Мир наизнанку глазами сотрудников дежурной части

Дата публикации: 05.11.2019 - 11:28
Автор:
Просмотров - 718

В дежурной  части полиции с утра до вечера раздаются трели телефона. Это единственный поэтический момент в пределах серого пятиэтажного здания, в котором расположен отдел внутренних дел МВД России по Черногорску. В его кабинетах идет нескончаемый разбор полетов и непрерывный мозговой штурм, чтобы вернуть украденные мошенниками сбережения, отыскать хулиганов, повредивших автомобиль, и виновных в драке. В общем, вечная борьба добра со злом. На передовой этой битвы – дежурная часть.

Люди отдыхают,

мы работаем

- Дежурная часть, Чиркова. Где? Ваша фамилия, - разговор ведет стажер Ольга Чиркова. – Пьяный мужчина лежит в подъезде.

Тут же передает сообщение начальнику смену Ивану Соловьеву.

 - Звонки бывают пустыми, - ненадолго отвлекаясь от работы, рассказывает Елена Кизнер. - Иногда дети балуются, иногда люди хотят узнать какой-нибудь номер телефона, точное время или спросить совета. Кто-то интересуется, сколько получают полицейские. А в это время человек, которому нужна помощь, не может дозвониться до нас.

Оля и Лена – будущие помощники оператора по управлению нарядами, работают у телефона. Учатся они в институте истории и права ХГУ, заочно получают профессию юриста, после трехмесячной стажировки станут полноценными полицейскими, примут присягу, получат форму, табельное оружие.

 - Я в полиции всего месяц, пока не могу привыкнуть, что в городе столько пьющих людей, - признается Лена. – Очень много сообщений о том, что где-то лежит человек в алкогольном опьянении. Вот как раз сейчас такое было. 

 В это время Оля уже выслушивает новое сообщение: у соседей драка.

В обычный день регистрируется 50-70 звонков, в праздники – до сотни. Отреагировать на полученное сообщение полиция должна в течение 15 минут, но в самые горячие часы на телефон поступают одновременно несколько заявлений. Стоит ли говорить, что работают люди в погонах на разрыв, чтобы везде успеть, где требуется их помощь.

В таком режиме сотрудники дежурной части работают сутки, причем распорядок дня обычного служащего здесь не актуален: шумно и многолюдно может быть в любое время суток -  и днем, и ночью, и утром, когда, казалось бы, занятые люди трудятся, а безработные еще спят. И конечно, самыми напряженными выдаются выходные и праздники, когда народ в едином порыве расслабляется с помощью алкоголя. Тут уж телефон не умолкает: там пьяная драка с поножовщиной, тут кража, по третьему адресу… В топе лидеров – сообщения о семейных конфликтах, доходящих до рукоприкладства.

 - Люди начинают отдыхать, а мы начинаем работать, - корректно говорит Сергей Алексеев, помощник оперативного дежурного, со свойственной ему интеллигентностью. Он тоже отвечает на звонки, встречает задержанных людей, принимает заявления от тех, кто обращается в дежурную часть. 

Отвечая на вопросы, Сергей продолжает готовить карточки для регистрации поступивших сообщений, на которых начальник полиции  сделает отметку, кто и в каком порядке будет рассматривать материал.

Сергей учился в Академии МВД в Нижнем Новгороде, сам родом из Шира, со школы мечтал о полиции, поэтому выбрал профильное учебное заведение. С первого раза, правда, не поступил, отслужил в армии, а уж потом посвятил время освоению непростой полицейской службы. Молодой сержант признается, что грезить полицией стал благодаря сериалам и документальным фильмам о работе правоохранительных органов.

 - Не было разочарования, когда начал работать?

 - Нет, наоборот, появилось рвение, стремление к повышению профессионального уровня.  Конечно, когда идешь утром на службу, на пути встречаются прилично одетые, вежливые люди, город светлый и благополучный, но стоит заступить на дежурство, как сообщения о преступлениях и административных нарушениях валятся как снежный ком. И как будто открываются глаза… То есть нам знакома не только лицевая сторона города, но и изнаночная.Конечно, она уже не шокирует, но и розовые очки нам  не надеть никогда.

 

И смешное,

 и страшное

На пороге появляется оперуполномоченный с черным пакетом в руках, который передает его помощникам дежурного со словами: «Мясо!» Эта фраза заставляет меня напрячься, но из любопытства спрашиваю, о чем идет речь. Сергей на секунду задумывается, можно ли постороннему человеку говорить такое, потом объясняет:

 - Сегодня утром умер мужчина – подавился куском мяса, это теперь вещественное доказательство, потому что мы обязаны проверить, был ли это несчастный случай или кто-то помог человеку умереть.

Все вещественные доказательства – чаще всего это биты, ножи, топоры – уносят в камеру хранения. Рассказывая об этом, мужчины вспоминают, как однажды там хранились гусиные головы: всё, что осталось от птиц, после того как в дом проникли чужие люди. Что поделать – это тоже доказательство!

Запоминаются, конечно, не только курьезные случаи, но и трагичные, как например, убийство семьи в 2014 году людьми, только что освободившимися из колонии.

 - Самый горький осадок оставляют происшествия с детьми, остальное для нас – обыденность, - признается Иван Соловьев, начальник смены дежурной части. Он тот, кого первым видят пришедшие в полицию люди через окошечко с надписью «Дежурная часть». Он как многорукий Шива может делать одновременно несколько дел: писать в книге учета сообщений и журнале оперативного дежурного, поднимать трубку телефона, принимать решения, какой наряд полиции отправить по вызову: на тяжкие преступления немедленно выезжает  следственно-оперативная  группа, по  сообщению о пьяном человеке направляют участкового или ДПС.

 - Не всё должно становиться достоянием общественности, иначе люди ожесточатся, - рассуждает Иван Викторович.

 - А как вы с этим работаете?

 - Кто-то должен это делать. Отдыхаем дома, а всё, что видели и слышали здесь, оставляем за порогом службы. Мы научились это делать, чтобы негатив не нести в семью.

- Наверное, у вас не приживутся слабые, робкие, чрезмерно эмоциональные люди?

 - Конечно, в полиции требуется хладнокровие, но характер можно закалить, главное, желание работать, - продолжая вносить записи в журнал, рассказывает Иван Викторович.  

 

Первым делом –

в комнату разбора

- Вот реестр задержанных, протоколы задержания – кто кого задержал, основания для задержания, - показывает мне документы с разрешения руководителя Евгений Кровяков. Он   тоже помощник оперативного дежурного. - Могу показать вам комнату разбора, куда мы помещаем задержанных.

Идем в соседнее помещение, где помимо стола и скамейки находится дактилоскопический сканер. Женя показывает, как работает аппарат: подносишь палец к сенсорному экрану и ждешь результата.

- У многих есть дактилокарты (отпечатки пальцев снимают не только у судимых людей, но и у сотрудников многих служб – судебных приставов, налоговой, всех правоохранительных органов, спасателей и многих других), - рассказывает  Евгений. – А у кого нет в базе отпечатков, мы сразу вносим.

В комнате разбора могут находиться сразу несколько задержанных человек, пока выясняется, кто они и нет ли их в розыске. Оперативники берут объяснения, проводят беседы. Некоторых даже удается вразумить, но только тех, кто попал сюда случайно (полицейские называют их однодневками).  Гораздо чаще в дежурной части появляются одни и те же лица.       

Неожиданно раздаются выстрелы.

 - Не обращайте внимания, это в тире идет тренировочная стрельба, он под нами, - объясняет Женя и продолжает: -  Держать человека в дежурной части могут максимум  48 часов, минимум 3 часа, пока не получены данные. На это время закрывают также семейных дебоширов, потом они успокаиваются и возвращаются домой.

Буйных, агрессивных задержанных, которые могут причинить вред себе или окружающим, согласно закону о полиции, помещают в камеру предварительного содержания. Сюда же попадают за административные правонарушения, в том числе за шатание по городу пьяным.

Пьяных задерживает наряд ППС в ходе патрулирования  или по звонку других людей и доставляет в полицию. Здесь сотрудники  «пробивают» его на судимость, другие проступки. Если человек вызывает доверие (то есть не дебоширит, ведет себя спокойно, если выясняется, что у него есть семья и работа), ему вручается повестка, а утром следующего дня он приходит в полицию. Тем, кто не стоит на ногах, дают время очнуться (в чувство приводит бригада скорой помощи).

 - Не все ведут себя спокойно, некоторые лезут на стены, отворачивают видеокамеру, кусают  себе руки… Обычно так  ведут себя под алкогольным и наркотическим опьянением. Задержанные находятся под постоянным наблюдением, поэтому если только начинается какая-то активность, затевается драка, сразу разводим по разным камерам, - рассказывает Евгений.

Прежде всего, чтобы обеспечить безопасность и порядок, у задержанных после досмотра забирают монетки, шурупы, ножички, шнурки, ремень, все украшения и другие мелочи, которыми можно нанести вред себе или товарищам по несчастью.

Помещений для содержания задержанных лиц здесь три: две двухместные камеры, одна – одиночная, куда чаще всего попадают женщины (они все-таки тоже иногда совершают некрасивые поступки – то украдут, то напьются до потери сознания).

 - По пропавшему без вести… - с порога начинает другой оперуполномоченный. – Он в Черногорске, просто не хочет общаться с бывшей женой. Его видели три дня назад.

В дежурную часть – не прошло и двух часов - обратилась женщина с заявлением о пропаже человека. Выяснилось, что человек жив-здоров, и об этом вскоре ей сообщат. Наверное, обрадуется…

Инженер-электроник Михаил Золотухин (он отвечает за выдачу табельного оружия и  спецсредств - касок, бронежилетов и пр.), регистрирует свежее заявление: дама просит помочь с коллекторами, которые забрасывают сообщениями её родных и друзей в соцсетях, требуют вернуть просроченный ею кредит, угрожают.

В это время приехавшая с вызова дознаватель Ирина Дрожжова достает из портфеля… гранату и с улыбкой показывает её коллегам. Следственно-оперативная группа (кроме Ирины - оперуполномоченный Владимир Володченко и эксперт криминалист Константин Чичинин) в сопровождении сотрудника ОМОНа выехала на гору Куня по сообщению мужчины: во время прогулки он обнаружил предмет похожий на снаряд и от греха подальше обратился в полицию. Оказалось, что это действительно граната, но использованная, не содержащая взрывчатых веществ. Она предназначена для обучения личного состава стрельбе из подствольного гранатомета и просто отлетела от полигона, где проходят учения сотрудников УФСИН.

Что ж, береженого Бог бережет, в данном случае – в лице сотрудников полиции. Они должны быть расторопными и грамотными, гибкими в общении и подкованными юридически, выносливыми физически и готовыми выдерживать любой стресс, чтобы мы с вами могли спокойно спать, свободно передвигаться по улицам, гулять без оглядки по паркам, скверам и даже окрестным горам, а в трудную минуту набрать 102, зная, что на другом конце провода нас обязательно выслушают и помогут.

Анастасия ХОМА,

фото автора. «ЧР» №87 от 5 ноября 2019 г.

 

Новости по теме: