Нацпроект: производительность труда.  Поэма о кирпичах

Дата публикации: 25.02.2020 - 10:03
Просмотров - 265

Тренер сборной России  по кирпичной кладке на чемпионатах WorldSkills европейского и мирового уровня… женщина. Лада Геннадьевна Баранникова из Тюмени - старший методист центра компетенций по стандартам «WoldSkills» Тюменского индустриального университета.

На чемпионате в Хакасии она выступала в роли сертифицированного эксперта, нам удалось поговорить в Черногорском горно-строительном техникуме, где была организована площадка для ребят, практикующихся в дисциплине «Кирпичная кладка».

Качество-величество

- Казалось бы, что сложного в том, чтобы класть кирпичи? Если человек знает своё дело, раз-два… и готово? Отчего же столько нервов, адреналина в воздухе ? Сейчас в учительской преподаватели техникума рассуждали о том, что нынче задания чемпионата ещё сложнее, чем в прошлом году. Переживали очень.

- Действительно, всё непросто. Кладка кладке рознь. Ровно настолько, насколько отличается евроремонт  от такого, на который глаза бы не смотрели. Кстати, что, на ваш взгляд, кроется за словом «евроремонт»?

- Ровные стены, чёткие углы, а потом всё остальное – чтоб аккуратно, со вкусом, модно.

- Помните, на заре перестройки мы разглядывали «их» журналы о ремонте, интерьерах и удивлялись: как всё, казалось бы, просто, но стильно и красиво. Так получается, когда во главе угла -  отменное качество. Так вот по системе «WorldSkills» участники должны выполнить работу по чертежу с точностью до миллиметра, продемонстрировав его величество качество.

Миру - нас

- Вот почему перед ними, как перед музыкантами на пюпитрах, стояли документы (чертежи), в которые они периодически заглядывали!

- В мировом чемпионате рабочих профессий «WorldSkills» по нашей компетенции не допускается отклонение от заданного чертежа. Студент должен выполнить всё миллиметр в миллиметр, не преувеличиваю.

К сожалению, у нас в некоторых строительных стандартах есть допустимые отклонения на определённую высоту по вертикали, по горизонтали. В мировых же стандартах это недопустимо. Поэтому их ремонт, их каменные здания нам нравятся больше!

Когда мы любуемся европейской архитектурой из камня,  восхищаемся уровнем профессионализма. Видно, что каменщик обработал каждый кирпич и поставил его ровно на то место, где он должен находиться. Удивительно, как «льются» кирпичные узоры, как многое может сделать настоящий мастер.

Мы сейчас ребят учим тому же, цель – приблизиться к мировым стандартам. Поэтому оценивание в системе «WorldSkills» отличается от оценивания на обычных конкурсах профмастерства. И это правильно – надо стремиться к лучшему. Почему, если кто-то может «миллиметровать» в кирпичном деле, мы – не можем? Неправильная позиция. Поэтому на чемпионатах  нет никаких разрешённых допусков по размерам, эксперты должны с точностью до миллиметра замерять элементы, выполненные участником. Всё жёстко, строго, как, собственно, и должно быть на обычных  стройплощадках.

Суперсложные, невозможные

- Условия для участников осложняются тем, что они должны уложиться в определённое время.

- Да, это одно из непременных условий. Конечно, за два часа я четыре камня поставлю ровно - расстараюсь. А участникам дают 400 кирпичей и ограниченное время на работу – 15 часов, разбитых на три конкурсных дня. Выполнение модуля включает в себя разнообразные  элементы. Нужно не просто выполнить линейную кладку,  она сопровождается  орнаментами, архитектурными деталями: карнизами, арками, скатами и т.д. При этом участники должны выполнить расшивку швов (три вида), каждый элемент - в своём стиле, со своим швом.

- На ваш взгляд, готовы ли обычные ребята из техникумов республики, из Черногорска к таким требованиям?

- Требования очень жёсткие. Чемпионаты «WorldSkills» по нашей компетенции проводятся с 2013 года. Конечно, в начале пути сложность заданий была невысокая. Теперь всё изменилось.

Проектировщики модулей (заданий) делают их таким образом, чтобы идеально выполнить эту работу за отведённое время было невозможно. Выигрывает тот, кто трудится качественнее. К тому же, для выполнения разных элементов конкурсанты должны изыскивать резервы времени. Кто-то тренирует себя на очень высокую скорость, другие выигрывают время при грамотной организации труда – меньше двигаются по площадке, оптимизируют операции. Кто-то делает ставку на различные приспособления, которые помогают в работе, другие изобретают свои "велосипеды". Победить – как пуд соли съесть!

Прыжки в высоту

- Как выступили , в итоге, наши ребята, мы в газете уже рассказали. Черногорцы в грязь лицом не ударили, молодцы парни. А как выглядит команда России, скажем, на чемпионатах мира?

- Замечу, что соревнования по нашей компетенции в мире проводятся с 1947 года. Опыт у соперников колоссальный. Естественно, все архитектурные элементы, которые возможно выполнить из камня, они умеют делать блестяще. Причём отработаны обучающие методики, чтобы ребята эти элементы могли выполнять и качественно, и быстро.

Так вот, когда в 2013-м году был организован первый чемпионат России и наш победитель поехал на чемпионат мира в Лейпциг, он занял одно из последних мест. Конечно же, мы поняли, что необходимо впитать опыт европейских школ, поучиться мастерству у сильнейших. А поскольку ежегодно на европейских, мировых чемпионатах встречаются и учатся не только конкурсанты, но и эксперты, мы, можно сказать, подсматривали фишки, которые ранее не использовались, брали их на вооружение.

В 2015-м году наши ребята уже смогли с последних строчек рейтинга подняться выше. А на последнем чемпионате мира 2019-го года, который проходил в Казани, мой воспитанник (горжусь!) Сергей Херкун среди коллег из 45-ти стран занял четвёртое место, а пятым стал действующий чемпион Европы.

Получается, они 40 лет соревновались, а нам хватило шести лет подготовки, чтобы мы утраченные навыки восстановили в полной мере. Теперь наша задача – транслировать знания в регионы, чем и занимаемся.  Нужно делиться тем, что узнали на многочисленных мастер-классах и чемпионатах в Англии, Дании, Венгрии, Австралии, Гонконге, Италии. Всё, что мы оттуда привезли, – навыки, инструменты, знания, должно стать доступным для учебных заведений страны, для ребят, которые в регионах осваивают рабочие профессии.

 

Через «не хочу»

- Для чего такие сложности с чемпионатами участникам?

- Ребята выполняют конкурсные работы, которые соответствуют пятому, самому высокому разряду. А колледжи присваивают выпускникам третий разряд.

Занимаясь по системе «WorldSkills», участвуя в чемпионатах, ребята, конечно, тратят много времени. Они вынуждены долго заниматься в мастерских, работать над собой, над своим «не хочу». Но выходя из колледжа в 18 лет, самые старательные имеют такой уровень, какой среди одногодок делает их просто недосягаемыми. Эти ребята – вне конкуренции. Не зря девиз «WoldSkills»  - «Навыки двигают миром».

Успешными будут только те, кто с первых шагов профессионального пути показывает силу. За этими ребятами будущее. Так что есть за что побороться.

Белая кость и плоские стены

- Мы вот с вами – о высоком, об арках, орнаментах, миллиметрах, а посмотришь вокруг – до чего же архитектура зданий из кирпича плоская, скучная.

- Довольно однобокая архитектура, согласна. Мы видим, как правило, лишь прямые стены, тогда как за границей, случается, невольно останавливаешься, чтобы подольше полюбоваться на каменную красоту. В Англии, Германии каменщик – рабочая элита, «белая кость». Это самые высокооплачиваемые специалисты. У немцев есть звание «Мастер ремесла», свои гильдии, именные знаки отличия, которыми гордятся, передают от отцов к сыновьям.

Они владеют техникой строительства из камня в совершенстве, используют очень сложные элементы. А мы за определённый период времени авторскую архитектуру потеряли. И если мы не строили каменные арки, карнизы, не использовали сложные элементы, естественно, потеряли мастеров, которые могли это делать, из-за невостребованности.

К сожалению, на каком-то этапе архитектура из кирпича настолько упростилась, что мы потеряли этих мастеров, они постепенно утратили эксклюзивные навыки.

Наша задача - восстановить их. Каким образом? Смотреть, как «там» работают, учиться, брать мастер-классы.

- Может быть, те, за кем будущее, внесут лепту в изменение архитектуры городов?

- Конечно. Если появятся люди, способные выполнять сложные работы, естественно, появятся и те, кто пожелает воспользоваться их услугами. Жаль, что настоящих мастеров в России пока немного, мы в начале пути. Ну да ничего, шагаем бодро, плюс нацпроекты в помощь.

Была в Дании – бросились в глаза круглые окна, обрамлённые камнем, винтовые колонны, которые смотрятся очень оригинально. Красивейшие карнизы зданий. Всё это останавливает, заставляет любоваться. Такая архитектура поднимает настроение. Уверена – в России появится свой кирпичный стиль вместо обычных «коробок», вызывающих глубокую печаль.

Про скрипку

- В конкурсах участвуют единицы. Как зажечь остальных? Как подтянуть «середнячков»?

- Многие хотят учиться легко, не утруждать себя особо. В этом деле «первая скрипка» - мастер производственного обучения. Он сам должен в совершенстве владеть профессией и уметь организовать ребят, научить их трудиться с интересом. Даже яму можно копать по-разному. А в нашем деле, к примеру, каждый выбирает инструмент каменщика (кельму) индивидуально, под себя. Любопытно, что представители разных стран используют разные кельмы, которые отличаются по массе, размеру, форме.

Так что, если мастер сам – мастер своего дела, учиться у него легче. Наша работа непростая, многим она кажется однообразной. Но я знаю ребят, которые, освоив профессию, остаются в ней, хотя уровень образования позволяет им, к примеру, из каменщика перейти в бригадиры, мастера. Они рассуждают: «Зачем другое? Люблю свою работу, любуюсь результатом, всё получается и хорошо оплачивается».

Ребятам же всегда говорю: если вы наблюдаете за работой человека и вам кажется, что всё происходит легко, играючи – перед вами профессионал, лёгкость – кажущаяся, налицо – талант и долгий профессиональный путь.

К сожалению, не каждый из молодых людей настроен на серьёзный труд. А успех никогда не бывает лёгким. Чтобы быть успешным, нужно поработать над собой, и лучше всего это делать в молодости, когда у тебя много энергии, здоровья, энтузиазма.

На мировом чемпионате  мой 20-летний воспитанник Сергей Херкун занял четвёртое место. Это человек, которого знают в профессиональном сообществе, он имеет массу предложений, его лицо – своего рода общероссийский бренд. Сейчас он работает тренером по кирпичной кладке в Москве, поскольку есть острая востребованность в передаче навыков. Готовит ребят к соревнованиям. Когда таких людей, как Сергей, станет больше, увидим, как изменятся наши города.

- А российская экономика изменится?

- Чем замечательно движение «WorldSkills»? Учебные заведения, чтобы быть на мировом уровне, вынуждены подтягивать материально-техническую базу. Зайдите в любой колледж, техникум, где участвуют в чемпионатах. Там появляются новые мастерские, станки, оборудование (на федеральные, региональные деньги и на средства самого учебного заведения). Появляются мастера новой формации. Места в чемпионатах показывают, на каком уровне обучают студентов в том или ином учебном заведении, насколько там готовы осваивать мировые стандарты.

Четвёртое место на чемпионате мира показало, что российское профобразование конкурентоспособно, мы сильные, умеем быстро учиться и обгонять учителей. Наша страна имеет финансовые ресурсы и людей, способных выполнять  поставленные задачи не хуже, чем все остальные. Такой вам мой ответ.

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора. «ЧР» №13 от 25 феврвля 2020 г.

 

В тему

про агентство

рабочих профессий

Председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение кабинета министров об учреждении Агентства развития профессионального мастерства.  Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, - пишет «Парламентская газета».

Министерству просвещения, Минобрнауки и Минтруду поручено в месячный срок разработать проект устава новой организации и представить предложения по составу наблюдательного совета.

В начале февраля, как отмечает pnp.ru, на встрече с представителями общественности в Череповце российский президент Владимир Путин сообщил о принятом решении создать единый центр, который бы отслеживал профессии на рынке труда.

Также, как пишет rg.ru, Минобрнауки, вместе с Минпросвещения, АСИ и Минтрудом разработают план развития движения WorldSkills в России на 2021-2030 годы.

Новости по теме: