Мобильная полиция на улицах и во дворах

Дата публикации: 05.06.2018 - 10:06
Просмотров - 941

В середине апреля этого года черногорский отдел внутренних дел возглавил подполковник полиции Александр Викторович Сагалаков. Каким видит настоящее и будущее Черногорска Александр Сагалаков, что ждёт горожан, какие изменения и нововведения появятся в городе,    об этом - в интервью, которое дал «ЧР» новый начальник полиции.

 

- Александр Викторович, если уж знакомиться, то по полной программе. Расскажите о себе, своей служебной деятельности, семье. Планируете ли жить в нашем городе или здесь вы только временно?

- Я начал работать в органах с 1995 года, после окончания  Сибирского юридического института. Сначала немного поработал следователем, затем направили в уголовный розыск РОВД по Таштыпскому району. Был оперативником, старшим опером, начальником УГРО. Там служил до 2007 года. Затем перевели в РОВД по Ширинскому району, первым заместителем начальника криминальной милиции. В 2011 стал заместителем, а затем и начальником полиции. Так с 2007 по 2014-й  работал в Ширинском РОВД. С 2014 по март 2018-го  был начальником УВД по Аскизскому району.

Жена тоже служит в органах, работает в следственном управлении РХ, дочке почти два года, ходит в черногорский детский сад.

В Черногорске я не временно. Надо сказать, что, напротив, ещё задолго до назначения сюда уже переехал в Черногорск. Так получилось, что когда постоянно мотался по Хакасии из одного края в другой, решили с женой всё же купить свою квартиру. Нам понравился Черногорск, хотя ни я, ни она здесь не работали, и два года назад приобрели тут жильё.

- В общем-то, вся ваша служба связана с криминальной полицией, а какие приоритетные направления в работе для вас? С чем в первую очередь вы будете бороться в Черногорске?

- Если честно, я против выделения одного какого-то направления в ущерб всем прочим. Считаю, что работа должна вестись параллельно по всем видам и типам преступности. Все задачи, исполнение которых лежит на полиции, должны быть приоритетными. Нет служб, которые выше или ниже других, у каждой своя задача, будь это уголовный розыск или отдел по делам несовершеннолетних.

Разве что готов сделать оговорку, если уж так нужно найти именно приоритетное направление, то я бы обозначил его как помощь гражданам, которые приходят к нам в полицию. Неважно, по какой причине – из-за совершенного в отношении них преступления или причинённой обиды. Самое главное, чтобы человек, который обратился к нам, получил то, за чем пришёл, чтобы его права были защищены.

- Вы уже полтора месяца в городе, в курс дела вошли, на ваш взгляд, какое положение в Черногорске с криминалом? Не секрет, что мы нередко слышим о том, что наш город чуть не самый криминальный в России. Но так ли это? Со стороны-то виднее.

- Думаю, что стереотип о «криминальном Черногорске» возник после 90-х годов. Сейчас я не вижу особой проблемы, разгула преступности. Больше того, статистика говорит, что она в Черногорске даже ниже, чем в некоторых районах республики или по сравнению с Абаканом. Преступления не отличаются от преступлений в других районах, а мне есть с чем сравнивать. Как показатель приведу личный пример – моя маленькая дочка спокойно гуляет вечером на улице, и я не боюсь за её жизнь и здоровье.

- Нередко, когда приходит новый начальник,  наступают кадровые перестановки. Вы планируете изменение кадрового состава полиции?

- За то время, что я здесь работаю, увидел – коллектив тут хороший, работоспособный, грамотный, так что причин для перестановок в кадрах не наблюдаю. Зачем, если все служат нормально? Одно дело - настроить людей на определённый курс, ориентировать на помощь гражданам, другое – сломать коллектив ради показной деятельности, не считаю это правильным. Я и когда в Ширинский РОВД пришёл работать, тоже не менял кадровый состав. Но у нас была сформирована мощная команда, которая, считаю, работала хорошо. Как показатель – мы четыре года занимали первые места в республике среди районов.

- Со временем мы видим, как меняются преступления. В последние годы крайне актуальными стали всевозможные мошенничества в интернете, с помощью мобильных телефонов или банковских карт. Как вы планируете бороться с этим, так скажем, криминальным пожаром? Быть может, есть какие-то новые идеи, ещё не опробованные в нашем городе?

- К сожалению, эта проблема актуальна для всей России, и во всех регионах низкая раскрываемость таких преступлений. Единственный выход, который я вижу, – это масштабное информирование граждан о видах и способах мошенничеств, чтобы люди знали об опасностях и не попадали в сети мошенников. Сейчас и МВД России, и МВД Хакасии разрабатывают методику повышения раскрываемости такого вида преступлений, но пока самый действенный рецепт – профилактика.

Например, в последние две недели у нас самые распространённые случаи мошенничества связаны со взломом страниц в социальной сети «Одноклассники». Пишут от имени знакомых, просят передать данные карты, хотя и Сбербанк, и мы постоянно предупреждаем – никогда не давайте данные банковских карт сторонним лицам. Даже если обращаются близкие друзья или родные. Лучше перезвоните им, лично поговорите и убедитесь, что это на самом деле знакомые вам люди, а не мошенники, взломавшие аккаунт.

Однако по факту очень часто люди верят написанному, передают номер карты, трёхзначный код, после чего у них пропадают деньги со счёта, они идут к нам, а мы мало чем можем помочь. Повторюсь, такие преступления крайне тяжело раскрывать. Регистрация телефонных номеров, как правило, происходит на западе – Москва, Московская область, да ещё и сим-карты покупают без предоставления паспортных данных.

- Ещё одна тяжёлая проблема и для России в целом, и для Черногорска – детская, подростковая преступность. Быть может, есть какие-то новые методики по предотвращению роста этого вида преступлений, которые были вами опробованы в районах?

- Особых методик нет, но, конечно, на эту проблему мы обращаем особое внимание.

Сейчас запланировали проведение профилактической операции «Лето». В первую очередь мы возьмём на учёт каждого подростка, который привлекался к уголовной или административной ответственности. Выясним его планы на лето, постараемся помочь с временным трудоустройством. Работа с центром занятости, представителями бизнеса города уже нами ведётся, чтобы они постарались предоставить рабочие места молодёжи. Ведь зачастую подростки совершают преступления из-за того, что не могут легально заработать себе на карманные расходы. Я поставил задачу сотрудникам - охватить всех 130 несовершеннолетних, поставленных на учёт в ОДН.  

В целом же хочу отметить, что у нас идёт некоторое снижение подростковой преступности, по сравнению с предыдущим годом.

- Зачастую хорошим средством профилактики преступности является элементарное присутствие на улицах города полицейских. Видя человека в форме, не многие решатся продолжать свою противоправную деятельность. С другой стороны, ни для кого не секрет, что численность полиции изрядно сократили в последние десять лет реформы. Всё же, есть в планах какие-то мероприятия, которые бы охватили улицы?

- Да, штатная численность полиции сократилась значительно, плюс у нас регулярно сотрудники отправляются в служебные командировки на Северный Кавказ, сейчас ещё 15 человек убыли в Калининград, однако мы постараемся обеспечить присутствие полицейских на улицах. Есть идея создать передвижной пункт полиции, в работе которого будут задействованы представители почти всех подразделений.

- Насколько я знаю, прежде ничего подобного в Черногорске не было. Чем конкретно будет заниматься этот мобильный пункт?

- Эту идею мы с коллегами опробовали в Ширинском  и Аскизском районах, и она себя очень хорошо показала. Эффективность была высокой. Машина у нас выезжала в деревни, и на протяжении дня там работали. разговаривали с населением, принимали жалобы, выясняли, кто там дебоширит, тут же проводили разъяснительную работу. По окончании проводили сходы граждан, разбирали накопившиеся проблемы.

- А каким образом работает мобильный пункт? Алгоритм интересен.

- Суть в следующем, в определённый день в одном из микрорайонов города с утра и до вечера будет стоять машина полиции, в которой находятся представители уголовного розыска, отдела по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный и так далее. Каждый гражданин может прийти в пункт и получить необходимую консультацию, подать заявление, сообщить о правонарушении.

Но это не значит, что все сотрудники будут просто сидеть в автомобиле и ждать граждан. Каждый займётся делом по своему профилю – проведёт разъяснительную работу, проверит стоящих на административном учёте, проведёт профилактику мошенничеств и прочее.

В результате нашего опыта в районах, жители неоднократно выражали благодарность. Они увидели полицию, её работу, ведь в отдалённых деревнях сотрудники не бывали годами, если не совершалось преступлений. Однако профилактика, разъяснение, борьба с мелкими правонарушениями тоже необходимы для того, чтобы граждане видели, что их охраняют от преступников, их права защищают. Благодаря мобильным пунктам граждане оценили и почувствовали нашу работу. 

Надо сказать, что тяжкие и особо тяжкие преступления всегда стоят на контроле у руководства. А я ввёл в практику, что ставил на контроль, например, мелкую кражу у бабушки. Не все понимали, зачем. Но ведь для этой старушки очень много значит, когда похищенное мы находили и возвращали. Только так, уверен, можно научить доверять полиции, когда люди увидят, что для нас не бывает маленьких дел, все важны.

Ещё приведу один пример. Был у меня случай в Аскизском районе. Поступила жалоба на нарушение закона небольшой тяжести. В общем, мер, согласно закону, никаких особо не примешь. Таких сообщений было несколько. Это насторожило меня. В общем, поехал в этот населённый пункт, там 12 тысяч населения, собрал все заявления и стал обходить людей по домам. Беседовать, выяснять подробности. И узнал, что уже долгое время группа местных молодых мужчин запугивала народ до такой степени, что они просто боялись что-то сказать. Жгли их дома, уничтожали имущество, избивали людей – а народ молчал.

В общем, провёл сход граждан, люди сначала не верили, не хотели говорить. В конце концов, мы арестовали эту группу, и только после того стали поступать заявления от граждан по поводу преступлений. В итоге мы возбудили порядка 15 уголовных дел, и за вымогательство, и за то, что квартиры отбирали, в общем, чего там только не было.

А казалось бы, что нам было волноваться – первые заявления-то касались «мелочей», то того, что один оскорбил другого, то обматерил.

- Но ещё такой мобильный пункт полиции к работе не приступил?

- Пока нет, но буквально на днях он начнёт действовать. О времени и месте дислокации мы сообщим дополнительно.

- Насколько вы в своей работе ориентированы на то, чтобы привлекать к сотрудничеству и содействию граждан? Не все разделяют мнение, что, скажем, добровольные народные дружины – это полезно для поддержания порядка в городе.

- Я считаю, что залогом низкой криминогенной обстановки как раз является тесное сотрудничество между полицией и жителями. Ведь все заинтересованы в том, чтобы преступности не было, жизнь была спокойной и безопасной, а добиться этого можно только совместными усилиями.

Вовремя сообщить в полицию о нарушении, о домашнем дебошире, о нелегальной продаже спирта или торговле наркотиками – значит, предупредить преступление, не допустить развития. И, конечно, мы ориентированы на работу с гражданами. Не буду сейчас говорить, в какой форме мы станем реализовывать эту идею, но наработки есть разные. Не пойдёт один проект, начнём другой. Всё же есть специфика в каждом районе. Скажем, то, что работало в Ширинском районе, не пошло в Аскизском. Словом, нужно проверять практикой.

- Но нередко люди боятся звонить в полицию из-за того, что затем их начнут вызывать в органы, их фамилии и адреса станут известны преступникам или правонарушителям, о которых они сообщили в полицию. Вы можете как-то гарантировать анонимность помощникам органов правопорядка?

- Убеждён, что, конечно, конфиденциальность необходима. И если человек помогает нам, он вправе рассчитывать на то, что информация о его помощи не дойдёт до нарушителя закона.

- Не могу не спросить, полиция занимается поиском хулигана или хулиганов, которые разрисовали стены почти всех домов и зданий в городе адресами инстаграма? Ведь с февраля уже длится это безобразие. И надписей становится всё больше.

- Раскрывать информацию не буду, только скажу – да, мы работаем в этом направлении. Как только станет возможным, мы, конечно, проинформируем жителей города о результатах.

Беседовала Валентина КОРЗУНОВА,

фото автора

«ЧР» № 42 от 5 июня 2018г.

 

Новости по теме: