Резонанс: «Прикованы к педагогической галере, или о неожиданных проблемах школьного дистанционного обучения», «ЧР» № 27 от 14 апреля 2020г.

Дата публикации: 29.04.2020 - 13:21
Просмотров - 2629

Резонанс: «Прикованы к педагогической галере, или о неожиданных проблемах школьного дистанционного обучения», «ЧР» № 27 от 14 апреля 2020г.

 

А НА УРОКЕ Я СМОТРЕЛА... СЕРИАЛ

Неделя мозгового штурма, монологи отчаяния в родительском чате, немного паники среди учителей — и вот рецепт перехода на онлайн-обучение в школе готов.

Выбор сервисов, инструктаж учителей, опрос родителей и беседы с учениками — во время каникул школа № 20  готовилась к новой организации учебной деятельности в условиях проходящих по всей стране карантинных мероприятий.

Администрация: проблемы и вопросы, которые возникали у педагогов, решались совместно. Еще до организации дистанционного обучения учителя изучали функционал разных платформ, программ, делились опытом и давали друг другу советы, посещали вебинары, организованные представителями образовательных сайтов. На данный момент для школьного коллектива организован чат, где в режиме реального времени решаются возникающие трудности.

Родители: первые  просьбы прозвучали сразу после весенних каникул. в школе попросили завести ребенку электронную почту. Ученик младшей школы, который в интернет до этого время входил только с разрешения родителей, чтобы посмотреть на выходных видеоролик, не имеет Whatsapp и был всячески огражден от сети, теперь будет пользоваться своим почтовым ящиком? Надо, значит надо! Угу. Ясно, понятно.

Учителя: с самого раннего утра в почту, мессенджеры и личный кабинет учителя уже стучатся взволнованные ученики и еще более взволнованные родители. В электронном журнале не прикрепляется файл с домашним заданием, вовремя не началась трансляция, точно ли отметят присутствующих и еще миллион вопросов, замечаний и просьб: «А что нажимать?» «А тут что делать?» «Где наш учитель». одни и те же вопросы сыпались десятками. Мы ушли на каникулы? Нет, мы продолжаем учиться. Просто обучение переведено в дистанционный режим; все образовательные программы реализуются и будут реализованы в полном объёме. Ведь каждый день в диалоге появлялись новые непонятливые мамы или папы, которые предыдущую переписку прочитать не удосужились. Тяга к знаниям была так велика, что большинство школьных сервисов не выдержали такого наплыва пользователей. Весь первый день классные руководители провели в роли консультантов и службы поддержки.

     Что касается организации и готовности всех этих платформ МЭШ, РЭШ и прочих — очевидно, что они были не готовы к такой внезапной популярности и не рассчитаны на одновременное подключение такого количества пользователей. Ссылки не открываются, тесты зависают, результаты не сохраняются. Но мы не паникуем и не расстраиваемся. Кроме онлайн-тестов, учителя присылают различный материал для изучения и отработки по старинке — в тетради ручкой. Работы дети сами фотографируют и отправляют учителям на почту, в WhatsApp.  Учитель проверяет, ставит оценку.

Когда проблемы со связью были решены, то педагоги взялись и за отлаживание самих форматов обучения.

И вот позади первая неделя дистанционного обучения. В том, насколько успешным был старт и каковы первые итоги, разбирались вместе с учителями, учениками и их родителями.

Администрация: этот небольшой опыт повсеместного погружения в работу такого характера позволяет сделать первые выводы. Учителя отмечают, что наиболее подходящими в работе оказались образовательные платформы «Российская электронная школа», ЯКласс, Учи.ру, Яндекс.Учебник.

Они достаточно просты в использовании, разработан качественный инструментарий для работы. Для формирования индивидуальной траектории предусмотрен функционал по созданию собственных заданий или включения дополнительных из предоставленного списка. Организована обратная связь. На платформе Учи.ру предусмотрено проведение собственного урока (посредством видео-конференц связи), однако из-за большой нагрузки на платформу провести такой урок не всегда возможно.

Помимо этого, учителя все активнее используют проведение «живых уроков» посредством видео-конферец связи. Очень хорошо работа проходит с помощью программ Skype, Zoom, Viber.

Для того, чтобы разнообразить уроки и досуг учащихся в режиме самоизоляции учителя предлагают посетить виртуальные экскурсии Эрмитажа, Музеи Московского Кремля, Хакасский заповедник, прослушать аудиокниги, вместе с родителями посмотреть онлайн трансляции спектаклей.

Школа старается подстроиться под все форматы сразу, выложить контрольные, тесты и видеопрезентации. Тяжело принимать домашние задания в таком объеме и проверять их, давать обратную связь. Не все учителя с этим справляются. Не все справляются с неработающими сайтами и летящими во все мессенджеры сообщениями от родителей.

Учителя: одним из самых сложных моментов в этой ситуации является организация обратной связи. В данном случае детей ограничили только лишь выходом из дома. О выполненных работах и изученном материале ребята отчитываются с помощью электронной почты, социальных сетей и мессенджеров. Стихи рассказывают, записывая видео или аудиосообщение. Делают коллажи из своих работ по ИЗО, используя Instagram и другое.

Родители: конечно, в школе больше возможностей контролировать учебный процесс, дисциплина совсем другая. Но это характерно не только для детей, для большинства взрослых работа в офисе и дистанционная работа тоже воспринимаются по-разному.

Директор Е.В Салангина: «хорошая новость во всей этой ситуации — дети захотели идти в школу. Это редкая удача и радость, когда они говорят, что скучают по школьным стенам. Сильно выросла прозрачность учебного процесса. Для школ это всегда большая проблема. Класс — закрытая субстанция. А теперь родители могут сесть рядом с ребенком и послушать, что происходит. Главный вопрос, насколько это все устойчиво в перспективе. Потому что без живого общения мотивация падает и у детей, и у взрослых. Все-таки человек — существо социальное.»

Мнение эксперта  Олега Федорова ( ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Педагогическое образование»):

«В  целом система отреагировала позитивно — все участники начали движение в этом направлении. Но очевидно, что такая грандиозная махина, как образование, в одночасье не может развернуться, перестроиться, измениться. Пока будут перегибы вроде списка заданий, прикрепленного к электронному дневнику с пометкой «сдать в виде фотографий в мессенджер», или ребят, у которых на компьютере открыт вебинар преподавателя, а на экране телевизора новый сезон любимого сериала. Но и это пройдет. Дистант — это шанс для всех нас, участвующих в процессе, пересмотреть смыслы нашего взаимодействия.»

Анастасия ЖУРАВЛЁВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы

№ 20, фото из архива школы

БИТВА ЗА КОМПЬЮТЕР

Согласна с озвученными проблемами дистанционного образования. Хотелось бы только добавить, что в особо сложном положении оказались педагоги, имеющие детей-школьников.

Скажу про себя. У меня около 150 учеников, три параллели. Каждый день мне надо принять как минимум сто работ, причём не только вордовские файлы или фотографии, а и просмотреть видео. Помимо этого необходимо подготовить новые видео-уроки, презентации, домашние задания для учеников. Не говорю уже о прочих задачах, которые я обязана выполнить. Верно говорилось, что сейчас учитель забыл про сон, некогда.

Но! Моей дочери тоже нужен компьютер! И не на пять минут, а часов на 5-6. К примеру, только на днях она получила по одному предмету домашнее задание написать и отсканировать 24 листа! Затем всё это отправить учителю. Дочь - старшеклассница, предметов много, заданий тоже, компьютер же у нас один. Так что мы бьёмся за каждую минуту машинного времени! И, увы, бывают из-за этого конфликты. Даже утверждённый график распределения компьютерного времени не всегда помогает. То ей срочно требуется что-то найти или отправить, то мне. В итоге порой конфликты.

А ведь есть учительские семьи, где не один школьник…

Моё имя прошу не указывать

 

ОДНО ЛЕЧИМ,

ДРУГОЕ КАЛЕЧИМ

Один мой ребёнок учится в четвёртом 4 классе, второй в седьмом. Когда нам сказали, что обучение будет дистанционным, мы не ожидали, что оно окажется настолько сложным для детей и родителей.

У меня высшее экономическое образование, с детьми мы всегда находили общий язык, проблем особых не было. когда нужно, помогала делать уроки, объясняла непонятное. Но сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда я вообще не могу объяснить урок не только старшему сыну, но и младшему! Он просто отключается, даже не пытается думать. Слёзы, ругань, обиды стали нашими постоянными гостями.

Это очень тяжело для меня как мамы и морально, и физически. В конце концов  ещё неизвестно, что важнее - пятёрки в четверти или отношения детей и родителей.

Второе, о чём хотела сказать и что меня очень удивляет: почему молчат специалисты-медики? До наступления карантина нас постоянно предупреждали и в школе, и по телевизору, и на приёмах у врача, что время общения с гаджетами необходимо ограничить до 15 минут в день младшему ребёнку, и до 30 старшему. Прямо скажу, не всегда просто это было сделать, тоже бывали скандалы. В конце концов мы договорились, что при соблюдении правил мальчики могут играть на компьютере, планшете.

Но сейчас обучение перевели на гаджеты, и вы знаете сколько времени  дети сидят уткнувшись в мониторы? С младшим как-то засекала – 2 часа 17 минут. Открыть он-лайн платформу, зайти в учётку, скачать задние, посмотреть презентацию, затем отправить выполненные домашние работы. И это четвёртый класс! У старшего сына в классе девочка учится только через телефон. Так она говорила, что глаза очень устают, шрифт мелкий в заданиях, а часть домашки она вообще не может делать, потому что не видит, что написано. Увеличить размер нельзя.

Таким образом, получается, что на одной чаше весов находится получение образование, а на другой  согласие в семье и здоровье детей. Думаю, что неправильно заставлять делать такой выбор.

Ольга Владимировна.

«ЧР» №31 от 28 апреля 2020 г.

Новости по теме: