Моногород - не приговор. Главное - искать пути развития

Дата публикации: 29.01.2019 - 11:20
Просмотров - 512

 

В минувшем декабре в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Современная городская экономика — новый облик моногородов», на котором чиновники, представители бизнеса и общественных организаций обсудили развитие городов, полностью замкнутых на одном или нескольких градообразующих предприятиях. Мне как победителю всероссийского конкурса СМИ «Общее дело» довелось поприсутствовать на заседании,  и, надо отметить, почерпнула там немало важного.

НА КАРТЕ РОССИИ

 НАС 319

Проблема моногородов в мировой истории не новая. Наверняка многие помнят, как несколько лет назад по центральным телеканалам обсуждался вопрос резкого обнищания американского Детройта, некогда четвёртого города по количеству жителей в США, центра автомобильной промышленности. Именно там находились гиганты Ford, Chrysler и General Motors (а ещё Packard и Studebaker), которые кормили половину жителей города. Затем кризис – закрытие предприятий, массовое обнищание людей, и мегаполис превратился в город-призрак.

В России о проблеме моногородов серьёзно заговорили лет десять назад. В 2014 году был создан Фонд развития моногородов, призванный решать проблемы сложных территорий. Ещё через два года Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте Российской Федерации выделил 11 национальных проектов, реализация которых имеет стратегический статус для государства. Одно из этих стратегических направлений – модернизация моногородов.

Генеральный директор Фонда развития моногородов, зампред ВЭБ РФ Ирина Макиева подвела предварительные итоги программы «Комплексное развитие моногородов». Результаты впечатляют.

Например, за два года планировалось создать 230 тысяч рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, а в итоге таких мест было создано почти в полтора раза больше – 312 тысяч. Специально под моногорода были написаны и, самое главное, профинансированы сотни программ и проектов, в том числе «Пять шагов благоустройства», поддержка малого и среднего бизнеса, выделение автомобилей скорой помощи, ремонт улиц и парков.

В каких-то из них участвовал и Черногорск. Благодаря чему получил средства, например, на ремонт детских садов и школ, благоустройство дворов и ремонт дорог.

Примеры других моногородов показывают, что при настойчивости местных администраций, их творческом подходе, добиться можно гораздо большего. В этом отношении показательным может служить работа мэрии Котовска, городка в Тамбовской области.

История Котовска во многом похожа на историю Черногорска. Такой же старт, расцвет промышленности в послевоенные годы, затем послеперестроечная стагнация, поиск путей для выживания города с населением в 30 с лишним тысяч человек и команда мэра, которая по максимуму постаралась взять от федеральных программ и проектов. Как итог – масштабное благоустройство территорий, новые контракты и инвестиции, а значит, рабочие места.

- Мы часто задаём вопрос – что первично для развития моногородов: человеческий потенциал или деньги? – поделилась мыслями на заседании заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева. – И можем признать, что не всегда деньги самое главное. Например, успехи детей из маленьких городов на всероссийских олимпиадах могут служить этому подтверждением. Задача государства - создать систему, чтобы человеческий потенциал был востребован.

 

ГЛАВНОЕ – ЧЕЛОВЕК

О том, что работа в моногородах должна вестись в первую очередь для жителей и с оглядкой на мнение жителей, говорили многие из присутствовавших.

- Я из Набережных Челнов, - подчеркнула заместитель председателя комитета ГосДумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина.  – И у нас серьёзная проблема в том, что молодежь покидает город. 78 процентов старшеклассников хотят уехать. Нужно решать этот вопрос. Сейчас все развитие страны мы связываем с реализацией национальных проектов, которые были разработаны в исполнение майского указа Президента. Нам нужно вместе с вами, минэкономразвития, фондом развития моногородов добиться того, чтобы статус программы моногородов был повышен. Чтобы в каждом национальном проекте красной нитью проходила тема моногородов. Чтобы мы понимали – не только деньги, но и действия органов госвласти должны быть направлены на развитие моногородов. Но это не так просто.

- Я рада, что мы в Общественной палате уже не первый год обсуждаем проблему моногородов, она сложнейшая, - поддержала генеральный директор Фонда развития моногородов Ирина Макиева. – И мне очень приятно отметить, что по правую руку от нас всегда находится СУЭК – это ответственная компания, которой принадлежат градообразующие предприятия. И очень хотелось бы, чтобы в моногородах было больше таких социальноответственных компаний. 

 

МАСТЕР-КЛАСС ОТ СУЭК

Мы на самом деле воспринимаем как данность, что СУЭК многое делает для Черногорска. Помогает в благоустройстве, в строительстве и ремонте спортивных объектов, детских площадок, устраивает праздники и оказывает различную благотворительную поддержку. При этом забывая, что  в городе СУЭК не единственная промышленная компания. Точно так же, как не думаем о том, что на иных территориях градообразующие предприятия отнюдь не столь социально ответственны, как наши горняки. Например, представители Росатома на совещании честно признались, что им до СУЭК ещё очень далеко, но они стараются и учатся у угольщиков, как поддерживать территории присутствия.

- Мы были одними из пионеров в моногородах, - прокомментировал заместитель генерального директора, директор по связям и коммуникациям АО «СУЭК», президент фонда «СУЭК-РЕГИОНАМ» Сергей Григорьев. – С администрацией Черногорска мы начали плотно работать с 2008 года и, хочу отметить, что это было очень плодотворное сотрудничество. Было намечено немало планов, которые, к сожалению, сейчас приостановлены в силу причин, которые от нас не зависят.

Надо сказать, что об участии СУЭК в жизни Черногорска мы писали изначально. В том числе и о модусе развития моногорода, поддержке молодых жителей, развития культуры и спорта. Подчеркну, что социальная ориентация компании на территориях присутствия – это один из основополагающих принципов СУЭК. Наиболее предметно это можно увидеть на примере кузбасских городов. Ведь в Кемеровской области за исключением столицы все остальные – моногорода. За десять лет кардинально изменился облик городов, они стали более благоустроенными, появились новые объекты культуры, спорта и досуга.

- Мы считаем, что путь пройдён неплохой, но этого мало, надо продолжать тему государственно-частного партнёрства, - продолжил Сергей Григорьев. - И нужно, чтобы подтягивались другие компании. Во-вторых, необходимо активнее работать с мастер-планами по работе с монотерриториями. Мы хотим сделать площадку для общественного обсуждения. Например, предлагаем сделать большой концертный зал, а люди говорят – нет, нам это не надо, хватит малого зала, но зато лучше привести в порядок четыре соседние улицы. Наша задача - услышать и пойти навстречу, люди лучше знают, что им нужно. Нужно уходить от парадной грандиозности в сторону конкретных дел для жителей.

Как продолжение этой темы – точечная работа с молодёжью. Ведь порой доходит до абсурда – в угледобывающих регионах предприятия не могут найти квалифицированных работников даже на большую зарплату. Поэтому в последние годы СУЭК большое внимание уделяет образовательным программам.

- Важны не только условия  жизни, но и то, что я бы назвал поддержанием социально-экономической стабильности, - подчеркнул Сергей Григорьев. - У нас данную тему редко вспоминают, а ведь это реальные вещи. И когда говорят: «ах какая СУЭК хорошая!», не забываем, что СУЭК решает и свои задачи. Мы заинтересованы в территориях присутствия, в сохранении высококвалифицированных кадров на местах.

Недавно была встреча в Приморье со школьниками, которые работали в трудовых отрядах СУЭК. Среди ребят проводили опрос, главная тема: связывают ли старшеклассники своё будущее с родными городами? Вывод неутешительный.  Большинство заявили, что надо ехать во Владивосток, Хабаровск, Москву – учиться и вообще там жить. Так как есть серьёзные сомнения, что дома найдётся интересная работа с достойной зарплатой. 

- Такая установка прежних лет в голове есть, и психологически её не везде переломили. Хотя сделано много. Но сами бы мы не смогли ничего сделать, если бы не помощь и сотрудничество с Фондом моногородов. С Министерством экономики РФ, прежним Минрегионом. Мы много говорим о требованиях, об экономике, но на мой взгляд, главное - люди,  именно неравнодушные люди. У тех,  кто не хочет идти вперёд,  ничего не получается. Надо придать импульс. Чтобы, имея инструментарий, создали проект, а если его отказались принять, руки не опускали, а переделывали документы и вновь подавали! К этому надо стремиться, - подытожил Сергей Григорьев.

 

 УВЫ, МЫ НЕ В СКАЗКЕ

- Не бывает единой волшебной таблетки от моногородов, - так начал своё выступление заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы, председатель общественно-делового Совета по направлению «Моногорода» Дмитрий Исламов. – Они все разные. Мы должны выйти на результат благодаря комплексной, системной работе, которая должна длиться не один год. Это огромный и долгий процесс. Главное даже не то,  сколько рабочих мест создано, а какое настроение в обществе, целеполагание.

По мнению Дмитрия Исламова, секрет успешного решения проблем моногорода кроется в следующем:

1.       Должно быть обязательное внимание губернатора, мэра, власти к решению проблем моногорода.

2.       Необходим проектный, комплексный  подход.

3.       Сегодня существует достаточно большой инструментарий для развития моногородов, поддержки малого и среднего бизнеса, благоустройства, переселения из ветхого и аварийного жилья,  программы по капитальному ремонту. В общей сложности более 200 программ. Необходима инициатива местных властей, которые бы не ждали, когда им принесут деньги и проекты, а сами искали пути решения проблем, писали заявки, защищали их.

4.       Образовательная составляющая. Мэры и замы получили образование в лучших центрах России. Необходимо продолжать обучение команд с тем, чтобы власти на местах максимально использовали имеющиеся возможности.

5.       Необходима ответственность градообразующих предприятий. Есть отличный пример – деятельность СУЭК. нужно, чтобы и другие градообразующие компании подтянулись к высокой планке.

- Если бы в каждом моногороде были такие социально ответственные компании, то проблем у жителей было бы гораздо меньше, - подчеркнул Дмитрий Исламов. – Также мы считаем, что нужно уменьшить требования к действующим предприятиям в моногородах. Нужно расширить срок для получения льгот резидентов территорий опережающего развития с 3  до 10 лет.

 

ИДЕИ ДЛЯ БУДУЩЕГО

На совещании было высказано немало идей для  развития помощи моногородам, а также сказано о проектах, которые уже начали работать.

Например, изменения в программе финансирования инвестиционных проектов. Согласно новым условиям, если сумма инвестпроекта составляет от 10 до 250 миллионов рублей, то при соответствующей гарантии банка годовая процентная ставка составит ноль процентов! Заявку можно будет подавать в электронном, а не бумажном виде.

Предусмотрено софинансирование инфраструктуры, необходимой для реализации инвестпроектов, в том числе по обеспечению ресурсами на технологические нужды. Фонд моногородов безвозмездно может представить средства бюджету субъекта РФ в размере до 95 процентов от стоимости объектов инфраструктуры.

Предполагается развитие программы «Пять шагов благоустройства». В частности:

- создание возможностей для времяпрепровождения молодёжи;

- обновление городских достопримечательностей;

- обновление или создание объектов социальной инфраструктуры. (В постсоветский период в городах России (и моногорода не исключение) преимущественно строились торговые центры и офисы. Создавались условия для бизнеса, а сфера общественной жизни в большинстве случаев оставалась за кадром. Удобство жизни в городе и развитость инфраструктуры связаны напрямую. Создавая или восстанавливая социальную инфраструктуру – школы, библиотеки, больницы, музеи, – можно в разы улучшить качество жизни. Обновление этих объектов демонстрирует внимание к общественным, а не частным интересам);

- активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений.

Ещё одна идея, которая была высказана на совещании и поддержана всеми присутствовавшими – издание закона, который бы предусматривал возвращение налогов в бюджет моногородов. 

- На моей памяти идея передать часть налогов на прибыль в местные бюджеты существует уже лет 20, - подытожила Светлана Разворотнева. - Ведь это не только способ помочь местным бюджетам развивать города, но и стимул для глав поселений повернуться к местным предприятиям, чувствовать заинтересованность в их развитии. Почему хотя бы такую меру поддержки не прописать для моногородов? Как федеральную норму. Это мечты, но необходимо смотреть в будущее.

Валентина КОРЗУНОВА, фото автора. «ЧР» №7 от 29 января 2019 г.

Новости по теме: