«Искож»? Жив, курилка. На территории бывшего гиганта разворачивается «город мастеров»

Дата публикации: 03.11.2020 - 09:27
Просмотров - 566

Мужчина, поднявшись на горку для прыжков в воду, замешкался и повернул, было, назад. Остановил его чернявый белозубый смотритель: «Э-э-э, абратна дарога нэт!» Забавная картинка с озера Белё врезалась в память и неизменно вызывает улыбку: мужику, хоть и перепугался, прыгать пришлось!

Нет обратной дороги и у молодого предпринимателя Андрея Ильина, который три года назад поменял относительно спокойный бизнес по купле-продаже пиломатериала на масштабный и рисковый проект. Многие из друзей, чего греха таить, крутили пальцами у висков: «Понимаешь, во что ввязываешься?! Здесь же работы – не перелопатить!»

Спокойно отвечал, что понимает, и мчался на территорию бывшего комбината «ИСКОЖ» – на свою территорию, точнее – на её часть, выкупленную в собственность. Там облачался в робу, закатывал рукава – и часы казались минутами.

Вечерами, ночами рылся в интернете, сверял свои «ноу хау», связанные с ремонтом зданий, с производством,  с тем, что уже кем-то придумано, и появлялись абсолютно свежие решения, идеи.

Сегодня мы с Андреем шагаем по огромным, теперь уже ухоженным цехам его предприятия «Технология и развитие индустриальных машин», в которых рабочие колдуют над крупногабаритной техникой.

 

- И всё-таки с чего всё началось? – разглядываю территорию бывшего гиганта.

- Комбинат искусственных кож (теперь, – просто «Искож)»  помнят в городе многие, а тем, кто здесь работал, представляю, как больно было наблюдать за угасанием предприятия. Вот его закрыли, вот появились первые признаки разрушений, а вот уже, что называется, понеслось: кто-то выкупил один из цехов под разбор, извлёк ценное, ликвидное и оставил после себя пыльную груду обломков высотой несколько метров. У меня родились другие планы: вдохнуть в старые цеха жизнь.

А наткнулся на объект, когда искал помещение для склада или для реализации наклёвывающихся, как говорят, витающих в воздухе мыслей, задумок. Прошёлся по территории, понял, что работы выше крыши – всё было неухоженным, заросшим, пугающим, с крыш капало… Но и перспективу разглядел – помещения огромные, светлые, и, что немаловажно, сохранились инфраструктурные ценности. Это означало, что больших затрат по данному направлению не предвидится. Вот электроподстанция (подремонтировали её, а это 62 трансформатора по 60 мегаватт!). На сегодняшний день для нас стоимость одного киловатт-часа с НДС – 3 рубля 92 коп. Это для предпринимателей - исключительные условия, поскольку цена электроэнергии для остальных практически в два раза выше.

- Да, цена на электричество ещё как душит. И если кто-то разоряется, одной из главных причин называют как раз электротариф – не тянут.

- Не мудрено!

- Водопроводные сети, канализационные стоки – есть?

– Да, к тому же здесь двойная канализация: ливневая и промышленного назначения (пятисотка). Посмотрите, после дождя сухо. То есть система работает, этим летом почистил все колодцы, теперь душа поёт. Водопровод - диаметром 440 см. Опять же песня!

Здесь было предприятие с вредными химическими отходами,  керамической канализационной системой. Скорее всего, это её и спасло от любителей металла, от варварского уничтожения. Соответственно, можно разместить специфичные предприятия с особыми требованиями.

Рядом насосная. То есть всё, что нужно для производственных цехов,  в рабочем состоянии. В нашем помещении даже кран-балка жива-здорова.

- При всём при том нужна была смелость, чтобы сделать первый шаг.

- Мне советовали, вместо того, чтобы «тратить силы», просто положить деньги на счёт и жить спокойно.

Я отвечал: «Ребята, это внутренний порыв». С детства была мечта создать предприятие, иметь какие-то цеха, сделать что-то реальное, грандиозное, на что необходимы силы и какие-никакие таланты. Это всё не давало покоя, горело изнутри, урчало, как мотор, готовый рвануть с места. Поэтому, несмотря на сложности, на некоторые форс-мажорные обстоятельства, всё равно принял решение, приобрёл помещения, сделал ремонт, уже, как видите, приступили к делам.

Рад, что удалось договориться с продавцами, потому что и на эти цеха были покупатели с планами под разбор – под разруху, значит. Теперь уже отремонтировали крыши, поменяли старые окна на стеклопакеты, осовременили систему отопления, заполнили её незамерзающей жидкостью. Налоги платим за собственность и перечисляем арендную плату городу за землю. До нашего появления, кстати,  город ничего не получал с «Искожа»: собственник в Москве, всё арестовано, идут суды – как хочешь, так и подступайся.

- Что за монстр необъятных размеров в цехе на почётном месте? то ли машина, то ли… броневик?

- Нет, не броневик. Это машина-амфибия – тяжёлый транспорт на гусеничном ходу, способный плавать, доставлять грузы и по суше, и по воде, и по болотистой местности - северный вариант, заказ для Якутии. Устанавливаем раму для 20-тонного контейнера. Чтобы и сверху можно было его установить, и прицепом перемещать. Перебираем узлы и агрегаты, занимаемся двигателем, готовим машину к эксплуатации в суровых условиях. Работа практически завершена.

А там автокран ремонтируем. Здесь - двигатели с завода, недавно разгрузили. На том грузовике правим раму, на этом – вытаскиваем мотор, перебираем все редукторы, узлы и агрегаты, чтобы не было никаких проблем у заказчика.

Для полноты картины поднимаемся на второй этаж. Здесь кабинеты с современными новенькими дверями, бытовая комната для переодевания персонала, столовая (совдеповская по сути, но всё отреставрировано, закуплено оборудование).

- Вот офисы. здесь, в этом кабинете - отчётные документы, брошюры партнёров, в том числе из Белоруссии.

Осенью отправляли специалистов на обучение на Ярославский завод, чтобы они повысили квалификацию, получили сертификаты и стали настоящими профи в своём деле - ремонте агрегатов.

- Коллектив большой?

- Десять человек в возрасте от 35 до 50 лет, но думаю, рабочих мест будет больше. Есть немало хороших специалистов, которые скучают по тому, что можно делать руками.

- Что-то ещё в планах, плюс к действующему цеху для ремонта крупногабаритной техники?

- Есть идея создать на базе огромных, приспособленных для развития производства цехов, «Город мастеров». Есть немало предпринимателей, которые не имеют собственных помещений, чтобы реализовать интересные, амбициозные цели. Вроде бы, можно было что-то затеять или расшириться, но где? Теперь есть, на мой взгляд, отличный вариант. К слову, народ уже подтягивается. Разворачивается, в частности, организация «АтомОмск» по переработке резины. Будут получать резиновую крошку и ещё из корта от шин хотят наладить производство укрепляющих сеток под дорожное покрытие.

Начали ремонт представители предприятия по переработке леса - по производству пиломатериала и изделий из дерева.

Есть ещё двое предпринимателей, которые пока себя не афишируют, но настырно готовят площадки для рывка.

У меня в ближайших планах, помимо того, что уже работает – как минимум два направления, одно из которых – автомойка для большегрузов.

- Получается, вы ни больше, ни меньше затеяли собственный промпарк?

- Что-то вроде того! Кстати, совместно с администрацией города. Держу связь с главой, он у нас бывает, поддерживает, рекомендует предпринимателям обратить внимание на свободные площади в нашем городе, если кому-то это интересно. А из недавнего, реального – по согласованию с властями сделали въездные ворота на территорию  возле светофора, в удобном месте, в отличие от тех, которые несведущим сложновато было найти.

В целом рассматриваю площадку в рамках агломерации, она территориально удобно расположена между Абаканом, Усть-Абаканом, Черногорском, это большой плюс.

- Слышала о вас как о приверженце прогрессивных инновационных технологий, однако ничего подобного не вижу. Меня разыграли?

- Нет, не разыграли! Привлечение инновационных технологий – всегда дело нелёгкое. Тем не менее  пытаемся внести свой вклад.

Когда ремонтировали крыши (несчётное количество квадратных метров), поймал себя на мысли, что делаем всё так же, как десятки лет назад, будто и не было никакого прогресса, никаких изобретений, идей. В итоге идеи появились. Смотрите, вот элементарная железяка, похожая на пушку. Это не что иное - инновационная технология для ремонта кровель. Вальцы при определённой температуре прокатываются по слою кровли и восстанавливают её – спекают, склеивают слои старого материала. При этом нет затрат ни на рубероид, ни на битум, ни на сопутствующие материалы. Вместо этого используется солярка и электроэнергия – затраты несопоставимы с прежними, экономия при ремонте колоссальная. Чтобы отремонтировать крышу дома по-старинке, с использованием новых материалов, потребуется израсходовать ориентировочно 1500 руб. на 10 кв. метров.

А с новой технологией на эти же деньги можем восстановить 300 кв. метров кровли.

Подобная вещь есть сертифицированная, это не моё изобретение. Но описаний с чертежами нет, пришлось, из экономии, «изобретать колесо» самостоятельно.

Маленькие хитрости, собственные изобретения применяли и при утеплении здания, и при безвоздушном окрашивании.

Абсолютно новое для Хакасии – использование полимочевины. В Москве есть опыт, когда старые трубопроводы не достают из земли, не вскрывают для этого асфальтовое покрытие, а наносят изнутри особый состав, технология подходит для теплотрасс.

 Внутрь труб запускают машинку, она распыляет смесь высокой температуры. Та застывает, образует плотный, крепкий слой и обеспечивает дальнейшую эксплуатацию обработанных труб до пятидесяти лет. Способ опять же  экономичный.

- Вы по образованию – технарь?

- Нет, учитель биологии и химии. Пошёл в профессию благодаря учительнице, которая так любила свой предмет и настолько талантливо его вела, что невозможно было остаться равнодушным. Между прочим, любые механизмы фактически построены на биологических принципах.

- Откуда специфичные знания?

- Из интереса, они появились как-то сами по себе, из практики, из своего и чужого опыта. К слову, об опыте! Есть желание создать в «Городе мастеров»  школу мастерства, чтобы человек, который захочет овладеть какой-либо технологией, мог пройти обучение и получить нужные для качественной работы навыки.

- Кто, на ваш взгляд, может быть предпринимателем, а кто нет?

- Считаю, любой может, просто нельзя останавливаться в пути, Боже упаси почивать на лаврах. И разворачиваться на 360 градусов, когда что-то не получается – тоже не выход. Трудности на этом пути колоссальные, не всегда получается так, как задумал.

Кроме того, к цели нужно идти через бурелом, при этом не сломаться. Не вышел на смену крановщик? Стенать не стану, сяду за рычаги автокрана. Самому нужно уметь всё, что требуешь от подчинённых. Это и подстраховка в непредвиденных обстоятельствах, и понимание процесса, до мельчайших деталей.

- Сейчас много государственных программ по поддержке малого бизнеса. Пользуетесь?

- Государству, конечно, большое спасибо, что делает такие шаги, возможно, когда-то и пригодится что-то из предложенного. Но никакое государство, никакие финансы не организуют бизнес, не поставят его на ноги, если не гореть своим делом, не жертвовать семьёй, личным временем, многим, многим ещё.

- Жертвовать семьёй?

- к сожалению, мало времени выкраиваю семье, супруга обижается. Но ведь зима на носу, надо очень многое успеть сделать!

- Вот ведь выбор – цеха, дела или жена, дети!

- На самом деле – дела – для семьи, для моих троих «мал мала меньше». Сыну Вадиму двенадцать лет, дочери Арине шесть, а девятого октября родилась Николь.

- Тянете, получается?

- Стараемся, это на плечах супруги. Кстати, пока она была в роддоме, в полной мере понял, что такое дом и детвора – и в школу надо собрать, отвести, и в детсад, и чем-то накормить. Тем не менее семью с тремя детьми многодетной не считаю, это, на мой взгляд, нормально, весело, жизненно. Да, иной раз кто-нибудь недоумённо вскинет бровь: «Зачем столько детишек? Живите для себя». Что значит для себя? Хочется воспитать, чтобы гордиться, чтобы научить их трудиться, прорываться к мечте.

Поеду? Ждут, давно ждут!

Убежал, уехал, чтобы ранним утром снова оказаться среди железяк и мастеровых людей. Такой его выбор, такое вот дело.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 84 от 3 ноября 2020г.

 

Новости по теме: