Ловцы облаков, или Почему опыт детсада «Ёлочка» пригодился коллегам из Владивостока, Хабаровска и других российских городов

Дата публикации: 02.10.2018 - 10:20
Просмотров - 780

Детсад «Ёлочка» бурлит, кипит, даёт о себе знать ребячьими писками–визгами в жилом районе «Крепость». Каково же было удивление горожан, когда они вдруг услышали с территории детства… ещё и пение петуха, и громкое скрипучее «Га-а, га-аа». Это было ни что иное как звуки мини-фермы, самой что ни на есть настоящей. При ближайшем изучении вопроса выяснилось, что это лишь одна из «изюмин» творческого коллектива, который не понаслышке знает, что такое социальное предпринимательство, не раз становился  победителем конкурсов разного уровня, а ещё готов не только учиться, но уже и учить. О деталях, под прощальным полулетним солнышком, беседуем с заведующей Ларисой Николаевной Панковой.

 

Уснуть на кресле

-  Если кто не знает, стоит рассказать, что вообще-то ваш детсад необычный – здесь есть группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вот они, гуляют на площадке, резвятся, вижу, как пристально смотрят за ними воспитатели.

- Да, в детский сад приводят ребят с очень сложными заболеваниями, требующими тщательного присмотра. Есть малыши с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, сложными формами задержки психоречевого развития. Вообще, таких вот особенных ребят мы приглашаем в сад с 1998 года, для них была создана одна разновозрастная группа, в которую принимали всех желающих до двенадцати лет. Однако опыт показал, что такой подход себя не оправдывает. Поэтому детей разделили на две возрастные группы полного дня с трех до пяти и с пяти до семи лет. Весть об открытии групп мгновенно облетела наш небольшой город, и в детский сад стали обращаться мамы, имеющие детей, которые из-за заболеваний совсем не могли ходить. В итоге родилась идея открытия группы кратковременного пребывания - патронажной (занятия проводились на дому). Она существует и сейчас, но по просьбам родителей занятия из дома перенесли в детский сад, ведь в четырех стенах ребенок не имеет возможности полноценно общаться с другими детьми и взрослыми, быть участником интересных детсадовских событий. Но и на этом мы не остановились! Дети к нам приходят с разными нарушениями здоровья и развития. Так вот пришли и дети, которые имели инвалидность по разным причинам, но умственно совершенно здоровы. Им нужны были другие условия. После консультации со специалистами, воспитателями, городским управлением образования группу общеразвивающей направленности перепрофилировали в комбинированную. Таким образом, учли пожелания родителей, а самое главное, дали возможность детям развиваться, общаться со сверстниками. Сейчас детский сад посещают 30 детей с ограниченными возможностями здоровья.

- То, что вы делаете, – неоценимо, без пафоса говорю. Семьи, в которых воспитывается ребёнок – инвалид, испытывают колоссальную нагрузку, в том числе психологическую. А если учесть, что в большинстве случаев от таких детей папы просто сбегают строить другое счастье, можно себе представить, в каком состоянии пребывают полуразрушенные «ячейки общества» во главе с отважными всё умеющими капитанами - мамами, которых я, признаюсь,  про себя однозначно называю героинями.

- Так и есть, они несут огромную ношу… и порой валятся с ног. Есть у нас и такой пример: одна из мам, ожидая свое чадо с занятий, приземляется в кресло и частенько засыпает. Мы все замираем на какое-то время, стараемся не разбудить, чтоб ей хоть немного восстановить силы. Так что детсад для таких семей – правда, хорошее подспорье. Когда таких групп в городе не было, многие признавались, что будто попали в тупик и не видят выхода, не могут выйти на работу, заняться собой, домом. Их услышали. Более того, теперь, помимо групп, у нас действует Консультационный центр, куда могут прийти и те, кто всё-таки воспитывает особенных детей дома.

Ныряем!

- Скажите, а чудеса бывают?

- Чудо у всех разное. Для кого-то прогресс - научиться обслуживать себя (кушать, одеваться, убирать за собой), для других – интеллектуальные подвижки (выучить цвета, формы) по результатам занятий.

Другого рода чудом стало включение детского сада в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В 2016-м году на создание соответствующих условий было выделено 3 млн 375 тыс. рублей, из них 50 тыс. - из муниципального бюджета Черногорска. На эти деньги расширили тротуар, установили пандус, оборудовали доступные входные группы (переоборудовали  дверные проемы), установили дополнительные поручни (в коридоре, вдоль лестниц, в санитарно-гигиенических помещениях групповых комнат). Приобрели оборудование для медицинского кабинета,  сменные кресла-коляски, опоры для ходьбы и кресла для сидения. Оборудовали площадку для прогулки, которой можно пользоваться даже сидя в инвалидной коляске,  асфальтировали территорию.

Очень радовались, когда привезли коррекционное оборудование для занятий: для развития речи, координации, для того, чтобы поддерживать и сохранять психическое равновесие наших воспитанников. Воспитателям и детям особенно понравилась песочная терапия. А ещё сделали сенсорную комнату, зимний сад.

Опыт успешного участия в грантовом конкурсе вдохновил, и мы без страха «занырнули» в новую тему, которую предложила Сибирская угольная энергетическая компания.

Поначалу в голове не укладывалось: зачем угольщикам возиться с детсадовцами? Какой интерес, какие цели? Но стоило побывать на паре занятий, и стало понятно, что это очень крутой уровень, и что надо собраться, как в студенчестве, потому что просто не будет. Скучными лекциями не утомляли, всё играло на результат: на то, чтобы разбудить в нас, заведующих детсадов, представителях школ, социальных учреждений, способность мыслить нестандартно, смело, генерировать идеи, защищать их, писать бизнес-планы, просчитывать выгоду, расширять горизонты собственных притязаний. Всё это включала Школа социального предпринимательства.

Через неё фонд «СУЭК – РЕГИОНАМ» и автономная некоммерческая организация «Новые технологии развития» стремятся улучшить качество жизни в регионах угледобычи, за счет развития предпринимательской инициативы.

                            Работа над ошибками

- У вас сразу всё стало получаться?

- Как бы не так! В первый год обучения мой проект опытную команду преподавателей, увы, не вдохновил. Я тогда предложила создать в детсаду платную группу кратковременного пребывания  ребят с ограниченными возможностями в выходные дни. Мне возразили: «Вы можете и так это организовать!»

Вскоре поняла, что имею дело не с тривиальной раздачей денег, а действительно серьёзнейшей Школой. В мыслях даже было: вот бы высшее образование строилось именно так: то теория, то практика, масса идей, до взрыва мозга, и постоянное движение вперёд, вверх, и одна идея цепляется за другую, и хочется сдвинуть горы. В итоге  поняла, как подкорректировать проект, представила предложение открыть на базе детсада группу кратковременного пребывания для детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот проект стал победным в 2015-м году, мы получили грант в размере 150 тысяч рублей. Приобрели дополнительное оборудование, ребята у нас находились с 15 до 18 часов, за небольшую плату порядка 100 рублей за одно посещение. Такая группа есть и сейчас, постоянно приглашаем к себе детей, ведь это для них «выход в свет», новые впечатления, развитие.

Ольга Щедрина, руководитель проекта «Школа социального предпринимательства», программный директор АНО "Новые технологии развития", навела на мысль обратить взор на Усть-Абакан, Абакан, привлекать ребят оттуда, что теперь и делаем.

В следующем, 2016-м, представители СУЭК пригласили участвовать в проекте «Наш новый детский сад». В ходе обучения обсуждали новые формы, технологии работы с детьми и родителями, понравилась идея  марафона «Моя предприимчивая семья». Оказалось, что в школах это уже делали, решили попробовать, что выйдет с дошколятами. Из города марафоном заинтересовались пять детсадов, победа досталась «Калинке» и нам.

Ферму – в детсад!

- Как развили тему?

- Ох и долго ломали голову, какой ход придумать.  А остановились на «Весёлой ферме». Марафон длился с сентября до ноября и был направлен на совместную работу воспитателей, детей и родителей. Что у нас творилось – не передать. Дети летели в детсад, чтобы поздороваться с курочками, гусями. Если им выпадало счастье поймать отлетевшее из клетки пёрышко, это было событие, гомона – на полдня.

В проекте участвовали все желающие, в том числе и наши особенные дети, и их родители. Конечно же, мы не случайно взяли тему животных. Посчитали, что это интересно и близко ребятам. А взрослые с удовольствием подхватили флаг марафона и пошли за детьми, увлеклись вместе с ними.

- Очень интересно, только при чём здесь предпринимательство?

- В данном контексте предприимчивый – значит активный, находчивый. С детского сада надо развивать эти качества. Для этого – получать новые знания, закреплять старые, учиться общаться, взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Накал страстей зашкаливал. Мы удивлялись, смеялись, придумывали что-то новое, абсолютно свежее. К слову, наблюдая всё это со стороны, те из родителей, которые постеснялись включиться в марафон, жалели об этом. Была доска достижений, дистанции с разными темами, результаты, а как же? Мы ведь за победу пообещали призы – бесплатное посещение спектаклей, предновогоднюю фотосессию, посещение платных дополнительных услуг. Так что большой и маленький народ старался. За время проведения марафона чего только не было: провели квест-игру «В поисках ключа от фермы», «Брейн – ринг», изготавливали лэпбуки, делали выставки поделок, семьи снимали о себе видеоролики. Обязательно надо было участвовать в «Мастерской добрых дел». При этом кто-то шёл на в субботник, другие помогали делать пособия, макеты для занятий. А один папа качели отремонтировал. Родители с детьми варили клей, делали творог, даже масло взбивали, в ходе исследовательского эксперимента. Так одна из девочек, попробовав собственную продукцию, начала есть молочное, хотя до этого отказывалась. Такой вот был один из неожиданных результатов.  А в завершение марафона все вместе  съездили на экскурсию в конный клуб «Золотая подкова».

- Загрузили родителей!

- Когда думали о концепции марафона, как раз рассуждали о том, чтобы соблюсти золотую середину в отношении загруженности взрослых. Что чересчур, отметали – все люди занятые. Однако то, что в меру, оставили. А что до мини-фермы, нет, ничего не закупали. Клетки сделали сами, а кур, гусей, уток привезла одна из воспитательниц, сын которой держит небольшое хозяйство. Получается, стоит только захотеть – остальное всё просто!

Зёрна

дадут всходы

- Что в итоге дал Марафон предприимчивости участникам, что посеял?

- Самое главное – будем надеяться, что «посеял» в ком-то из ребят зёрнышко предприимчивости, активности, которое в будущем, глядишь, прорастёт в большие интересные дела. Кроме того, мы заметили, что отношения ребят с родителями стали теплее, доверительнее. Поневоле ведь приходилось вместе выполнять задания, мастерить поделки. А детям только того и надо, чтоб родители не с телефонами общались, а с ними! Родители ближе узнали воспитателей. В целом, взрослые, думаю, по-другому посмотрели на детский сад. Они окунулись в нашу жизнь, стали соучастниками, а не сторонними наблюдателями, разве плохо?

- Кстати, фермерские забавы у вас проходили в ходе очередного этапа обучения в Школе. Разбор полётов, советы преподавателей не были лишними?

- Ещё бы! Наш корабль вели верным, современным курсом. Знаете, есть такая тактика у опытных педагогов, когда их воспитанникам кажется, будто это они сами всё придумывают и самостоятельно делают открытия. На самом деле это очень не простая, тонкая работа учителей, когда понимаешь, где ошибся, куда повернуть, какие шаги сделать обязательно.

В страну Наурандию

- В итоге, в 2016-м – снова победа, в межрегиональном конкурсе марафонов предприимчивости для дошколят. И приз примерно на сто тысяч – цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии».

- Лаборатория предоставляет массу возможностей для опытов, экспериментов. Занятия проводит мальчик Наураша (по возрасту такой же, как сами дети, следовательно, ребята прислушаются к мнению сверстника). Для занятий достаточно мультимедийного оборудования или даже компьютера, чтобы самим попытаться измерить силу, температуру, кислотность, узнать, как работает электричество, провести другие опыты.

- Казалось бы, чему вас только ни научили в Школе социального предпринимательства. Ан нет, вы и в 2017-м влились в ряды учеников.

- Знаний много не бывает, тем более, Школа развивается вместе с нами, всякий раз предлагает совершенно новые повороты для очередных тем. И вот уже на горизонте новый проект, смысл которого был в том, чтобы поработать над преемственностью при переходе от детсада к школе. Не секрет, что в школе после детсада с детьми обычно всё начинают с чистого листа. А надо сделать так, чтобы мы работали вместе, чтобы не было переходного стресса для ребят, чтобы обучение продолжалось в привычном ключе, не тормозило одних и не бежало вперёд паровоза для других. В итоге, в проекте от города участвовали в одной группе - представители гимназии, детсадов «Калинка», «Алёнка» и мы, в другой – школы №4 и детсада «Лукоморье».

Чтобы детям было интересно, мы взяли тему мостов. И снова получился своего рода марафон.  Дети изучали разные виды мостов, их конструкторские способности, да не абы где, а в настоящем конструкторском бюро: несли коробки, скрепки – всё для строительства грандиозных сооружений. И ничего, что это были мосты между стульями!

Ходили друг к другу в гости – дабы расширить круг общения, установить дружеские мосты. Одна из бабушек показала, что такое верёвочные мосты, другая рассказала о мостах, которые применяются в зубопротезировании. Много было открытий, эмоций, особенно в гимназии, где старшеклассники разработали квест, а малышня искала запчасти от моста по хитрым подсказкам. То есть через игры, через общую тему мы объединились, и детсадовцы уже уверенно входили в школу, встречались со старшеклассниками. Может быть, в ком-то мы, через знания о мостах,  разбудили конструкторов, а благодаря  весёлой ферме разожгли страсть к биологии, зоологии. Будем надеяться, что ребята, когда повзрослеют, осознанно выберут для себя интересные профессии, те, что по душе. Как всегда, через простое мы старались добиться серьёзных целей, обсуждали с коллегами нюансы преемственности, думали, как сделать так, чтобы ребята после детсада почувствовали себя в школе как рыбы в воде, и поплыли к поставленным целям легко, свободно.

Лего-детки

- В конкурсе «Созидание-2017» вы победили с проектом «Организация комнаты Лего-конструирования в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья».

- Ищем любые, пусть даже не самые простые пути достижения результатов в коррекционном обучении наших особых воспитанников. Будем очень рады, если наши старания станут пусть маленьким, но значимым результатом в выздоровлении.

В итоге, мы получили для создания этой комнаты 125 тысяч грантовых рублей. Сегодня уже всё готово для открытия кружка «Лего-детки», стартуем в октябре. Занятия будут проводиться за небольшую плату, желающих много, от младшего возраста до подготовительных групп. И, конечно же, конструированием обязательно займутся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это для них приемлемо, они любят поделки, обожают что-нибудь мастерить.

- Есть и свежая новость о вашей победе в конкурсе социальных проектов «Комфортная среда обитания-2018», организованном Фондом «СУЭК – РЕГИОНАМ» и АНО «Новые технологии развития».

- Конкурс проводился на территориях присутствия Сибирской угольной энергетической компании в Кемеровской области, в Красноярском, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, Республиках Бурятия и Хакасия, а также в Мурманске. Из 176 проектов поддержано 27, мы рады, что в их числе наш. Он называется «Метеоплощадка в детсаду, как средство успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Чем нас изначально привлёк этот конкурс? Мы почувствовали, что можем сделать жизнь деток у нас (всех, и обычных, и особенных) ещё интереснее. А идея с метеоплощадкой стала своего рода продолжением темы фермы, природы, окружающего мира. На выигранные 90 тысяч рублей приобрели необходимое оборудование, часть сделаем самостоятельно.  На площадке обязательно будет  будка с барометрами и термометрами, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы, фиксатор погоды. Остальное предстоит доделать – клумбу с растениями-барометрами, столик с лавочкой для проведения комфортных занятий, установим осадкомер – дождь прошёл, сколько влаги собралось? Предложим детям быть ловцами облаков – малыш смотрит в рамку, будто ловит облака, сравнивает их.

- Вы были в числе первых учеников Школы, и вот уже сами даёте уроки для новичков. Получается?

- В этом году нас пригласили поделиться опытом в Приморском крае. Прошли две сессии, во Владивостоке и в Хабаровске, в октябре и ноябре вновь поедем общаться с новичками, которые с широко открытыми глазами стараются впитать в себя всё, что слышат и видят.

Суть социального бизнеса в том, чтобы понять, какие проблемы в социальной сфере учреждений, городов, сёл наиболее острые, и попытаться решить их, предложив определённые востребованные услуги. Но для этого необходимо обставлять всё грамотно, толково – с бизнес-планами, расчётами.

А как же

Марь – Иванны?

- В ходе развития разных проектов вы учились четыре года. Преумножали свои эмоции, знания, силу.

- Даже не выскажешь как! Впитывали новые технологии, новые приёмы обучения детей, которые сегодня другие, развитые информационно, с широким кругозором. Между тем детсадовская программа разработана по строгим критериям и, как ни крути, рассчитана на среднего ребёнка. А мы стараемся раздвинуть горизонты. Уже начали работать по технологии, которой обучали представители СУЭК – это сочетание инженерного мышления и творчества, так называемая СТИМ – технология. Это симбиоз четырёх наук – естествознания, технологии, математики, инжиниринга.

Мы в садике должны каждого ребёнка увидеть, понять, принять таким, какой есть. Дать ему развитие, а не усреднять. Не своё навязывать детям, а развивать, за ними идти.

- Хорошо, когда понимание этого есть!

- Стараемся. Нужно давать детям возможность пробовать, создавать, творить. Сами разрабатываем методическую базу, открыты для внедрения нового.

- Отлично, но как Марь- Иванне, которая в саду уже лет двадцать,  донести эти задачи?

- В самом деле, меняться способны не все. Однако я отметила, что многие Марь-Иванны отнеслись к новому с рвением, пониманием. Да, они привыкли к фундаментальным знаниям, к годами отработанным программам. И вдруг воля. Это требует работы над собой! Чтобы помочь коллективу, я проводила обучающие семинары, на которых воспитатели попробовали сами погрузиться в разного рода технологии, думали, где их целесообразно применять,  изобретали парашюты, запускали ракеты из воздушных шариков. Надо идти в ногу со временем, менять прежде всего себя, собственный настрой. Иначе так и будем буксовать. Воспитатель сегодня – не тот, кто что-то выучил, и это на всю жизнь. Нет, за детьми надо бежать, к тому же стараться прочувствовать, что им будет интересно завтра.

Мозги дымятся

- Какие хитрости  используют преподаватели Школы, что вам показалось нестандартным,  прогрессивным, прорывным?

- У них своя методика, как зарядить, заразить, настроить на результат.  Мы конкретно всё проигрывали, придумывали. Как и дети рисовали, клеили, изобретали, запускали,  мастерили.

Нас научили не быть серыми и тихими, настроили анализировать, кипеть, делиться, совершенствоваться. Естественно, постоянно возникали вопросы – а для чего это, собственно, угольщикам, зачем им, к примеру, вникать в проблемы детсадов? Вскоре появились ответы. Да потому что это их будущие работники, а их хотят видеть здоровыми, спортивными, творческими, не зашоренными.

- Получатся у вас такие человечки?

- Получатся! Другая проблема – чтобы лучшие из них не разъезжались, оставались в городе.

- Что же делать, как надо городу для этого измениться?

- Надо обращать внимание на детей, вкладывать в них. Заботиться о красоте родного  города. Если аллея – то супер. Клумба – произведение искусства. И мы не собираемся стоять в стороне. Можем выходить с детьми, чтобы полоть, поливать, ухаживать. Посмотрите на городские детсады, это цветущие оазисы. Вот и город должен стать большим детсадом, красивым и уютным.

- Это что-то вроде вашего нового проекта?

- Может быть!

Марина КРЕМЛЯКОВА.

«ЧР» №76 от 2 октября 2018 г.

Новости по теме: