде. Так что о превентивных мерах защиты надо помнить всегда.

Очень многие заказчики любят давать тестовые задания, что-то вроде конкурса, особенно новичкам. Мол, кто выполнит работу хорошо, тот и получит оплату. Но фишка в том, что после выполнения работ уже ни о каком конкурсе, никакой оплате речь не идёт. Заказчик просто забрал себе нужный ему проект и всё. А жаловаться опять же некуда. Это надо учитывать.

Но бывает и иначе. Получил как-то большой заказ от дочерней компании Газпрома. Начал общаться, стали обсуждать цену, думаю – работа суровая, проект большой, дай-ка загну, и назвал 16 тысяч рублей! По тем временам большие деньги. А мне в ответ приходит сообщение: «Давайте работать, но мы предлагаем вам заплатить 25 тысяч». Конечно, согласился! Это был мой первый такой крупный заказ. Потом-то понял, что и 25 за него было мало, но сам факт, что клиент решил назвать цену выше той, что предложил я, – показателен. Они поняли, что я себя ещё неправильно оцениваю, вот и решили исправить положение.

 

ТРИ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСА

- Последний год мы живём в новом ритме, пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Многих сотрудников в компаниях отправляли на удалённую работу. Тебе помог опыт фриланса, когда сам ушёл на удалёнку?

 - Это шикарная помощь! Для многих коллег, знаю, была большая проблема работать дома,всё мешает, отвлекает диван, кухня, дети, коты... А у меня уже закалка – раз надо работать, значит, работаю. Фриланс отлично воспитывает самодисциплину.

- Обидно, что в титрах не значишься? Ведь всё же такие проекты, такие фильмы...

- В принципе, нет. Хотелось бы рано или поздно вырасти, выучиться до такого уровня, чтобы принимать участие в создании фильма, и тогда уже значиться в титрах. Но пока мне хватает самого осознания, что работаю в таких больших проектах.

- Ты бы посоветовал своим детям стать фрилансерами, когда они вырастут?

- А почему бы нет? Все зависит от профессии, которую они выберут. Ведь фри — это не только подработка (точнее, давно уже основной заработок), но и отличная возможность для самореализации. Иногда с ужасом думаю, что было бы, не будь сейчас интернета. Это работа только на местном уровне — реклама местных мелких магазинов да мероприятий. Не спорю, это тоже нужно, но... Куда приятнее все же работать на мировые бренды.

Беседовала Валентина КОРЗУНОВА

Новости по теме: