И не так уж страшен одиночества дракон

Дата публикации: 20.11.2018 - 14:24
Просмотров - 731

Тамаре Зыковой, которую многие в городе хорошо знают, 61 год, шесть лет она живёт в Абаканском пансионате для ветеранов – поселилась туда, как только вышла на пенсию. Событие, с обывательской точки зрения, отнюдь не рядовое, вызывающее массу вопросов. Кто-то обидел? Отчего? Почему? И как это – жить в доме престарелых, когда ты, вообще-то, во цвете лет?

Тамара Алексеевна, как только выбралась в гости к черногорским друзьям, по договорённости, заглянула и к нам в редакцию – поговорить «у самовара» о житье-бытье, о своём новом доме.

- Дом престарелых – старое-престарое понятие, оно к сегодняшнему Абаканскому пансионату ветеранов никакого отношения не имеет. У нас – именно пансионат, живут здесь не только люди очень преклонных лет, но и те, кто активен. Контингент весьма не однороден, жизненные истории у всех разные.

- И всё-таки, издавна считается, что коротать старость вне стен родного дома – не самый лучший вариант из тех, что могут быть в пенсионном возрасте. Это стыдно, неудобно, для кого-то - нестерпимо больно. Каждый наверняка переживает свою гамму чувств. Как это было у вас?

- Абсолютно спокойно, осознанно, так, будто судьба вела… и привела. Это было исключительно моё решение, дети удивились, узнав такую новость, может быть даже были обескуражены. Но что случилось, то случилось. Сначала осталась без работы – после того, как была в гуще событий в ОРСе, «Смешторге», в Черногорской автобазе. При этом очень хотелось быть полезной, кому-то помогать. Взяла и поехала в пансионат ветеранов – думала, может быть там кому-то нужна будет помощь? Впрочем, вскоре поняла, что ездить туда из Черногорска в постоянном режиме не получится. Директор пансионата Владимир Иванович Злаказов посоветовал, если к моменту выхода на пенсию сохранится горячее желание быть полезной жильцам пансионата и, главное, не чувствовать себя одинокой, можно попробовать оформиться на постоянное проживание.

А до наступления «часа икс», то есть пенсионного возраста, потребовалась моя помощь в качестве сиделки женщине после инсульта. При этом покормить, помыть, обеспечить безопасность – было само собой. Главное – мы много разговаривали, делились мыслями, читали стихи. Любимым было стихотворение «Молитва» Лермонтова:

В минуту жизни трудную

Теснится ль

                в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя

                          скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Ниночка, моя подопечная, всякий раз поправляла: «Нет, надо читать не «Так легко, легко», а «Так легко, легко, легко»!

Я соглашалась. Лишь бы ей самой становилось хоть немного легче!

Так вышло, что однажды в выходные, когда и я отдыхала, Нине вызвали «Скорую», врач не скрывал, что счёт жизни идёт на часы. Однако она дождалась понедельника – так, как обычно ждала наших встреч, и ушла при мне, такое никогда не забыть.

Она ушла, я осталась. Было пусто, промозгло, неуютно до такой степени, что я отправилась в газету с объявлением. Мол, познакомлюсь с мужчиной, пара строк – о себе… И надо же, откликнулся Виктор Иванович Зыков. Мне тогда было 50, ему – 82. Но этих лет невозможно было разглядеть. Всегда бравый, подтянутый, поборник здорового образа жизни. В своё время работал на КСК, занимался бегом плюс до работы добирался пешком. Впоследствии, когда поженились, постоянно твердил, мол, все дела не переделаешь, бросай всё, утром и вечером - на улицу! Так и жили, такой был его завет. Жили в любви до последних его дней, семь лет.

Кстати, первым в пансионат оформился он – искал самостоятельности, были и другие причины. А я переехала сюда, получается, и по движению души, чтобы кого-то подержать за руку в трудный момент, и… по любви. От судьбы никуда не денешься, Господь вернёт, куда положено.

- Как организован быт, не давят ли рамки учреждения?

- Абаканский пансионат ветеранов - очень достойный, красивый наш дом. Действительно, дом, где согреваются сердца. С одной стороны, организован постоянный медицинский присмотр, проводятся обследования, если надо – даже увезут, привезут в клинику. С другой – созданы такие бытовые условия, что просто живёшь как у Христа за пазухой. Если создаёшь семью (а это в пансионате не редкость), селят в отдельную комнату. Да и неженатые, незамужние живут или по одному, или по двое, по трое. Можешь в столовой питаться, а хочешь – что-нибудь приготовь сам. Есть плиты с духовками, холодильники, все кухонные премудрости. Одежду (новую, понятное дело!) предлагают по сезону. К тому же есть масса возможностей для общения, развития, для того, чтобы не было скучно. Вот, смотрите, расписание работы кружков и секций на неделю: можно пойти в киноклуб, в компьютерный класс, в клуб настольных игр, на музыкотерапию. А есть желание – отправляйся в школу здоровья, в бильярдный клуб, в изостудию,  литературную гостиную. Можно спортом заниматься, здоровье поправлять, участвовать в занятиях клуба «Умелые ручки», кстати, одном из самых популярных.

 Специалист по социальной работе Татьяна Леонидовна Андреева что только ни придумает, чтобы нам было интересно, чтобы на встречах, занятиях загорались глаза. А так и происходит. Вообще, наш пансионат - один из лучших в Красноярском крае (в Хакасии он один, поэтому держим связь с соседями). Постоянно что-то ремонтируется, обновляется то в одной, то в другой секциях, открываются новые отделения, в соответствии со спросом. Есть, к примеру, геронтологические отделения с круглосуточным уходом для ослабленных больных.

 При этом 75% от суммы пенсий удерживается в пользу пансионата. Что вполне логично, поскольку здесь организованы и бытовые условия, и питание, и медицинское обслуживание. Мы понимаем, что на всё это уходит гораздо больше средств, чем часть наших пенсий.

- Мы коснулись вашей истории прихода в пансионат, вместе с тем, у каждого свои слёзы или радости. Интересно, принято делиться такой информацией? Или её скрывают?

- По-разному. Кто-то хочет излить душу, другие держат боль при себе.

- Вы сказали «боль»?

- Для кого-то так и есть, потому что истории бывают разные. К примеру, мама сделала дарственную дочери, и едва перестала быть хозяйкой в квартире, как оказалась в пансионате. Пожилые часто бывают наивными. Или другой пример: бывший муж создал другую семью, оставив когда-то любимую жену ни с чем. Сколько людей, столько историй. Их не лишне знать, чтобы не делать собственных ошибок.

- А если в ваш коллектив (это ведь коллектив, что-то вроде большой семьи из 650-ти человек) поступает кто-то с улицы, неухоженный, сквернословящий?

- Случается! Тогда для человека устраивают что-то вроде карантина. Впрочем, душу не выполощешь, язык не вымоешь. Однако обстановка, среда обязывают держаться соответственно. Для меня больших проблем с такими людьми нет. Штатные работники незаметно, но настойчиво делают своё дело, приучают к дисциплине и порядку, без этого никак.

- Вы, когда собирались в пансионат, хотели делать добро, дружить с теми, кто одинок. Получается?

- Конечно! Самым близким человеком стала Антонида Григорьевна Шигоракова, которая в годы войны, подростком, надрывалась на лесоповале. А когда поняла, что утратила здоровье, практически сбежала от жениха, «чтобы не портить ему жизнь». Она ветеран труда (1927 года рождения), участник трудового фронта, как-то даже на встрече с Путиным присутствовала. А в молодости на встрече со Сталиным присутствовала. Ей за девяносто, а сыплет стихами наизусть, сама сочиняет. Только вот плохо видит (читать не может) и неважно слышит. Так читаю ей вслух, иногда на помощь приходят соседи. Я своих бабушек, дедушек не знаю, не помню. По маминой линии бабушка в 43 года умерла, мамин отец погиб во время войны. Аналогичная история - с папиной роднёй. Так что Антонина Григорьевна для меня - воплощение всех бабушек. Тёплая, мудрая, незлобливая, справедливая. Она очень благодарна за поддержку, руку помощи, дружбу. Сами понимаете – каждому внимание необходимо, а ещё свет, тепло, доброта. Об этом вот так строчки стихотворения  (балуюсь иногда!) легли:

Любезным нравом

                   человек хорош,

Так дорожи им, дорогой,

                                от века

Угрюмость наша стоит

                         ровно грош,

А вот улыбка -

          паспорт человека!

- В последнее время набирает обороты волонтёрское движение, наверное, и к вам добрые люди наведываются?

- Уход за нами не нужен, здесь этим занимаются профессионально. А вот когда приезжают с культурными, развлекательными программами, мы очень рады.

- Если кто-то будет на пороге решения об оформлении в пансионат, что посоветуете, как правильно поступить? Как детей настроить, как тактику своего поведения определить?

- Однозначно сказать невозможно. Во-первых, нужно связаться со специалистами социальной службы, они растолкуют что к чему. А во-вторых и в-главных, одинокому человеку ни в коем случае не надо замыкаться. Или пригласите социального работника на дом, или найдите друзей, товарищей. Или настройтесь переехать сюда. Важно, чтобы каждый был в ладу с душой и нашёл тот вариант для жизни, который наиболее приемлем, комфортен.

- Как думаете, персоналу трудно с вами? У каждого - сформированный характер, к тому же с возрастом не у всех на пике только лучшие качества.

- Такая работа - не для каждого человека, нужно иметь большую душу, желание, потому что от тебя хотят тепла, внимания, заботы. Случайных здесь нет. Зато есть возможность, работая, делиться частичкой души, как, к примеру, это делает лифтёр Светлана Елисеева. Она настолько приветлива и тепла, что просто заряжаешься этой энергией и счастлив уже тем, что просто знаешь  человека. А такое настроение заразительно! После встречи с ней иду по коридору: «Ой, девочки мои любимые, здравствуйте, какие вы сегодня красивые, опять втроем, какая у вас, однако, славная компания!» Им приятно и мне – тоже, потому что кому-то подняла настроение.

Мы все когда-то

          стариками станем,

Таков природы-

                    матери закон,

Но мы от жизни,

          знайте, не устанем,

Не страшен одиночества

                                 дракон!

- На какие занятия любите ходить вы, что обычно выбираете?

- Люблю музыкотерапию, литературную гостиную. А недавно была выставка плодов, так я украсила стол выпечкой, потом с любовью раздала тем, кто слаб и сам не готовит, была такая счастливая!

- Отдали пироги, по сути, чужим людям, а как же внуки?

- Их четверо, младшему пятый год, езжу к ним в гости. Любят бабушкины блины, гостинцев ждут. Как и все дети  доставляют несказанную радость.

- Каждому в жизни приходится выбирать - жить лишь для себя или для детей, внуков, для мужа, родни. Переживать за них или искать любви, счастья, покоя для себя, любимого? Как рассуждаете об этом?

- Никто из нас не может жить за своих детей, мы не в состоянии диктовать им, хоть и с высоты жизненного опыта, какими дорогами шагать. Думаю, нужно просто идти рядом, помогать в меру разумной достаточности. Не надоедая детям, не поучая их. Мы с детьми большие друзья, а я довольна жизнью, счастлива и не сожалею, что приняла поворотное решение. А для себя жить или не для себя… Пожалуй, как всегда, хороша золотая середина!

Что ж, у каждого из нас – свои пути-дороги в жизни. То, что выбирают одни, совершенно неприемлемо для других. Сегодня мы предоставили слово одной из тех, кто абсолютно уверен, что сделан правильный шаг. Тамаре Алексеевне комфортно в стенах пансионата, она нашла там для себя настоящий дом. Другие абсолютно не принимают идею оказаться в золотом возрасте оторванными от всего привычного, что создавалось в течение жизни. Если у вас есть соображения по этому поводу – поделитесь.

 

Сколько там наших?

В 2017 году в абаканский пансионат для ветеранов было оформлено 28 черногорцев, на сегодняшний день – 18.

Условия для оформления в пансионат – пенсионный возраст, инвалидность 1 или 2 группы. Каждая заявка рассматривается специалистами Управления соцподдержки индивидуально, и поскольку пансионат «не резиновый», иногда бывают ситуации, когда направления дают лишь остро нуждающимся, тем, кто оказался в критической ситуации.

Марина КРЕМЛЯКОВА. "ЧР" №90 от 20 ноября 2018 г.

Новости по теме: