Школа – это не зубрежка, а эксперименты и открытия!

Дата публикации: 04.06.2019 - 13:59
Просмотров - 543

Как подготовить детей к жизни в стремительно меняющемся мире? Какие знания им передать, чтобы вырастить хороших специалистов? И нужно ли это делать вообще?  Учителя все чаще приходят к выводу, что заставлять детей учить на зубок формулы, правила и важные даты не нужно.

Кем станут нынешние первоклашки? Юристами, экономистами, спортсменами, шахтерами? Часть из них – да, но будут и те, кто освоят профессии будущего.  Все прогнозы говорят о том, что через 10-15 лет особо востребованными станут инженеры, специалисты высокотехнологичных производств, в особенности будет большой спрос на специалистов по био- и нанотехнологиям. Им понадобятся знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

Как научить детей тому, чего не знаешь сам? Никак! Выход один - не пичкать их знаниями, которые через десять лет могут устареть, а привить навык по поиску и анализу информации, а также применению её на практике. Такой методики в обучении придерживаются самые продвинутые школы города, в числе которых – лицей. Для его учителей ребенок давно перестал  быть сосудом, который надо наполнить, бездонной коробкой, куда нужно впихнуть как можно больше теории.

- Меняется подход в образовании. Основная цель обучения сегодня – научить учиться, - говорит замдиректора лицея Наталья Карпенко. - Ребенку проще и интереснее познавать мир через исследование, совместное с педагогами и родителями творчество. Для этого нужно выбрать значимую тему, причем учесть предложения ребят, а потом дать им возможность определить способы ее раскрытия с учетом своих способностей и интересов: кто-то изучает предмет с позиций математика, другой предпочитает творческий подход. В итоге должен получиться какой-то продукт: презентации, лепбуки, макеты.

По заданию городского управления образованием школы объединяют под своим крылом детские сады  района, обеспечивая преемственность образования, чтобы дети, которые приходят в первый класс, быстро адаптировались к новым условиям и заданиям.

В рамках этой работы между лицеем и подшефными детскими садами был разработан проект «Такие разные часы», который основан на применении «стим»-технологий. STEM-подход – это тренд в образовании, его наши учителя позаимствовали у коллег из-за рубежа. Аббревиатура на английском языке расшифровывается как «естественные науки, технология, инженерное искусство, математика». Новый подход предполагает, что ребенок исследует мир и приобретает новые знания самостоятельно под руководством педагога через творчество, поиск информации, общение со сверстниками и практические занятия с наставниками, когда не приходится долго  сидеть за партой. Дети открывают для себя логику происходящих вокруг явлений, обнаруживают их взаимосвязь, открывают для себя новое, необычное и очень интересное.

 Так, младшие лицеисты и детсадовцы рассматривали часы с разных сторон, чтобы потом поделиться друг с другом своими открытиями. На первой в рамках проекта встрече артисты из «Улыбки» показали сказку «Всему свое время», группа детсада «Теремок» рассказала об истории часов, а ребятишки из «Звездочки» спели песню.  Ученики лицея выступили с небольшими докладами. Сразу видно, что исследовательского и ораторского опыта у лицеистов много – так уверенно они выступали перед большой аудиторией, демонстрируя  при этом свои работы – лепбук про Биг-Бен, макет Спасской башни, цветочные часы и слайды о сказочных часах. В общем, в этот день дошколята узнали, что часы бывают не только настенными, наручными и карманными, но и песочными, и солнечными, а еще раньше время определяли по горящей свече, воде и даже цветам, раскрывавшим свои бутоны в определенный час. Дело осталось за малым – научиться правильно трактовать ход часовых стрелок и грамотно распределять своё время.

 - Проект «Такие разные часы» предполагает целый ряд совместных мероприятий – конструирование часов, лепбуков, конкурс рисунков, а финальная встреча пройдет в октябре. Мы, конечно, и до этого проводили разные мероприятия совместно с детскими садами, но я считаю, что это новый уровень для нас, - делится Наталья Валентиновна Карпенко.

А раз так, то переход на новый уровень «игры», где нет места зубрежке до посинения и бесполезного штудирования теории, с удовольствием поддержат и современные школьники. В конце концов, даже квантовый физик, как говорил ученый Ричард Фейнман, должен уметь объяснить пятилетнему ребенку, чем он занимается, иначе  будет считаться шарлатаном. Что уж  говорить о школьном учителе, который давно не просто носитель знаний, а главный из взрослых, помогающих открывать мир.   

Анастасия ХОМА,

фото автора

       

«ЧР» № 43 от 4 июня 2019г.

Новости по теме: