Литературный Черногорск: «Уголёк» согретый «Шахтёром»

Дата публикации: 21.08.2018 - 11:40
Просмотров - 1409

Почти день в день 19 августа 51 год назад в нашей газете, которая в то время ещё называлась «Шахтёр», в рубрике «Литературная страница» появилась информация: «Создано творческое объединение».

 

ПЬЕСА ДЛЯ АГИТПЛОЩАДКИ

«Долгое время в нашем городе не было конкретного руководящего органа по работе с начинающими в литературе и искусстве. Теперь такой пробел ликвидирован. Недавно в музыкальной школе состоялось первое организационное собрание творческих сил Черногорска, создано «Творческое объединение». Избрано правление из пяти человек, председателем которого стал композитор Г. Морозов. Решено один раз в квартал издавать свой журнал, который еще не получил конкретного имени. Редактором избран литсотрудник газеты «Шахтёр» А. Крупеня».

Очередное собрание было назначено на 30 августа в музыкальной школе. По задумке организаторов новое объединение должно было не просто объединить всех, кто пишет стихи и рассказы, но и создать настоящую творческую лабораторию, где увлечённые литературным процессом черногорцы смогли бы обмениваться мнениями, встречаться с читателями и жителями и обсуждать произведения. Больше того, в замыслах идея – создать такие условия, чтобы произведения местных литераторов стали почвой для коллективов самодеятельности на заводах и фабриках.

Не знаю, удалось её реализовать или нет, появились ли наши местные пьесы для многочисленных в то время самодеятельных коллективов заводов и фабрик, но одно безусловно – на агитплощадках, в концертных залах, в школах и училищах местные поэты свои стихи читали. Об этом сохранились воспоминания современников и самих авторов.

В краеведческом отделе черногорской центральной библиотеки работает Светлана Карамашева. Она провела большую поисковую работу, изучая историю становления и развития творческого объединения, позже получившего название «Уголёк». Как рассказывает библиотекарь, в секторе краеведческой литературы ЦГБ имеются документальные свидетельства творческих исканий черногорцев с 40-х годов 20 века. Главным печатным органом в городе в эти годы была газета «Шахтёр», и на протяжении многих лет на литературной страничке печатались стихи и рассказы местных авторов.

- Когда я проводила исследование истории «Уголька», то много разговаривала с Георгием Гавриловичем Морозовым, - говорит Светлана Карамашева. – Он вспоминал, что члены «Уголька» собирались в помещении музыкальной школы, директором которой был Георгий Гаврилович. Он возглавлял художественную часть объединения, а литературную – Сергей Максимович Панов, работник камвольно-суконного комбината. В объединение входили поэты, прозаики, фотографы, кинолюбители, исполнители, музыканты.

В истории «Уголька» было немало примечательных страниц. Участники литературного объединения встречались с такими именитыми поэтами и прозаиками как Даниил Гранин, Лев Сорокин. Они снимали фильмы и ставили спектакли.

Светлана Карамашева нашла характерную заметку Сергея Панова о работе «Уголька» в газете «Шахтёр» от 22 августа 1968 года: «…В «Угольке» нет профессионалов. Это шахтеры, строители, текстильщики,  автодорожники. Все лучшее о городе они стараются отразить в своем творчестве. Труд авторов не остается бесследным, он находит дорогу к читателю через газеты и книги… В литературно-художественном альманахе «Енисей» №2 за этот год напечатан ряд произведений Петра Кособокова, Александра Шеховцова, Алексея Крупени, Геннадия Кравченко и других. Полюбились черногорцам песни «Шахтерский вальс» и «Тейка», авторами которых являются член «Уголька» Евгений Лунев – работник конторы коммунальных предприятий, и Владимир Шкурлаков – шофер, музыка Георгия Морозова».

НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ

Год назад «Уголёк» отметил свой полувековой юбилей. И поныне продолжают встречаться литераторы объединения. Приют местные поэты и писатели нашли в центральной городской библиотеке, курирует работу Маргарита Кузнецова. И каково же было её удивление, да и не  только её, коллеги также с интересом узнали новость из истории «Уголька», когда в преддверии очередного заседания клуба пришёл старый член «Уголька» Геннадий Кравченко. Он рассказал немало интересных фактов из жизни литстудии.

Самое примечательное то, что история литературного творчества черногорцев оказалась несколько старше, чем думали. Как вспоминает Геннадий Карлович, он ещё в начале 60-х занимался в творческой студии при газете «Шахтёр». Она стала прообразом будущего литобъединения.

РАССКАЗЫВАЕТ ГЕННАДИЙ КРАВЧЕНКО

- Раньше мы жили на Дальнем Востоке, отец там служил. После окончания войны поехали сюда, в Сибирь, папа был из Идринского района, а в Черногорске у него жила сестра. Я начал писать стихи в 1957 году, когда учился в Минусинске в сельхозтехникуме. Жил тогда в общежитии, случайно родились строчки, не думал, что ребятам понравится. А они говорят: «Здорово, неси в газету!» Я и отнёс во «Власть труда», а там напечатали, в общем-то, неожиданно для меня. И тогда подумал, значит, у меня получается! Сначала были очень студенческие стихи, потом как-то другие темы пошли.

Начиналось всё ещё при  редакторе газеты Пестове. Георгий Морозов был её активным участником. Существовала в то время литературная страница в газете. Издавали рукописные сборники. В единственном экземпляре всё это было, сами печатали на машинке. Среди нас был художник с КСК, который иллюстрировал книжечку. Первый сборник я сдал в музей. Листов 8 печатных, картонная обложка. Всё, конечно, было на примитивном уровне. Компьютеров, принтеров и ксероксов не существовало.

Конечно, каждому хотелось увидеть свои стихи напечатанными – в газете, журнале, верх мечты – в сборнике.

Нам очень повезло, что хорошие люди стояли у руководства газеты, города, на предприятиях. С благодарностью вспоминаю Панова, сотрудников горкома комсомола, горкома партии. Нужен в коллективе энтузиаст, такой толкач, благодаря которому и другие организуются. У нас таким человеком стал Сергей Панов. Меня «толкала» в своё время Галина Ольховская, она, можно сказать, взяла меня под свою опеку.

Галина Ольховская возила меня выступать на телевидение. Хорошо помню, как это было в первый раз. Тогда телецентр был ещё за Абаканом, в небольшом помещении, с меня десять потов тогда сошло, софиты яркие и жаркие настолько, что терпеть было сложно. Второй раз уже в новом телецентре снимали. 

Выступление на телевидении, с одной стороны, даёт то, что тебя больше узнают, твоё творчество становится знакомым, с другой стороны, повышается самооценка, получаешь некий стимул к дальнейшей работе.

Выступать приходилось много. Перед пионерами в школах, перед комсомольцами в училищах и техникумах, на производствах, на концертах и праздниках. Везде мы читали стихи. Часто ездили в воинские части, они были моими подопечными. Был знаком с командирами и замполитами этих частей. Тем более что прочитать было что.

В то время культурная, литературная жизнь в Красноярском крае и в Черногорске была очень богатой. Часто на строительство Саяно-Шушенской ГЭС приезжали знаменитые поэты, прозаики. И наш горком партии нередко приглашал таких людей в город, они выступали на вечерах в ДК «Луначарский».

К нам приезжали Мариэтта Шагинян, Алим Кешоков (кабардинский поэт). Мне повезло, может быть, больше, чем другим. Хотя многие встречались с поэтом Иваном Дорониным, но напечатал меня одного. Он издал несколько томов «Родники народные». Иван Доронин много лет ездил по стране, находил самобытных писателей в деревнях, районах и т.д. В тот сборник из Черногорска я попал один. Были еще поэты из Аскиза, Абакана и двое из Шушенского. Сборник вышел в издательстве «Советская Россия», в него вошёл мой стих «Романтика молодёжи».

Повезло мне ещё и в том, что рецензии на мои стихи давали такие маститые поэты как Иван Падерин. Мы с ним беседовали один на один, встретились в Германии, где я проходил срочную службу. Собирали грибы, выпивали водочку и обсуждали стихи. Я тогда служил в политотделе дивизии по комсомольской работе, и поэтому мог встретиться с ним.

Ивану Падерину понравились мои стихи, даже дал мне автограф. В то время он заведовал издательством «Молодая гвардия». И на прощание оставил свой адрес, сказав: «Когда почувствуешь, что пишешь крепко, а напечататься не можешь, обращайся – я помогу». С тех пор прошло уже 60 лет, но я до сих пор не нашёл у себя стихов, достойных такого издательства...

Встречался я и с Робертом Рождественским. Нас пришло несколько поэтов из области. Михаил Еремеевич Кильчичаков, который в то время был председателем Союза писателей Хакасии, Анатолий Чмыхало, в общей сложности человек восемь. Кильчичаков попросил меня что-нибудь прочитать своё, послушав, Рождественский сказал: «Молодой человек, если вы попадёте в руки настоящих советских критиков и поэтов, из вас вырастет современный советский поэт. Но если попадёте в руки проходимцев, из вас выйдет диссидент, закулисный, бульварный поэт». Дело в том, что у меня в то время в стихах уже сквозил нигилизм. Чем-то был недоволен, а чем – сейчас и не понимаю.

В литературном объединении мы обсуждали стихи великих поэтов того времени – Рождественского, Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину. Для меня самым первым поэтом СССР был Роберт Рождественский, на втором месте Владимир Высоцкий.

Мы много писали, много читали друг другу и, конечно, критиковали. При этом никто не обижался, по крайней мере вслух. Мечтали о том, что, может быть, когда-нибудь удастся выпустить свой сборник. И, могу сказать, что моя мечта сбылась. Есть свой сборник стихов. И, безусловно, в этом немалая заслуга нашего литобъединения.

 

ПОЛВЕКА ЛЮБВИ К СЛОГУ

За годы существования литературного объединения наша газета опубликовала, пожалуй, не одну сотню стихов и рассказов местных авторов. В свет вышли несколько сборников. Среди них Светлана Карамашева упоминает  машинописное (изданное не типографским способом) издание объединения «Уголек», выпущенное, предположительно, в 1970 году. Это коллективный сборник «Среди курганов». Авторы посвятили его сорокалетию Хакасской автономной области.

Почти двадцать лет руководила занятиями «Уголька» корреспондент газеты «Черногорск» Людмила Маценко. Многие черногорцы помнят её легкие, звенящие стихи. В предисловии к сборнику творчества угольковцев «Навстречу вечности» она писала: «Среди суеты и серости наших дней люди, живущие рядом, проходящие порой незамеченными, собирают по крупицам и хранят в своем сердце то хрупкое и вечное, что возвращается к нам новыми стихами. Встреча же с хорошей поэзией надолго оставляет след в человеческой душе. И пусть в этом мире все преходяще, сменяют друг друга времена, поколения, мы приходим и уходим, но остается прекрасное, что создано нашей душой и сердцем. Пусть горит и не гаснет «Уголёк» и по-прежнему дарит нам тепло встреч с интересными людьми».

В архиве «Черногорского рабочего» бережно хранится сборник «Черногорск литературный» 1990 года с дарственной надписью Сергея Панова. Выпущенный невиданным по нынешним временам тиражом в пять тысяч экземпляров, он представляет любителям словесности произведения местных поэтов и писателей. Литераторы писали о любви и романтике, о труде и войне, о радости и горе. Но особенно запало в душу стихотворение Геннадия Кравченко «Здравствуй, город». Столько в нем свежести и души, любви к Черногорску и гордости за него, что сложно пройти мимо.

Отзвенела служба

                          набатом.

Я иду, улыбаясь всем.

Здравствуй, город!

          Встречай солдата!

Я вернулся к тебе совсем.

Улыбаясь, иду по улицам

И тебя узнаю с трудом.

Новый квартал стоит,

                         красуется.

Ровным рядом

                   за домом дом.

Где гоняли футбол

                       мальчишки,

Нынче вырос большой

                               район.

Мощных кранов

              стальные вышки

Задают Черногорску тон.

Столько лет я тебя

                           не видел,

Тосковал о тебе не раз.

Но надеюсь, ты не в обиде,

Что приехал я лишь сейчас.

Ведь приказ – закон

                     для солдата.

Где рубеж пограничный лёг,

Я рассветы твои, закаты,

Новостройки твои берёг.

Только ты недоверчив

                               что-то,

Или кажется мне с утра?

Я приехал к тебе

                          работать,

Принимай меня в мастера.

 

Валентина КОРЗУНОВА,

                    фото автора,

«ЧР» № 64 от 21 августа 2018г.

Новости по теме: