А вору дай хоть миллион – он воровать не перестанет

Дата публикации: 13.12.2018 - 09:57
Автор:
Просмотров - 904

Взяточничество – одна из старейших традиций нашего государства со знаком минус. Сатиру на чиновников-коррупционеров писали еще Грибоедов, Салтыков-Щедрин и Крылов, последний в одной из своих басен дал короткий и правдивый анализ вечной российской бе-ды: «В ком совесть есть и есть закон, тот не украдет, не обманет, в какой бы нужде ни был он, а вору дай хоть миллион - он воровать не перестанет». Впрочем, коррупция – проблема глобальная, есть даже Международный день борьбы с ней – 9 декабря. 

При слове «коррупционер» мы представляем холеного упитанного дядю на дорогом автомобиле, который хранит в потаенных уголках своего трехэтажного особняка сумки, набитые деньгами, коллекцию швейцарских часов и ручку, усеянную драгоценными камнями. Взяточников такого «масштаба» в маленьких городках, как наш, вряд ли найдешь, да и есть ли вообще коррупция в Черногорске? Об этом мы спросили помощника прокурора Василия МОГИЛИНА.

- За 9 месяцев текущего года прокуратурой города в сфере противодействия коррупции выявлено более 50 нарушений федерального законодательства, 9 преступлений коррупционной направленности. Из них - мошенничество - 3, присвоение и растрата -1, получение взятки - 5, - озвучил для начала статистику Василий Андреевич. - В целях устранения выявленных нарушений законодательства в органы государственной власти и местного самоуправления внесено 23 представления, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности более 30 виновных лиц.

Прокуратура регулярно проверяет доходы государственных и муниципальных служащих, последняя проверка коснулась сотрудников городской администрации и руководителей бюджетных учреждений, в том числе директоров школ и детских садов. Многие уже знают, что они должны отчитаться о доходах, как это обязывает 273-й Закон, в том числе представить справки о доходах супругов и несовершеннолетних детей (ребенок тоже зарабатывает, если у него есть вклад в банке, продана его доля в квартире, многие подростки находят подработку в каникулы).

- Эти данные мы получаем из налоговой инспекции, куда её представляют работодатели. Анализируя доходы и расходы госслужащего за три года, делаем выводы, достоверно ли он отразил информацию в справке о доходах. Если человек купил дорогую машину или недвижимость, а его официальные доходы не могли бы ему этого позволить, то сразу к нему появляются вопросы, которые задает специально собранная комиссия. Если в  суде он не докажет, что деньги на покупку собрал сам с помощью супруги или родителей (либо иным законным способом), то средства от  продажи арестованной машины или квартиры пойдут в казну государства (если объяснит часть суммы, то эта часть ему и останется). 

Если человек утаивает крупную покупку, то позже тайное станет явным при проведении прокурорской проверки, и это уже будет считаться нарушением. Так что лучше, замечает Василий Андреевич, известить своего работодателя, который соберет антикоррупционную комиссию, где человек объяснит, почему его расходы превысили доходы.

 - В городской администрации был такой прецедент. Сотрудник вовремя сообщил о приобретении, комиссия подтвердила, что он использовал только законные средства, - добавляет помощник прокурора. – Другая сотрудница уже три года не в ладах с супругом и не предоставляет сведения о его доходах. При этом брак не расторгнут, никаких действий она не предпринимает. Мы вынуждены были сделать замечание. Если находим нарушения, то указываем на них и просим исправить. 

Год от года служащие заполняют справки лучше, но недочетов все-таки прокуратура выявляет много. Правда, большинство из них допущено неумышленно: к примеру, человек забывает указать площадь земельного участка, которым владеет, год регистрации автомобиля или номер счета в банке. Некоторые не указывают остаток на счете, а ведь это может стать причиной дисциплинарной ответственности - от выговора до увольнения, а для депутатов – лишения их статуса (таких случаев в Черногорске еще не было).

Вообще закон в области выявления коррупционной составляющей довольно суров. К примеру, согласно статье 19.29 КоАП, когда в штат принимается бывший государственный или муниципальный служащий, новый работодатель обязан сообщить об этом бывшему. Так, если человек, уволившийся из налоговой, устраивается в какое-то другое учреждение, его директор должен уведомить ФНС, и та подскажет, какую должность ранее занимал бывший налоговик. Вдруг был ревизором и владел какой-то коммерческой информацией конкурентов. Тогда налоговая служба вынесет решение о невозможности занимать определенную должность, и трудовой договор, если его успели заключить, будет расторгнут. Если же налоговая даст зеленый свет, то схлопотать штраф все равно можно – наказан будет и сам человек, утаивший свое прошлое госслужащего, и директор, принявший его. Два таких административных дела в 2018 году рассмотрела прокуратура.

 - Кроме того, проводятся ежемесячные и ежеквартальные проверки соблюдения антикоррупционного закона в той его части, где говорится, что каждая организация должна проводить комплекс мер по противодействию коррупции – разработать локальные акты и специальный план на текущий год и следующие два. Должно быть выбрано ответственное за противодействие коррупции лицо и налажено взаимодействие с правоохранительными органами на случай дачи взятки и других коррупционных проявлений, - продолжает  Василий Могилин. – Последняя проверка коснулась предприятий ЖКХ, у большинства были недочеты. Ранее проверяли муниципальные учреждения, тоже обнаружили повсеместные нарушения, впереди еще коммерческие организации.

Все пять помощников прокурора ведут скрупулёзную трудную работу по выявлению  коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах. В результате надзорной деятельности за 9 месяцев была проведена антикоррупционная экспертиза 180 муниципальных нормативных правовых актов, в 14 из которых принесены протесты. Все протесты рассмотрены и удовлетворены, внесены соответствующие изменения, коррупциогенные факторы исключены.

      - Самый распространенный фактор – широта полномочий, когда не установлены сроки или условия выполнения каких-либо действий, – объясняет Василий Андреевич. – К примеру, у муниципалитета есть регламент предоставления земельного участка. Если не прописаны сроки его выделения, то это считается коррупциогенном фактором: есть предпосылка к даче взятки для тех, кто хочет получить участок побыстрее.

     Совместные мероприятия по выявлению коррупции проводит прокуратура с полицией, налоговой службой, ревизионной комиссией, иногда привлекают следственный комитет, проверки в основном касаются бюджета и госзакупок. К примеру, отслеживается работа отдела капитального строительства, который отвечает за ремонт дорог, закупку материалов для благоустройства парка и скверов.

     - Хорошая проверка была по использованию земельных участков комитетом по управлению имуществом администрации города. Было установлено, что скопилась внушительная задолженность за аренду земельных участков у предпринимателей, коммерческих организаций и физических лиц – около 200 миллионов, а исковая работа не ведется, - отмечает помощник прокурора.

    Второе целевое мероприятие, проведенное в этом году, касалось жилищного фонда городской администрации: проверили квартиры для сирот, служебное жилье.  Оказалось, что в отдельных случаях оснований для предоставления служебного жилья не было.  Квартиры, которыми они владеют, особо продуманные специалисты переписывали на детей, а себя объявляли нуждающимися в квадратных метрах, видимо, с тем намерением, чтобы через пять лет приватизировать их. Сейчас идет работа по расторжению договоров, а если квартиру успели приватизировать, то прокуратура направляет иск в суд о возвращении жилого помещения в муниципальную собственность.

      - Что до жилья квартир для сирот, то претензий в этом году нет, все сделки финансируются из республиканского бюджета, а проводятся через казначейство, то есть нецелевое использование невозможно. Есть риски только покупки жилья по завышенным ценам, но в Черногорске такого, к счастью, не было, - объясняет Василий Андреевич.

     Можно ли победить коррупцию, вопрос сложный, на который не берется однозначно ответить даже сотрудник прокуратуры, но в любом случае, считает Василий Андреевич, важное значение в борьбе с ворами из бюджета и взяточниками имеет активная позиция граждан.

     - Всех призываю сообщать правоохранительным органам о предложениях или  вымогательствах дать взятку, воздерживаться от незаконного вознаграждения должностных лиц. Государство гарантирует защиту всем, кто решится сотрудничать с нами в пресечении и раскрытии коррупционных преступлений.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В развитие его положений Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, цель которой –  искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Анастасия ХОМА. ​«ЧР» №97 от 13 декабря 2018 г.

Новости по теме: