Горняки ехали на "захарах" и броневике

Дата публикации: 14.05.2019 - 16:08
Просмотров - 598

 

Злая, с порывами ледяного ветра погода в День Победы добавляла празднику особенных нот: вот и война была столь же лихой, лютой.

А обмундирование у солдат – не чета сегодняшней одежде. И если солдатушек мочил дождь, сушить нехитрую одежду было некогда или негде. А ещё в бесконечных окопах, полях и лесах досаждали вши – воевавший и давно ушедший от нас дед рассказывал не только о победах, а ещё и о военном быте. Помыться, где-то попариться в баньке было необыкновенным, неземным счастьем.

Каждый, кто строчил домой «Как вы, дорогие? У меня всё хорошо, бьём фашиста.», не знал, что с ним будет в следующую минуту. Хоть и мечтали жить, любить, добраться до дома.

Пожалуй, всё это в нас – на уровне генетической памяти. Наверное, поэтому практически каждый, кто пришёл в праздничный день с портретами родных в Бессмертный полк, не мог говорить о своих дедах и прадедах, не сбиваясь, – ох уж этот ком в горле, эта боль за своих, за родненьких…

Антонина Михайловна Лычкань на Девятое мая непременно с портретами родителей -  Михаила Васильевича и Евгении Самсоновны Шевченко:

- Папу война застала в армии, куда он отправился мальчишкой-призывником. В середине войны попал в плен, чудом выжил, был освобождён, и его вернули в строй. Мама – сержант медицинской службы, дошла до Берлина и после войны всегда откликалась на приглашения школьников. Приходила в классы, показывала орден Красной Звезды и пять боевых медалей. Говорила, что ребятишки должны помнить войну и, когда вырастут, бороться за мир.

Одиннадцатилетний Макар нёс в строю Бессмертного полка портрет деда Фёдора Ефимовича Озерова. Парнишка (ученик 19-й школы) рассказал, что его дед - заслуженный шахтёр, что  прошел всю войну и сохранил фронтовую закалку, особенный, сильный характер на всю жизнь:

- Мы гордимся дедом. Праздник  9 Мая – счастливая дата для нашей страны. Если б мы не выиграли войну у фашистов, всё могло быть по-другому.

- Кто рассказал тебе об этом?     

- Родители, бабушки, дедушки. Я сколько себя помню – всегда бывал на этом празднике. Смотрел на старые машины, разглядывал детали. Обычно представляю, как эта техника помогала военным, каким должен был быть надёжным на фронте этот транспорт.

Насчёт транспорта нынче отличился разрез «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия». Многие на предприятии понимали, что группа единомышленников готовит какой-то грандиозный сюрприз, но какой?

И вот пришло время представить то, что было задумано и сделано, – возле здания СУЭК красовались два зеленобоких грузовика ЗиС-5 (эти железные лошадки не только войну вытянули, но и в послевоенные годы стране послужили, да ещё как). Старшее поколение помнит, что называли такие машины то «Захарами», то «Трёхтонками». На такой «лошадке» в молодости и моему отцу довелось работать – правда, совсем чуть, потому как буквально на его глазах автопром начал совершенствоваться, становиться удобнее, комфортнее. Однако о «Захаре», друге юности, были самые тёплые воспоминания.

Другое чудо военной техники – лёгкий бронеавтомобиль БА-64.

Был создан в 41-м и «посажен» на шасси полноприводной легковушки ГАЗ-64. С 42-го такие броневички уже колесили по фронтовому бездорожью.

Как всё это удалось сделать разрезовцам – отдельная история, надеемся, как-нибудь раскроют свои секреты.

А в День Победы вся эта техника, как и было задумано, блестела и сверкала. Во главе транспортной колонны красовался мотоцикл «Урал», который в представлении не нуждается, – как говорится, помним и любим.

Весь транспорт –  с разнокалиберным «оружием». Горняки, в военной форме и плащ-палатках, по команде Геннадия Николаевича Шаповаленко, автора идеи создания и реставрации техники, попрыгали в кузова, и колонна двинулась к Вечному огню, возглавляя реку горожан, которые высоко поднимали портреты родных.

После торжественных речей и возложения цветов в память о ветеранах праздник по традиции переместился в парк. Военная техника была установлена угольщиками на новой, недавно обустроенной площадке (на автомобилях тут же гроздьями повисла детвора, пробуя все приспособления, воображая себя мчащимися за рулём). Здесь же представители СУЭК установили новую палатку для угощения кашей из полевой кухни. Она теперь с окнами и гораздо просторнее, чем прежняя.

За столом знакомлюсь с Пелагеей Григорьевной Екимовой, которая от души поёт под гармошку. Оказалось,  собеседнице – 91 год, она и на литейном производстве в юности поработала, и на БАМе трудилась с мужем, и в шахтах Черногорска.

- Помню, как отца провожали на фронт. А мы остались, и знаете, как шибко работали? Были один за всех, все за одного. Смотрю сейчас на шестнадцатилетних и не верится, что сама такой была и что годы нам достались ой какие!

Бабушку сопровождали внуки и правнуки. Её опора после ухода мужа, надежда и радость. Она, как и многие российские бабушки, обязательно будет им рассказывать про свою «жисть». Чтобы знали, помнили и понимали, что же это за праздник такой в начале мая, когда вроде все радуются и в то же время плачут и скорбят…

 Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» №37 от 14 мая 2019 г.

Новости по теме: