Тихая борьба бумажных тигров

Дата публикации: 22.07.2020 - 10:25
Автор:
Просмотров - 1293

Работы у сотрудников отдела надзорной деятельности и профилактической работы  всегда много, они  завалены документами с плановых проверок пожарной безопасности, готовятся к судам, проводят расследования пожаров. Но в минувшую пятницу некоторые дела пришлось отложить в сторону: в канун профессионального праздника инспектора Анастасию Рахманову и дознавателя Никиту Булыгина пригласили в главное управление МЧС по Хакасии, где наградили благодарственными письмами и грамотами.

 

Всего в Черногорске День создания органов государственного пожарного надзора отмечают четыре человека: именно столько сотрудников работает в отделе со сложной аббревиатурой ОНДиПР.  Помимо Анастасии и Никиты - начальник Александр Геннадьевич Петров и старший инспектор Сергей Николаевич Оришич.

Пока молодые коллеги ездили в управление, последний оставался на рабочем месте один за всех (сейчас он исполняет обязанности начальника) - разбирал жалобы, сообщения, обращения… Пусть надзорники и не бойцы, которые борются с огнем, не взирая на выходные и праздники, покой им тоже только снится. 

 Сергей Николаевич работает в пожнадзоре с 2004 года, и кому как не ему задавать вопросы о назначении этой структуры, о повседневной кропотливой, часто монотонной, «тихой» работе и о её высоком предназначении.

После пожара приходим мы

 - Если раздается сирена пожарной машины, все остальные автомобили на дороге с пониманием приостанавливают движение, прохожие с интересом оборачиваются на нее. Все согласны, что спасать людей и дома от огня - благородная и важная миссия.  А вот о вашей работе знают не все. В чем она заключается?

 - Действительно, наша работа не так заметна, как действия пожарных, но не менее важна.  Когда огонь усмирен, бойцы уезжают, и приходим мы со своими протоколами, опросами-допросами. Проводим доследственные проверки по пожарам, по загораниям травы, мусора – устанавливаем причины произошедшего, виновника, в том числе привлекаем к ответственности должностных лиц, которые отвечают за благоустройство и пожарную безопасность.  К слову, в этом году были оштрафованы три человека: кочегар одного из  предприятий, который высыпал золу в сухостой, из-за чего случился пал; женщина, которая после субботника подожгла сухую траву на  Октябрьской, в самом конце, где новостройки; еще один житель Девятого поселка, который наводил чистоту во дворе. Греб сначала граблями, потом устал и решил, что если поджечь, управится быстрее. В итоге чуть не спалил соседские гаражи.

Мы проводим плановые и внеплановые проверки больниц, учреждений образования, АЗС, культурно-досуговых центров, всех предпринимателей… По всем объектам надо проехать, напомнить, как надо подготовиться к пожароопасному сезону.

- Бизнес не кошмарите? Знаю, с каким трепетом вас ожидают не только заведующие детских садов, но и владельцы торговых точек. Соответствовать всем требованиям пожарной безопасности крайне сложно и мегазатратно. 

 - Частота проведения  плановых проверок, согласно Постановлению Правительства РФ 1303 п.29, зависит от категории риска объекта. То есть раньше предпринимателей проверяли один раз в три года, а сейчас – в зависимости от категории объекта: крупные магазины один раз в пять лет, а киоски, которые относятся к категории низкого риска, вообще не проверяются (только по заявлению).  Нагрянуть в любой момент не получится. И надо признать, что многих это распускает. Бизнес забыл, что такое пожарная безопасность. Это показали обследования торговых центров, которые проводили совместно с прокуратурой после пожара в «Зимней вишне».

 - Многие тогда были крайне недовольны, что закрылся кинотеатр «Луначарский»: не работали детские секции, не проводились концерты, показы фильмов.

- Мы не могли действовать иначе: Федеральный закон 123 говорит, что если есть угроза жизни и здоровью людей, то необходимо реконструировать здание либо закрыть его.

Мы подавали в суд на приостановку «Луначарского», выдавали большое предписание. Одни нарушения устранили оперативно (поэтому суд останавливать работу КЦ не стал), другие – нет. К  примеру, не соответствовали нормативам пути эвакуации из подвала, где расположен туалет. Руководство «Луначарского» категорически заявило, что переделать проемы невозможно, в итоге перенесли туалет в другое место.

 - Тогда же был закрыт гипермаркет на Мира, там прошла большая работа над ошибками, вплоть до реконструкции здания - расширены пути эвакуации, появилась единая система пожаротушения. На это ушло полгода. А вот АЛПИ не закрыли, хотя там тоже были серьезные проблемы.

- Мы второй год судимся с собственниками АЛПИ. Прокуратура вносила предостережение, на которое они не отреагировали, писала исковое заявление на приостановку объекта, но пока суд отказал, у них хорошие юристы. Однако собственники уже привлечены к административной ответственности на 160 тысяч рублей, за невыполнение предписаний пожнадзора – на 70 тысяч рублей. С помощью штрафов пытаемся заставить установить нормальную систему пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения. Вложения, конечно, нужны огромные – порядка 10 млн рублей.

Насчет «кошмарить бизнес» добавлю, что в 2007 году внесли изменения в Градостроительный кодекс РФ, и теперь мы не обследуем на пожарную безопасность новостройки. Нас исключили из состава всех комиссий. Сейчас мы не участвуем ни в выборе площадок для трасс, ни в надзоре за возведением многоквартирных жилых домов и в их приемке.

Профилактика – это не скучно

- В этой связи огромный упор делаем на профилактику, стремимся, чтобы люди вспомнили, что такое огонь, как с ним бороться, как дружить. Мы забыли об элементарных правилах, в 90-е годы время было упущено, думали только о том, как бы выжить…

 - Если строили, то без оглядки на пожарную безопасность, лишь бы построить… Но  профилактика…Имеет ли она эффект? Одно это слово наводит скуку…

 - Конечно, мы ходим на родительские собрания, беседуем с учениками на специальных уроках (это еще и профориентация, кто-то из ребят пойдет по нашим стопам), но не  ограничиваемся одними лекциями и раздачей памяток. Для детей и взрослых наши встречи – часто какое-то действо: предлагаем попробовать потушить условный пожар огнетушителем; в дни открытых дверей и в День города можно вблизи рассмотреть пожарный автомобиль, посидеть за рулем, побеседовать с бойцами, которые рискуют своей жизнью из-за человеческой беспечности и глупости. В этом году, конечно, помешал карантин, но летом мы всегда участвуем в работе пришкольных лагерей, в прошлом году совместно с музеем реализовывали целую программу, были игры, конкурсы.

 - А еще учебные эвакуации в школах и детских садах! Запоминающийся опыт! 

 - Да, ближе к учебному году, я надеюсь, по традиции начнем операцию «Школа»: проведем уроки безопасности, учебные эвакуации, инструктажи с учителями. Весь сентябрь мы задействованы в этой работе. Оцениваем, как действует персонал после сигнала тревоги, потом проводим разбор полетов: почему вышли в другую дверь, почему пересеклись пути эвакуации детей и т.д. Надо сказать, что заведующие детсадов и директора школ хорошо вникли в правила пожарной безопасности, все документы обычно в полном порядке.  

А еще мы завели страницы в социальных сетях (нас можно найти в инстаграме, контакте и одноклассниках), где выкладываем новости и правила поведения в чрезвычайных ситуациях.  Другие времена – другие нравы.  Для старшего поколения – статьи на информационных  стендах у домов, а для молодежи удобнее такой способ информирования.

Три минуты -

и на месте

- И все-таки много бумажной работы?

- Да. Нас даже коллеги называют  «бумажные тигры». Но с помощью этих бумаг мы решаем большие и важные проблемы. К примеру, контроль над пожарной сигнализацией. В Черногорске 79 объектов должны быть подключены к системе мониторинга пожарной автоматики, она позволяет передавать сигнал о том, что сработала сигнализация без участия персонала. Если в здании начинается пожар, диспетчер получает сигнал и высылает бойцов.  Практика показала, что эта система позволяет пожарным прибыть на место как минимум на три минуты раньше.

В  прошлом  году в лицее произошло замыкание розетки в подсобке. Она задымилась, сработал датчик, автоматика подала  сигнал. Были эвакуированы 900 человек, персонал школы оперативно  вывел ребят, хотя никто не знал, где и что горит. А пожарный расчет приехал через четыре минуты после первого сигнала сирены. 

Сейчас уже пожарную автоматику надо менять, потому что она была смонтирована в 2004, 2005 и 2006 годах, срок её эксплуатации -  10 лет, она часто дает ложные сигналы. К примеру, недавно в поликлинике сработала сигнализация из-за вышедшего из строя пожарного извещателя, потому что закончился срок службы. На такие объекты (в нашей терминологии – второй номер вызова) выезжают четыре машины: две из 4-й пожарной части Черногорска, одна из  Усть-Абакана, одна из Абакана. Это, естественно, расход бензина, то есть бесполезная трата бюджетных средств, кроме того, в этот момент кому-то может понабиться реальная помощь.

Поэтому мы поставили вопрос перед управлением образования, главой города о необходимости менять сигнализацию в школах и детсадах,  даже инициируем разработку специальной программы, чтобы обеспечить учреждения образования современной пожарной сигнализацией, пусть даже в течение двух-трех лет.

Конечно, это огромные финансовые затраты. В этом году в 19-й школе на пожарную сигнализацию уже выделили 1, 1 млн. Необходимо менять как можно быстрее в школе № 1, где недавно был ложный вызов, там тоже в ближайшее время будет смонтирована новая система, как и в детских садах «Гнездышко» и «Чайка». 

- Возможно ли пожарную сигнализацию менять частично, раз это настолько дорогое «удовольствие»?

 - Многие датчики, установленные 10-15 лет назад, уже не выпускаются, они сняты с производства, а взамен прежних проводов – тоненьких, в пластмассовой оболочке, которую разъедала известь (в школах же по-прежнему стены белят) – теперь по регламенту устанавливаются двойные, негорючие. Меняются и контрольные приборы, которые не перепутают неисправность какой-то детали с пожаром. Сейчас если датчик зацепит рабочий во время ремонта или техничка, которая моет полы, раздастся сигнал, как при пожаре.

Современная система выдаст «неисправность» на приборе, установленном в здании. Не будет фактов ложной сработки. Именно поэтому нужна кардинальная замена всей системы.

Авось сильнее разума

- Бумажная волокита – это самое сложное в вашей работе?

- Нет, самое сложное – это взаимодействовать с людьми. Пожарные выезжают на вызовы, спасают людей, их всегда ждут с нетерпением и воздают им заслуженную хвалу, а нас часто воспринимают в штыки, ведь мы приходим, чтобы взять объяснения, оценить ущерб, составить административный протокол. Если есть пострадавшие, едем в больницу, погибшие – в морг, а потом беседуем с семьей. Напомню, что у нас функции дознания.

Вот на столе у меня лежит вчерашняя жалоба о том, что из-за нескошенной травы есть риск пожара. Мы должны съездить на место, расспросить заявителя, ответчика, вынести решение.

Весной и осенью, в пожароопасные периоды, патрулируем город, дачные массивы, составляем протоколы. Огненная Пасха 2015 года нас не научила, что нельзя сжигать мусор и ветки ни в ямках, ни в бочках. Наш русский авось по-прежнему сильнее всех разумных правил. В прошлом году женщина, сжигавшая листву на дачах на станции Хоных, чуть не попала под уголовное преследование. На двух участках – своем и сына – она проводила уборку. Свою дачу благополучно убрала, сожгла сухую траву и листья, затем взялась за участок сына. Две кучи из трех сожгла, а третью не успела – поднялся ветер. В итоге на 42 участках сгорели заборы. Необходимо было провести оценку ущерба, сделали пожарно-техническую и товароведческую экспертизу. Ущерб был менее  250 тысяч рублей, поэтому уголовное дело не возбудили, но возмещать немалые убытки ей все-таки пришлось.

В прошлом же году в Усть-Абакане сгорел дом, из-за того что через два участка до него молодая семья, которая еще только собиралась строиться, устроила пал травы. Дунул ветерок, огонь перешел на соседний участок, тоже заросший травой, а за ним – дальше. Пришлось взять кредит и построить дом… но не себе, а пострадавшей семье, чтобы избежать уголовного дела. Естественно, что работать в таких случаях сложно, люди все на взводе.    

За этот год мы составили 251 протокол, а это всегда наказание, поэтому в нашу сторону смотрят скорее отрицательно. Но на нас ведь огромная ответственность, вплоть до уголовной: если не дай Бог что-то упустим, не досмотрим – пострадаем сами. Жизнь человека бесценна. Это главное, чем мы руководствуемся в работе. Поэтому надеемся на понимание и готовность людей помогать нам в расследовании пожаров и сохранении здоровья своего и окружающих.

            Анастасия ХОМА,

                    фото автора

«ЧР» № 54 от 21 июля 2020г.

 

Новости по теме: