Непраздные вопросы

Дата публикации: 15.11.2018 - 12:47
Просмотров - 711

О сердечно-сосудистых центрах, реконструкции «ЮжСиба» 
и строительстве железной дороги «Курагино-Кызыл» 

Совет межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»  собрал за круглым столом первых лиц регионов – представителей Сибирского федерального округа.  Заседание проходило при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергее Меняйло. В числе приглашенных – Председатель Верховного Совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев.  
Вопросы для обсуждения поднимались непраздные. Без сомнения, самый значимый из них – улучшение качества медицинского обслуживания и увеличение продолжительности жизни россиян. По сути, это обсуждение реализации приоритетных задач, поставленных еще в Указе Президента Российской Федерации Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и мартовском Послании Президента Федеральному Собранию.
Подробнее об актуальных вопросах развития сибирских регионов, рассмотренных на заседании, а также их значении для республики, в нашем интервью с Владимиром Штыгашевым.

Медицина и продолжительность жизни россиян
Было отмечено, что в Российской Федерации 73 года – это средняя продолжительность жизни. Она выросла за последние 10-20 лет, но все-таки незначительно. Задача была поставлена,  повысить уровень жизни в течение 6 лет до 78. 
- Задача непростая. Владимир Николаевич, каким образом предлагается ее реализовывать?
- В первую очередь, конечно же, улучшение лечения, повышение качества здравоохранения. Основные заболевания, от которых мы теряем людей, – это сердечно-сосудистые заболевания и онкологические. Не будем забывать и внешние условия, это, прежде всего, образ жизни, питание, санитарные условия. К внешним причинам относится и сохранение жизни на дорогах, криминальные ситуации – это все сокращает уровень жизни. Здесь еще важный момент – детская смертность. В Хакасии, оказалось, примерно на 1000 родившихся смертность составляет 5,8 десятых, эта ситуация в среднем  лучше, чем по Сибирскому федеральному округу. На снижение показателя повлияло строительство перинатального центра. Это говорит о том, что в целом направление мы выбрали правильное. 
Сейчас задачи у нас другие стоят – создание специализированных сердечно-сосудистых центров не только в республиканской больнице, но и в межрайонных центрах, чтобы своевременно и быстро оказывать помощь. При инфарктах и инсультах очень важно, насколько быстро оказана медицинская помощь. Мы же понимаем, что если она оказана в течение часа, полутора, то шансы выжить остаются у многих людей, если нет, то мы людей потеряем. Даже если такого человека уложить в терапевтическую палату, считать можно, что это кандидат в смертники, поэтому нужна именно специализированная помощь.  
Конечно, у нас есть признанные центры в Новосибирске, Томске, и в Красноярске создается, теперь к ним нужно «подтягиваться». В этом  вопросе Хакасия попала в зону критики, поскольку у нас нет таких центров. На сегодняшний день они уже должны быть созданы не только в республиканских больницах, но и в межрайонных  центрах. Медицинская аппаратура - ангиографы должны быть в каждом таком центре, у нас он в республиканской больнице есть.  И эту задачу нам предстоит решать. 
- Владимир Николаевич, не менее злободневный вопрос об оказании первичной медицинской помощи. Не думаю, что его не обсуждали. 
- Безусловно. Первичную медицинскую помощь необходимо восстановить – это не только больницы скорой медицинской помощи, но прежде всего  фельдшерско-акушерские пункты, поскольку в предыдущие 10 лет, мягко говоря, мы закрыли (оптимизировали) огромную сеть первичной медицинской помощи, и это тоже наложило свою печать, причем отрицательную. Сейчас у нас фельдшерско-акушерские пункты есть во всех населенных пунктах и в мелких поселениях. Нам нужно менять образ жизни. Здесь целый  комплекс задач: это и питание, и качественная вода, и окружающая экология… В республике мы делаем немало в этом направлении, но предстоит сделать еще больше.
- Вы не раз говорили об этом. Помимо фельдшерско-акушерских пунктов важен человеческий фактор. Необходимо наличие грамотных, высококвалифицированных специалистов.
- Это конечно. Любая технология новая появляется в медицине, необходимо готовить специалистов, не только врачей прямого профиля, но нужны и инженеры того оборудования, которым сейчас оснащены эти центры. Поэтому еще одна наша задача – в короткое время подготовить, если надо, провести специализацию более «продвинутых» специалистов для этих центров. Накопленный в стране опыт нужно принять и внедрить в работу наших медицинских учреждений. Здесь, конечно же, понадобится более активная работа нашего министерства здравоохранения. 
Второе, что нужно сделать, – повысить роль главных специалистов в регионе, о чем задача была поставлена заместителем министра здравоохранения Российской Федерации Татьяной Владимировной Яковлевой.
Речь вот о чем. Ответьте на вопрос, кто сегодня главный в Хакасии врач, лечащий  болезни сердечно-сосудистой системы? А кто главный онколог или педиатр? Никто не знает. То есть таких немного, их 5-8 специалистов, вокруг которых и должна создаваться вся современная, эффективная медицинская помощь. Эта категория людей сегодня очень важна, их нужно обозначить на всех уровнях.

 «ЮжСибом» 
и дорогой «Курагино-Кызыл» нужно заниматься в комплексе

- Владимир Николаевич, хотелось бы от вас услышать комментарий по поводу проекта строительства дороги «Курагино-Кызыл». Есть некоторая информационная критика по этому поводу в прессе. Журналисты пишут, что проект, предложенный вами, не поддержали. Чему верить?   
- Меня всегда удивляют «испорченные телефоны» в работе некоторых журналистов. Поэтому поясняю ситуацию. По предложению коллег из нашей братской Тывы обсуждался вопрос о строительстве железной дороги «Курагино-Кызыл». Об этой дороге речь идет лет 35, я сказал об этом. Но когда мы ее построим, она в никуда будет. Потому что сейчас Южно-Сибирская магистраль (ЮжСиб), Новокузнецк, Абакан, Тайшет, - 700 км трасса, требует срочной реконструкции, для того, чтобы обеспечить ее высокую пропускную способность, иначе мы не пропустим грузы ни на восток, ни на запад. Поэтому необходимо начать реконструкцию ЮжСиба параллельно со строительством дороги «Курагино-Кызыл», чтобы обеспечить вывоз грузов из Тывы и дать ей возможность быстрее войти в экономический оборот. Я как самый добросовестный сосед ратовал за это.
- То есть нужно было определить приоритеты, правильно понимаю? 
- Правильно. Без реконструкции «ЮжСиба» эффективность дороги «Курагино-Кызыл» будет «нулевая».  Здесь работу делать нужно синхронно. Временные сроки по реконструкции «ЮжСиба» минимум на 3-4 года. Необходимо уделять этому проекту приоритетное внимание. Это позволит потом, в перспективе, выйти и на Монголию. 

Не лунные ландшафты, 
а ресурсы

- Еще одна тема, которую обсуждали, – это вопросы природного и техногенного характера. Какие выводы?
- Да, это второй блок вопросов, который обсуждался по Сибирскому федеральному округу. По сути, продолжение обсуждений первого дня. Окружающая среда также влияет на продолжительность жизни. Когда наводнения происходят, пожары… люди гибнут. Эти вопросы тоже потребовали внимания всех органов власти и управления на территории СФО. Считаю, что отчасти в этом вопросе нас подводит беспечность, которая и приводит к печальным последствиям. Недавний пример – происшествие на территории бывшего Московского совхоза, в с. Московское, там и с. Ковыльное рядом. Решили понизить уровень воды в пруду, который 60 лет стоял, никого не тревожил. Протащили трубу через эту дамбу… Кто разрешил, когда и где? Вода – ведь это дело серьезное, она моментально размоет все, так и случилось, дома подтопили.  
На заседании нам поставили задачу обеспечить безопасность, в том числе и воздушного бассейна, на состояние которого влияют в том числе выбросы дыма. Достаточно сказать, что у нас в Хакасии и в Красноярском крае в основном тепловая энергия, горячая вода, отопление за счет сжигания бурых углей. В Красноярске, где живут более миллиона человек, три ТЭЦ. Сжигается в год 18-19 миллионов тонн бурого угля. 
Что касается Хакасии, то здесь ситуация следующая. Действуют Абаканская, Сорская, Абазинская ТЭЦ и порядка 10 мощных котельных, например, в Черногорске, Саяногорске. Газового отопления у нас нет, электрическое находится в зачаточном состоянии. К тому же, электрическое отопление установить невозможно, потому что здесь надо 2-3 источника энергообеспечения. А у нас как зима, так отключаются линии электропередач. Есть риск, что все разморозим.
Поэтому оставляем пока один источник – это твердое топливо, но защиту для воздушного бассейна обеспечить надо, это вопрос не одного дня. Важно все эти выбросы сокращать, чтобы очистить воздушный бассейн. Есть определенные технологии, их нужно внедрять, и они имеют определенную стоимость.
Еще одна задача – повысить качество состояния дорог, автомобильных прежде всего, и дисциплину на дорогах. Для этого мы собираемся выполнить целый комплекс мер.
Но и третья задача, к сожалению, актуальная для Хакасии, – это увеличение противопожарной безопасности. Нам нужно правильные уроки из этого извлекать – серьезнее относиться к противопожарным мероприятиям, не игнорировать элементарные правила безопасности. Это опять-таки к вопросу о беспечности. 
Вы знаете, кстати, раньше в Хакасии были тонкорунные овцы, они «подстригали» всю траву вокруг населенных пунктов, в полях, везде все подбирали. И когда ветер поднимался, то гореть было нечему. А сейчас бурьяном заросли целые поля, садовые участки. 
Считаю, что в этой части надо поднимать общую культуру населения, только тогда какой-то положительный результат будет. Здесь же нужно иметь в виду и туристов, и просто отдыхающих в лесу…Конечно, еще немаловажный фактор, я бы отметил, нужен контроль и промышленной безопасности. Ведь сегодня вовлекаются огромные площади для добычи каменного угля, цветных металлов, работают различные артели, все это требует экологически аккуратного освоения всех богатств и контроля со стороны государства.  
- Да, Вы говорили о том, что мы должны следующим поколениям не лунные ландшафты оставить, а ресурсы, чтобы и они смогли жить. 
- Конечно, это очень важно, потому что речь идет о жизни поколений. Скажу, что по многим направлениям работы, о которых говорили во время заседания, в республике своя программа действий определена, реализация тех задач и программ, которые мы сами определили, и программ, чтобы сделать жизнь безопасной, достойной. Считаю, что это наш долг  – всех органов власти без исключения. Раз задачи поставлены – значит надо их исполнять, на этом держится жизнь.
  По материалам ВС РХ. "ЧР" №88 от 13 ноября 2018 г.

Новости по теме: