Работа почти в военном режиме

Дата публикации: 20.01.2021 - 10:38
Просмотров - 388

Минувший год навсегда останется в памяти, как время сложное, когда пришлось перестраиваться всем – и взрослым, и детям. Пандемия коронавируса поставила свои правила жизни. Но если о проблемах и достижениях врачей, учителей было сказано довольно много, то служба полиции осталась в тени. А ведь она тоже была на переднем крае борьбы с последствиями вирусной атаки.

О том, каким был минувший год, что сделали, что не удалось, мы поговорили с начальником полиции Черногорска Александром Сагалаковым.

 

- Александр Викторович, как по вашей оценке отработали 2020-й год?

- В целом неплохо, наблюдается даже небольшое снижение количества зарегистрированных преступлений. Отрадно, что раскрываемость убийств, разбоев, причинений тяжкого вреда здоровью у нас стопроцентная.

К сожалению, отмечается значительный рост преступлений в сфере ай-ти технологий. Жители города продолжают перечислять деньги мошенникам.

- Знаю, что в этом году вы активно усилили профилактическую работу среди горожан, объясняя, напоминая, как необходимо себя вести, чтобы не попасть в лапы сетевых аферистов. Как жители относились к сотрудникам, которые ходили по квартирам и разъясняли правила поведения?

- Да, в этом году мы огромное внимание уделили профилактической работе. За минувшие месяцы сотрудники полиции постучались в каждую квартиру многоквартирного дома, вручили тысячи памяток, провели десятки тысяч бесед. Признаться, когда мы только задумывали проведение таких обходов, было опасение, что люди будут недовольны. Однако к нашему удивлению подавляющее большинство горожан положительно восприняли такую форму работы. Слушали объяснения и рекомендации сотрудников полиции, задавали вопросы, изучали памятки.

К сожалению, даже предупреждение далеко не всегда служит надёжным заслоном против необдуманных действий. Большинство из заявителей, которые пострадали от мошенников, говорили о том, что были наслышаны о подобных способах совершения преступлений, но тем не менее всё же поддались на уговоры аферистов.

- По опыту мы знаем, что мошенничества со временем видоизменяются. Например, некогда актуальные телефонные звонки «Мама, я попал в ДТП, нужны срочно деньги» уже ушли в прошлое. Среди мобильных мошенничеств последних лет уже есть такие модели, которые перестали быть актуальными?

- К сожалению, пока такой тенденции мы не видим. Даже наиболее частый способ «Звонок из кибербезопасности банка» до сих пор встречается регулярно. Это мне напоминает лохотрон 90-х годов. Помните, был такой метод: три стаканчика, нужно угадать, в каком шарик. И ведь вроде бы все знали, что игру ведут мошенники, что выиграть невозможно. А между тем лохотрон просуществовал десять лет! Боюсь, что пока подобное положение мы наблюдаем и с мобильными мошенничествами. Уже почти все граждане в курсе способов, методик преступных действий, но верят по-прежнему.

В довершение ко всему постоянно появляются новые виды таких афер. Например, сейчас очень часто люди стали заключать соглашения на кредиты через сбербанк-онлайн, при этом, оформляя кредит на себя, деньги перечисляют мошенникам! Ведь сотни тысяч рублей переводят неизвестным.

- Но людей понять тоже можно, ведь мошенники обладают удивительными способностями убеждать. Мне самой несколько раз поступали такие звонки, спасло, пожалуй, то, что я много лет работаю с криминальной хроникой, и выработался иммунитет на уговоры. Но, честно говоря, довольно сложно не поверить убедительному тону, не поддаться на уговоры. Ощущение, что для мошенников есть какие-то специальные психологические тренинги, где учат говорить, убеждать. Знаю, что черногорские полицейские не раз раскрывали целые группы аферистов. В этих ОПГ на самом деле такие подготовленные люди?

- Да. Уровень обучения и подготовки у них высокий. В иных случаях это, по сути, целые колл-центры, где главной задачей оператора является развести гражданина на деньги. Другие участники группы занимаются обналичкой средств, третьи банковскими картами. Это сложные, многоуровневые структуры. Более того, проблема ещё в том, что, как правило, такие группы никогда не работают в своём регионе. ОПГ, что мы раскрывали, находились в Воронеже и Санкт-Петербурге, Братске и Нижневартовске, Минеральных Водах и Москве. Нашим сотрудникам приходилось каждый раз выезжать в регионы и там работать.

С другой стороны, местные аналогичные группы, работали с жителями западных регионов. Например, в минувшем году задержали группу мошенников в Черногорске, которые выманивали деньги у жителей Кавказа.

Поэтому раскрываются такие преступления очень тяжело. Из 199 зарегистрированных преступлений данной категории, раскрыто всего 28.

- Примечательная картина получается. В течение уже лет пятнадцати полицию всё сокращают и сокращают, так сказать, оптимизируют. При этом оперативники уголовного розыска ездят в вынужденные длительные командировки, чтобы раскрыть интернет-мошенничества. К тому же в минувшем году мы все видели, что на улицах постоянно ходили полицейские патрули, работали по режиму соблюдения противоковидных мер. Совершали обходы квартир, разъясняя, как не попасть в лапы мошенников. Плюс контролировали тех, кто находился на режиме изоляции. В довершение ко всему был недельный марафон по принятию поправок к Конституции РФ, когда во все группы избиркома обязательно входил и сотрудник полиции. Как вы со всеми этими обязанностями справлялись? Откуда брали силы?

- Год был тяжёлый. В особо напряжённые дни антиковидных рейдов, во время обеспечения процедуры голосования по поправкам в Конституцию, полицейские практически не бывали дома. Это, увы, не фигура речи. Сотрудник отрабатывал 12-часовую смену, получал отдых 3-4 часа, и заступал на новую смену. Но что поделать – служба. Мы обязаны обеспечивать безопасность граждан. И человек, который идёт служить в полицию, понимает, что это не место для отдыха.

Считаю, что в этих сложных условиях наши сотрудники с честью выполнили свой долг. К сожалению, не все сработали столь же оперативно. К примеру, начиная с весны, я неоднократно обращался в разные структуры, которые работают с несовершеннолетними. Убеждал, что необходимо найти новые методы, способы, как занять детей во время пандемии, ограниченных возможностей передвижения по улице, дистанционного обучения. Ведь кружки, секции были закрыты, школьные занятия привычной очной формы отменены, дети, по сути, оказались предоставлены сами себе. В итоге у нас почти в два раза выросла преступность среди несовершеннолетних. В основном это кражи и преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

- А какие именно преступления совершали подростки? Они попадали в поле зрения полиции, как потребители или распространители наркотиков?

-  И как потребители, и как распространители. В минувшем году мы задержали группу несовершеннолетних, которая делала так называемые закладки спайсов. Причём работали в группе не только юноши, но и девушки.

Также выявили и задержали подростков, которые разрисовывали дома и здания в городе надписями, рекламирующие наркотики. Помните, такие картинки появились года три назад, но с прошлого года новых рисунков уже не было. А всё потому, что мы нашли этих «художников». Реклама наркотиков в стране запрещена, поэтому им пришлось отвечать по закону.

На мой взгляд, нужно усиливать работу с молодёжью, создавать такие условия, чтобы у них не оставалось времени на глупости и вредные дела.

Скажем, в прошлом году в порядке эксперимента мы в двух школах – пятой и девятнадцатой – открыли полицейские классы, и подростки 13-14 лет сами проводили работу среди своих сверстников. Не поверите – помогло очень! Если раньше из этих школ нам поступали сообщения о кражах, о драках, то в 2020-м году не было ни одного сигнала. Это, я считаю, отличное достижение.

- Будете и дальше создавать такие классы?

- Надеюсь. Тем более что мы видим – это нужно ребятам. Например, мне поступило несколько просьб создать полицейский класс в школе № 20, причём писали сообщения сами школьники. Они хотят этим заниматься, им интересно. А для нас это, конечно, перспектива в будущем получить законопослушных, ответственных граждан. А кто-то из выпускников, возможно, свяжет свою жизнь со службой в полиции. Мы на это тоже надеемся.

- К вопросу вашего немногочисленного состава, юных помощников полиции и общественной безопасности. Раньше у нас активно работали дружины ДНД, в советское время были комсомольские патрули. И ведь они хорошо справлялись с обязанностями! Почему бы сейчас не возродить такую форму?

- К сожалению, сколько мы ни обращались с вопросом возобновления финансирования добровольных народных дружин, он так и не был решён. А бесплатно работать мало кто хочет, даже если от этого зависит общественная, да и личная безопасность.

Но есть и положительные примеры. Не могу не сказать об общественниках Девятого посёлка. Вот они настоящие молодцы! Постоянно на связи с нами, сообщают о преступлениях и правонарушениях, держат на контроле положение в посёлке. Как итог, там гораздо спокойнее в криминогенном отношении, чем в других районах города.

Мы всегда благодарны неравнодушным людям, которые сообщают нам о пьяных водителях, о драках, о продаже спиртного детям, вообще обо всех  нарушениях законов. Ведь нужно понимать, что силами одной лишь полиции создать спокойную обстановку в городе невозможно, необходима помощь горожан.

- Проблем в городе хватает, в том числе с обеспечением безопасности на дорогах. Ведь много неосвещённых улиц, отсутствуют перекрёстки и тротуары там, где они жизненно важны. К тому же стала крайне актуальна тема бездомных животных, что вызывает серьёзное напряжение в обществе. С одной стороны звучат призывы убивать всех собак, с другой - владельцы боятся, что под раздачу попадут и их питомцы, съедят, например, отраву. Да и многие из горожан жалеют бездомных животных. Как работает полиция в этом направлении?

- Мы регулярно оцениваем состояние улично-дорожной сети, пишем представления в городскую администрацию. Так в минувшем году удалось добиться, чтобы был оборудован тротуар на Юбилейной и появился полноценный пешеходный переход на перекрёстке с улицей Тихонова. Этот вопрос поднимался на протяжении  многих лет. К сожалению, на все необходимые мероприятия средств в бюджете Черногорска не хватает. Но это не значит, что мы не обращаем внимания на проблемы.

Что касается безнадзорных животных, то это очень серьёзная проблема. Ежедневно к нам поступают жалобы, мы отправляем их в администрацию, так как решение вопроса – их компетенция. Жестокое обращение с животными не допустимо, это нарушение закона. Нельзя безнаказанно убивать их. И у нас есть несколько случаев, когда за жестокое обращение были возбуждены уголовные дела, переданы в суд и преступники получили наказание.

 

Не устаю говорить – если вы стали свидетелем нарушения закона, увидели пьяного водителя за рулём, знаете о жестоком обращении с детьми, хулиганстве и прочих нарушениях общественного порядка, звоните по телефону 02, по экстренному номеру 112,  по телефонам дежурной части, которая работает в круглосуточном режиме: 8 (39031) 6-23-02, 6-23-22. Мы в обязательном порядке фиксируем все сообщения и заявления, по каждому проводится проверка. В том числе по действиям сотрудников полиции. В данном случае отмечу, что, заступая на дежурство, в течение всей смены наряды ППС, ДПС находятся под непрерывным контролем видеорегистраторов.

- Нынешний год в Черногорске юбилейный. Завтра городу исполняется 85 лет. Но ведь и вашей службе тоже! Будете праздновать? Отмечать ветеранов, тех, кто много лет служил на благо общества?

- Конечно, отмечать будем. Не так масштабно, как хотелось бы, пандемия продолжается. Но обязательно отметим лучших полицейских. А их у нас много. Среди них старожилы разных служб и подразделений, отдавшие службе десять, а то и двадцать лет: Евгений Дюбин, Эльвира Букина, Андрей Кальянов, Александр Тимошенко,  Елена Нагорнюк, Елена Сухорукова,  Оксана Девятаева,  Константин Тоторов, Сергей Анискин, Владимир Володченко, Сергей и Андрей Кирик, Валерий Филипьев, Ирина Яковенко, Павел Волченков, Владимир Карпенко, Наталья Стирманова,  Нина Рауш, Алёна Тоторова, Андрей Боталов, Светлана Шевяхова, Максим Фефелов,  Надежда Бойко, Александр Морев, Марина Десятова.

Обязательно поздравим ветеранов полиции. Такие имена, как Любовь Фирсова, Сергей Аксютенко, Татьяна Данилова, Тамара  Нимгирова, Александр Камалягин, Юрий Фомин, Татьяна Машкова, Александр Максимов,  Евгений Поспелов, Евгений Луконин, Михаил Хрунов, Андрей Епишкин, Григорий Столбовой, Андрей Разварин, Наталья  Сергеева, Геннадий Докин хорошо известны старшему поколению черногорцев. Ведь они не просто много лет прослужили в милиции, но и вели активную общественную работу, стали примером и образцом для подражания молодым полицейским. И то, что сегодня полиция Черногорска регулярно становится победителем ведомственных конкурсов профмастерства, во многом их заслуга.

Беседовала Валентина КОРЗУНОВА,

 фото автора

«ЧР» № 3 от 19 января 2021г.

Новости по теме: