Повезло нам с тренером!

Дата публикации: 22.09.2020 - 00:00
Просмотров - 510

- Ты представляешь, куда сегодня дочь ходила – на колокольню в храм! Сама в колокол била! Пришла счастливая, очень ей понравилось, - рассказывала подруга. – И это заслуга нового тренера по карате. Он такой молодец, так с ребятишками занимается, не только тренировками, а постоянно какие-то экскурсии устраивает, походы. Дети в восторге, Аня стала гораздо лучше и ответственнее заниматься, причём не только на тренировках, в школе учёбу подтянула. Сколько разговаривала с другими родителями, тоже в восторге – повезло нам с тренером. Недавно в Саяногорске турнир был, она первое место заняла в своей группе.

Этот разговор состоялся лет пять назад. С тех пор Аня подросла, но карате не забросила. Было много побед, достижений. И всё это родители девочки связывали с тренером Вячеславом Гончаровым. Именно он смог так заинтересовать детей спортом, показать им новую, увлекательную дорогу в жизни, расширить горизонты, что, когда в силу определённых причин тренер был вынужден прекратить тренировки в городе, дети с родителями впали в лёгкую тоску.  Впрочем, некоторые так и продолжили заниматься у сэмпая Гончарова, всё же в Абакан ездить не так и далеко, да и Вячеслав Владимирович черногорцев не забывает, приезжает в наш город, проводит тренировки.

Сегодня в лицее ведёт секции карате ученик Вячеслава Владимировича Олег Потёмин. Начав заниматься карате в очень зрелом возрасте, за 40 лет он добился серьёзных успехов и сейчас возглавляет черногорскую федерацию  карате. А Вячеслав Гончаров преподаёт в 29-й школе Абакана. Год назад стал победителем всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2019» в номинации «За волю к победе».

Также Вячеслав Гончаров – президент абаканской федерации киокусинкай карате, заместитель председателя федерации киокусинкай РХ, тренер-преподаватель, заместитель председателя Всероссийского союза  боевых искусств Хакасии, Главный судья  РХ по киокусинкай, почётный донор России и т.д. и т.п. Вячеславу 40 лет, закончил ХГУ по специализации «Юриспруденция». Пять лет работал в милиции, затем начальником воспитательного отдела колонии строго режима и только после этого стал детским тренером.

Ещё помимо большой спортивно-тренировочной работы Вячеслав ведёт свой ютуб-канал и массу времени проводит со своими учениками. Стоит только зайти в его аккаунт в «ВКонтакте», посмотреть на фотографии, и становится понятно, почему дети влюблены в своего тренера. Он с ними на велопрогулке в парке, в лесу и на реке, на соревнованиях и на экскурсиях. На всех фотографиях искренне радостные лица детей, это не подделаешь, не нарисуешь в фотошопе, в каждом кадре видно, как им хорошо и интересно.

Мы встретились с Вячеславом Гончаровым и попытались узнать секреты такого авторитета, такой притягательности для учеников. Всё же далеко не каждый педагог способен похвастать, что дети его любят и уважают.

КОГДА ИНТЕРЕСЕН ЧЕЛОВЕК

- У вас довольно богатый событиями жизненный путь – пограничник, милиционер, сотрудник колонии строгого режима, и вдруг – детский тренер. Несколько необычно. Почему так вышло, что привело к детям?

- На самом деле всю жизнь был как нянечка. Во дворе с детишками постоянно возился, мне это интересно. И профессия такая. Интересно душевное, психическое состояние человека, нравится работать с людьми, особенно с детьми. Но и с родителями тоже. Надо сказать, что к нам ходят также и многие родители.

Служба в органах дала очень много, в том числе понимание, что надо начинать с детей, работать с детьми, воспитывать их, чтобы они не пошли по кривой дорожке. Так и стал тренером.

Сейчас в Черногорске у нас почти в каждой школе есть секция киокусинкай карате. Помимо этого есть направление ММА (смешанные боевые искусства – все виды единоборств, борьба, бокс и т.д.). Учеников у нас очень много. Я не говорю только про каратистов. Нет, для меня все спортсмены – наши. У нас огромная семья. Со всеми сотрудничаем, работаем, проводим турниры. Причём по рукопашному бою, например, проводили турнир уже сибирского уровня. Проводили в Абакане, т.к. только там зал удовлетворял требованиям, но инициатором, получается, стала организация черногорская.

- Родители, чьи дети занимались у вас, помню, рассказывали, что вы даже с малышами работаете. Но ведь считается, что такой жёсткий вид спорта, как карате, для маленьких не подходит ни физически, ни психологически. Интересно ваше мнение как опытного тренера. Можно ли и с детского сада заниматься карате?

- Любое мнение интересно определённому кругу лиц. На мой взгляд, вполне уместны занятия и с маленькими. Ведь мы не целенаправленно обучаем детей карате, у нас очень широкий спектр общей подготовки, в том числе и гимнастика, и растяжка, и кроссфит, и игровые моменты. Особенно для детей младшего возраста. Мы ориентируемся в занятиях на игру. Ребёнок думает, что он просто играет, а на самом деле он укрепляется физически, становится сильнее. Соответственно, если ребёнок силён физически, он и духовно начинает быть уверенным в себе. И всё это в конечном итоге благотворно сказывается на развитии ребёнка.

 Я работаю с ребятишками, начиная с четырёхлетнего возраста. Но нечасто. Лучше когда приходят первоклашки, 6-7 лет. А в 9-10 лет – уже взрослые парни, они прекрасно знают, чего хотят, самый хороший возраст для тренировок.

Бывает, что ребят приводят родители, они хотят, чтобы дети занимались в секциях, но сами дети не очень тянутся. И ребенок говорит, мол, папа, я буду футболистом, мне ваше карате вообще никак. Такой процент тоже есть, но я считаю, что любой человек, любой ребёнок с детства должен уметь постоять за себя. Опять же это здоровье, а значит, здоровая нация.

КАРАТЕ – НЕ ДРАКА, ЭТО ФИЛОСОФИЯ

- Нередко говорят, мол, их там учат драться. А драться плохо. Значит, плохо ходить на такие тренировки. Между тем знакомые мастера рукопашного боя, айкидо, иных видов боевых искусств не раз мне говорили – умелый боец решит все или почти все проблемы не силой, а интеллектом, разговором. Уверенный в себе человек не станет задираться, доказывать свою правоту дракой, он и без того знает, что прав. Как большие собаки не вступают в перепалку с мелкими, хотя те отчаянно лают.

- Абсолютно верно! У нас такое же воспитание. Первое правило карате – не навреди сопернику. Когда к нам приходят ребятишки на первое занятие, мы сразу объясняем: «Вы приходите сюда не для того, чтобы, научившись приёмам, выходить на улицу и бить всех подряд в школе или садике. В первую очередь вы обучаетесь самообороне, во-вторых, защите слабых. И, конечно, общее физическое развитие, чтобы в дальнейшем ты мог достойно представлять свою страну».

- То есть на тренировках вы не только физически развиваете учеников, но и ведёте, так сказать, моральную подготовку, обсуждаете вопросы нравственности?

- На каждой тренировке обязательно выделяется время для беседы. Что касается киокусинкай, наши дети в конце тренировки читают клятву, где они обещают не превышать свои физические полномочия. Помимо этого каждая тренировка начинается и заканчивается с уважения – тренеру, друг другу, сопернику. Детям внушается, что они должны уважать друг друга. И даже если выходят на соревнования, то на татами перед ними не враг, а соперник.  Спаринг – это не драка, а определение силы, подготовки и физической, и моральной.

Больше того, мы постоянно прививаем уважение не только к тренерам, но и всем учителям в школе, родителям. Старшему поколению. Но отмечу, что уважение должно быть обоюдным. Учителя, родители тоже должны уважать детей. Игра в одни ворота долго не длится. 

Помимо этого мы прививаем уважение к исполнению общечеловеческих норм морали и нравственности, в том числе соблюдению законов. Объясняем, чем может грозить, к примеру, неразумное использование своей силы. Вплоть до уголовной ответственности, а может, и ещё более тяжелые последствия иметь. Такие моменты мы тоже обсуждаем с детьми.

 

ТРЕНЕР – ВОСПИТАЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ

- Получается, в работе вы используете весь свой опыт - и милицейский, и пенитенциарной системы? Помогает? Убеждает?

- Конечно. Более того, я в армии служил в погранвойсках, на границе с Китаем в Благовещенске, на центральной заставе. В первый же день, когда приехал с учебного центра на границу, была весна, шла шуга по Амуру, и в тот же день задержал нарушителя, который шёл из Китая. На тот момент я уже порядка четырёх лет занимался боевыми искусствами. В армию пошёл после вуза, в 23 года, был сформированным молодым человеком, с высшим образованием, знавшим законы и обладавшим определённой силой, и навыками, которые очень приходились на службе в армии.

За годы службы задержал больше 20 нарушителей, имею государственные награды. И об этом тоже рассказываю детям. Объяснять лучше не на отвлечённых рассуждениях, а на конкретных примерах. Дети так лучше понимают.

В милиции проработал пять лет. Был участковым уполномоченным, мой участок – центральный, где рынок, словом, самая гуща народа и событий. Часто приходилось задерживать малолетних нарушителей, за хулиганство, кражи.

- Понятно, что с такими детьми работает отдел по делам несовершеннолетних, но вы как-то общались с ними? Пытались объяснить, что не тот путь они выбрали?

- Обязательно. Сейчас мне проще работать с молодёжью после опыта работы в колонии строгого режима. Ездил и в колонию для малолетних преступников в Усть-Абакане. В результате я могу сейчас более подробно рассказать детям, что может быть с ними, если они пойдут неправильным путём. Если будут нарушать закон, превышать свои физические полномочия. В том числе чем может закончиться для них любая потасовка, драка, приведшая, не дай Бог, к смерти участника. Или если совершит кражу.

 

БОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

- В последние лет 10-15, как идёт очередной виток реформы школы, появилась новая установка, мол, детей нельзя пугать. Нельзя пугать тюрьмой, приводить плохие примеры, страшные, воспитывать нужно на добре и свете. Вы как педагог согласны с этим?

- К сожалению, реформа школы, на мой взгляд, у нас уже очень давно идёт не в том направлении, в котором нужно. Больше того, хороших моментов в жизни с каждым годом у нас всё меньше, и дети это  отлично видят, говорят об этом. Дети умнее взрослых. У нас есть какие-то страхи – потерять работу, последнюю копейку, себя, ответственность… А у детей таких заморочек нет. Они лучше нас ориентируются в пространстве, лучше понимают, что реально происходит.

К сожалению, как я всегда говорю: худший враг образования – это министерство образования.  Они уничтожают образование, уничтожают педагогический состав. И это серьёзная проблема. Школы сейчас не занимаются детьми, как это делалось в советской школе. Я помню, как с нами работали учителя.

Возможно, из-за того опыта я и стараюсь сейчас внедрять приёмы, в том числе советской школы.

Нужно постоянно вести диалоги с детьми. И родителями тоже. Главное правило воспитания: не нужно ограничивать, нужно направлять. Объясни ребёнку – и он поймёт, что ему будет, если сделает не так. Многие родители этого не понимают. Считают, что запрет лучше. Большинство детей здравомыслящие, и они выбирают верный путь.

- Вы почти всю жизнь работаете, общаетесь с детьми. Поколения как-то изменились? Может быть, есть новое, а что-то, быть может, ушло?

- Конечно, меняются интересы, характеры. Очень пагубно влияет цифровая техника, телефоны, компьютеры. Интернет очень негативно влияет.

Главная проблема - дети не умеют отсеивать информацию, они, как губка, впитывают всё. Принимают на веру. Нет критичности мышления, а это легко может завести не туда, куда надо.

К тому же редко какой родитель контролирует интернет: куда заходит ребёнок, в каких группах состоит. У меня часто на собраниях проходят беседы с родителями на эту тему. Я им объясняю – понятно, вы на работе с утра до ночи, и чтобы ребёнок дома к вам не лез, проще сунуть ему планшет с интернетом. Но подумайте, что он читает и смотрит?

Каждый вечер прихожу после тренировки и начинаю отслеживать, в каких группах сидят мои воспитанники. Почти все дети у меня в друзьях в «ВКонтакте», смотрю их страницы. Потом с родителями беседую – не боитесь, в какую группу входит ваш ребёнок?

Помните, существовала группа «Синий кит»? Было в нашей практике такое, что мы вытаскивали оттуда своих детей. Причём, что интересно, мне дети гораздо больше рассказывали про «Синего кита», чем даже я знал, не говоря уже о родителях.

В целом мы с детьми стараемся заниматься не просто по принципу: «Я тренер, они воспитанники», а больше делаем упор на коллективное воспитание. Тесно взаимодействуем с родителями, с дедушками, бабушками и обязательно учителями. В итоге получается очень хороший тандем – мы со всех сторон охватываем ребёнка. Контролируем, но не ограничиваем особо, не зажимаем. Это очень тонкий момент – контроль и свобода. В результате дети более серьёзно подходят к таким вещам.

- То есть ваша работа тренировками не заканчивается?

- Конечно, нет! У нас очень много различных мероприятий, экскурсий, выезжаем в спортивные лагеря. Правда, в этом году сильно ограничила пандемия, но мы всё же успели провести сезон.

Меня удивила позиция замминистра спорта РХ, мол, ура пандемии, столько денег сэкономили – аж 3 миллиона рублей! О чём он говорит?! Это потерянные деньги на здоровье, на возможностях детей! Атрофировались мышцы, ребята не получили разряда, не получили новых возможностей и поездок.

Если ты этому радуешься, то тебе не место в минспорте! Я так ему и сказал в глаза. А он даже не понял, в чём проблема?!

СЕКРЕТ МАСТЕРА: СУМЕТЬ СОЗДАТЬ ТАНДЕМ

- С кем проще работать - с детьми или родителями?

- С родителями гораздо тяжелее. Многие из родителей, с кем я сталкиваюсь, это молодые люди, уже из поколения ЕГЭ – совершенно другой класс людей, интересный и, к сожалению, не очень правильный и надёжный. И увы, отпечатки этого накладываются на детей.

Мне часто родители пишут в ватсап или звонят, жалуются: «Мы не знаем, что делать с ребёнком. Учиться не хочет, дома беспорядок, нас не слушает, что делать?»

Спрашиваю: «А какие вы ему условия создали?»

Перечисляют: «Планшет, компьютер, вайфай…»

Отвечаю: «Для начала давайте отключим интернет, компьютер и прочие гаджеты».

Первые день-два у детей, особенно тех, кто плотно сидит на виртуальной игле, реальная ломка. Подобное у нас бывает в спортлагере. Там мы забираем телефоны или оставляем, но я удаляю все приложения, да и интернет у нас, как правило, не тянет. И у некоторых ребят начинается психоз. Доходило до того, что иные на весь лагерь матом орали – мол, не хотят тут, хотят домой, нужны игры, интернет. Но проходит два-три дня, успокаиваются, понемногу втягиваются в общение. А потом начинают сознавать, что, оказывается, можно просто разговаривать! Вокруг столько интересных ребят, тренеров, столько увлекательного, что времени не хватает, и всё без телефона! Нередко подходят, говорят спасибо, что мир открыл.

- Спортлагеря, туристические лагеря сегодня, опять же из-за реформ и ужесточения требований к организации отдыха, головная боль для воспитателей и слёзы для тех, кто помнит лагеря с палатками, кострами, походами и заплывами. Как вы выходите из этого положения? Сейчас ведь чуть ли не бассейны вместо озера требуют делать…

- Есть у нас специализированные лагеря, помимо этого устраиваем свои. Кооперируемся вместе с родителями. В этом году Черногорская федерация провела два лагеря, мы в Потрошиловском бору лагерь делали, прошёл турнир, учебно-тренировочные летние сборы. Дети были довольны.

Требования Роспотребнадзора очень сильно усложняют жизнь, по сути, в вату детей кутают. Я к этому отношусь негативно. Это вредит детям, не приносит пользу. Это воспитывает людей, которые привыкают только потреблять, но не создавать. Они учатся сидеть сложа руки, чтобы им всё принесли – работу, мысли, что делать.

А нас учили самостоятельно себя вести. Мы были закалённые, учились думать.

Сейчас мы возвращаемся к старому. Некоторые родители, правда, не принимают – как это обливать холодной водой? Или нельзя так делать (про совершенно разные вещи). Я отвечаю – отчего нельзя? Почему кто-то должен решать за вас, как вам жить? И родители начинают задумываться.

Дети в этом плане быстрее меняются. Говорят, мол, а нам не разрешают то и то, говорю: «Делайте. Но сами будете отвечать за последствия». И они согласны с этим.

При этом я очень трепетно к детям отношусь. У меня чужих детей нет, они все мои. И дети это прекрасно знают. Я, конечно, весёлый и энергичный, но при этом требовательный и строгий.

Я за здоровый образ жизни во всех смыслах. В семь утра все ещё дома, а у нас уже тренировка, и вечером тренировка. Если в лагере, то ещё и водные процедуры. Также приобщаю родителей – пришёл ребёнок с тренировки, обязательно его отправить в душ, кимоно просушить. Устроить холодный душ, растирания. Многие родители и не знают про такое.  Приходится объяснять такие элементарные вещи.

- Невольно напрашивается вопрос, раз вы с утра до ночи заняты с ребятами, работа личной жизни не мешает?

- У меня жена тоже каратистка, у неё синий пояс. У нас трое сыновей, младшему всего полгода – так что сами решайте, мешает моя работа личной жизни или нет. Мы все вместе растём. И кстати, у большинства тренеров вовлекается вся семья.

Есть проблема – многие родители не понимают, что между ними тоже должен быть общий интерес, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. И хорошо если это спорт, а не бутылка пива. Объясняешь – а они в ответ, мол, пришёл с работы устал, какие интересы?

Отвечаю – думаете, я не устаю?! Но это всё отговорки. Вечером взять семью и полчаса прогуляться, так и сон крепче будет, и здоровья прибавится. Нужно просто не лениться. В выходные взять велосипеды и покататься, в лес за грибами съездить. Главное, самому не замыкаться в лени.

Люди часто сами себе ставят ограничения и заборы. А их стоит убрать, и жизнь заиграет по-другому.

Самое лучшее, что родители могут дать ребёнку – показать своими действиями пример, как надо. Вот смотри, сын, я не лежу на диване, не пью пиво, а катаюсь с тобой на велике.

У нас каждую субботу проходит общая велотренировка – родители и дети. Поехали по городу, на спортплощадках останавливаемся, играем, на растяжку упражнения делаем – все в восторге.

В МИРЕ ЛЮДЕЙ

- По своему опыту знаю, что у нас много тренеров, которые всё свое время, а то и деньги, отдают детям. Почему так? Ведь, скажем, с учителями школы подобное происходит, мягко скажем, гораздо реже. Или тренер это какой-то особый талант, зов?

- Может быть, потому что мы искренне переживаем за детей, за их будущее. У учителей немного другая ситуация. Мы часто собираемся, общаемся, главное – занимаемся любимым делом. Денег тут много не заработаешь.

С детьми я люблю работать, заряжаюсь от них энергией, а они заряжаются от меня. Такой постоянный обмен.

С годами я понял, что для меня не существует разницы между религиями, нациями, странами. Разобщение к доброму не ведёт. Не надо сталкивать людей лбами и уничтожать их. Для меня есть только две категории – люди и нелюди. И я не хочу, чтобы хорошие ребята уходили на другую сторону. Хочу, чтобы они умели мыслить, рассуждать, видеть, что происходит вокруг. Не забывали, что они люди, что их жизнь принадлежит им, а не кому-то, кто захочет этой жизнью воспользоваться в своих интересах. Ограничить, надеть намордники, заставить сидеть дома.

В моих руках есть большая возможность и большая ответственность – работать с детьми. Но вместе с родителями.

В этом тоже нередко отличие между тренерами и учителями, особенно руководством школ. Я уверен, если есть проблема – тут же надо реагировать, не ждать, что само рассосётся, нельзя замалчивать. Увы, часто в школах именно так происходит, когда живут по принципу: только не выносить сор из избы. Итог печальный.

Увы, многие люди забыли, что надо быть людьми. Раньше жили для людей, а теперь все потребители. И это проблема. Если ещё и мы, тренеры, момент воспитания упустим, то получим деградированное общество фашистов. Их можно назвать по-разному – антисемитами, русофобами, проблема будет одна и та же.

Есть трудные ребята, есть последователи АУЕ (арестантский уклад един) – это беспредельщики, которые живут по зоновским понятиям. И если таких детей педагоги не будут наказывать, не замечать или вовсе поощрять, то в конечном итоге эти дети могут прийти и зарезать учителя. И таких случаев полно.

Есть и другая сторона проблемы, у нас часто, увы, наказывают не тех, кого надо. Накосячил ребёнок, а наказали учителя. Зато минобр довольно, вот какие лояльные к детям! А то, что дети почувствовали вседозволенность, минобру уже плевать. Тогда как таких детей нужно ставить на учёт в ПДН, работать с ними. Реагировать надо адекватно. Преступление нельзя поощрять, за него надо наказывать. Раньше всегда был прав учитель, а сейчас абсолютно наоборот, всегда прав ребёнок. Оба подхода неверные. Но второй более серьёзен последствиями.

- Наказание – сложная тема. Нередко слышны заявления, что вовсе нельзя отправлять детей в колонии, а то и вовсе нельзя наказывать, мол, тогда вырастет свободный человек…

- Я сталкивался с ситуацией, не буду называть школу, когда дети собрались большой группой, человек 20-30, и договаривались встретить меня на улице, поймать и избить. Пришлось привлекать полицию. Но директор всё это дело замяла. Мне пришлось расторгнуть договор, т.к. директор школы покрывала хулиганов, не хотела себе проблем со стороны вышестоящих инстанций.

Кому сделала директор лучше? Детям? Отнюдь нет. И такие директора, воспитатели, психологи, не желающие « травмировать» ребёнка наказанием и ответственностью за свои плохие дела, воспитывают будущих преступников. Вот и всё. А потом с ними уже работают полиция, УФСИН.

Я работал в колонии строго режима, с рецидивистами, убийцами, маньяками, педофилами. И когда детям рассказываешь, к чему может привести потворство своим желаниям и игнорирование закона, то они очень быстро понимают – не стоит идти так. По крайней мере, большинство детей.

Была ситуация – мои дети связались с плохой компанией, начали пропускать тренировки, стали хамить, грубить. Их пришлось быстро ставить на место, объясняя, чем им может всё грозить. У тебя всё просто – или ты живешь своей жизнью, или сядешь. Помогает!

- Раньше старались трудных ребят увлечь спортом, кружковой работой. Вы практикуете такой подход? Пробовали вытаскивать подростков с улицы?

- Были случаи, когда пытался привлекать к спорту ребят из плохих компаний. Кого-то получалось перетянуть на свою сторону, с другими расставался. Мы не для того чтобы растить бандитов и потенциальных преступников. Есть такие люди, которых, увы, только могила исправит. И я как тренер понимал, что если такому, по сути, уже сформированному преступнику дам оружие, как карате, то это будет вред для всех. Потому стараюсь с подобными детьми больше не работать. Я могу оценить риск, как бывший милиционер. Практика у меня была.

- Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе тренера?

- Тонко чувствовать грань, которую нельзя переходить. И уметь понимать человека. 

Бывает, на тренировке смотришь – что-то парень глаза опустил, что-то у девчонка загрустила. Не на тренировке мыслями, а где-то далеко. Всё. После тренировки говоришь: «Останьтесь, поговорить надо». Случается, конечно, что не всегда сразу среагируешь, много ребят занимается. Но пометку себе сделаешь, позже найдешь время поговорить.

Хороший педагог, тренер это увидит и постарается помочь. Конечно, невозможно всё учесть, везде помочь, но надо стараться.

- Часто звучит мнение, что спорт - это личное достижение. Ваш же подход: спорт - коллективная работа. Выглядит парадоксом.

- А это самое интересное! Когда ко мне приводят детей и говорят, мы хотим чемпиона, отвечаю: «До свидания. Я воспитываю людей».

Если правильно воспитать ребенка, который правильно формируется, с верными установками, то он всё равно станет чемпионом. Не в карате – в жизни. Это для меня намного важнее.

Я никогда не гнался за медалями, хотя многие мои воспитанники достигли высоких результатов. Но это потому, что они стали людьми, уверенными, умными, сильными. Для меня в приоритете, чтобы ребенок вышел на соревнования и в первую очередь переборол свой страх. Победа над собой - главное. Чтобы потом, когда в жизни у него случится что-то жёсткое, он был морально готов к борьбе. Чтобы смог перебороть свой страх и выйти победителем.

Если человек сможет победить себя и свою лень, его никто не сможет победить. Это закон жизни.

Моя задача – воспитать разностороннего человека. Мы постоянно обсуждаем и книги, и фильмы. Альтернатива планшету. У нас доходит до того, что если ребёнок начинает «проседать» по школе, мы отменяем тренировку и садимся в кружок, достаем учебники, тетради и делаем домашнюю работу. Если кто-то не понимает – помогают старшие или более знающие. И они активно подключаются, объясняют, рассуждают.

Сейчас сложно заставить детей читать книги. Но я объясняю – те из вас, кто читает книги, будет управлять теми, кто смотрит телевизор. Что касается интернета – если уж не можешь жить без него, нужно научиться критически относиться к информации, не принимать всё на веру. Проверь, перепроверь. И ищи полезные ресурсы – не как готовить наркотики, а смотри про науку и спорт.

Тем более спорт не ограничивается карате – это большой комплекс, который призван максимально расширить кругозор и возможности. Главное показать – у тебя весь мир есть! А не только школа, тренировки. Главное - самому себе не ставить заборы.

Беседовала Валентина КОРЗУНОВА.

Фото из архива

Вячеслава Гончарова

«ЧР» № 72 от 22 сентября 2020г.

 

 

 

 

Новости по теме: