Загнать  болезнь  в  угол

Дата публикации: 01.03.2018 - 15:41
Автор:
Просмотров - 1022

Помогут профилактика, ранняя диагностика

и современные методы лечения

Сегодня гость нашей редакции -

Олег БОРИСОВ, главный онколог Хакасии. 

- Олег Владимирович, современная наука шагает вперед семимильными шагами, но онкологические заболевания до сих пор победить не можем, более того – пока побеждают они. И для любого человека, наверное, нет страшнее диагноза, чем услышать в кабинете врача эти три слова: «У вас рак».

- Рост уровня онкологических заболеваний - проблема не только российская, но и в целом мировая тенденция, что подтверждается статистикой. Заболевание идет по нарастающей. Если в 2015-м году в Хакасии выявлено 1900  больных, то в 2017-м – больше 2200. То есть индекс постоянного прироста остается в пределах 1,7 – 1,9. И он будет сохраняться.

Если в других областях медицины есть улучшения (например, уменьшение младенческой смертности и от сердечно-сосудистых заболеваний, хотя проблема и там стоит остро), то с онкозаболеваниями все иначе. Повторюсь еще раз – и в России, и в мире.

- Но почему?

- Над этим ломают головы целые исследовательские институты. Давайте тоже порассуждаем. Многие винят как основной экологический фактор, но на мой взгляд, он не является главным. 20-30 лет назад экологическая ситуация тоже не была идеальной, а больных было меньше. Вспомните, сколько фабрик и заводов работало в Хакасии! Тот же алюминиевый завод никуда не делся. Тем более сейчас многие предприятия устанавливают фильтры с высокой степенью очистки, проводят постоянный мониторинг окружающей среды.

Но если не экология, то что? А я скажу вам – изменился характер питания. Если брать Россию, ушли ГОСТы, то есть четкие государственные стандарты качества. Бизнесмены прежде всего нацелены на прибыль, чтобы вложить мало, а получить много. Поэтому на смену натуральному сырью приходит искусственное, и на наш стол с младенчества попадают пастеризованная, полухимическая еда со сплошными консервантами, красителями, ароматизаторами и загустителями. Даже наши бабушки, которые испокон веков на рынке продавали огурчики и помидорчики с собственных огородов, теперь запросто выдают китайскую нитратную продукцию за собственную. В продуктах повально присутствуют генномодифицированные составляющие, воздействие которых на организм человека практически не изучено. И даже если на этикетке указано «Без ГМО», это не факт. Кто проверит каждую баночку йогурта?

Еще один фактор заболеваемости – генетеческая предрасположенность.

- Можно ли рак профилактировать?

- Обязательно! Давно доказано, что в организме каждого человека есть опухолевые клетки, их порядка 20%. Но они спят, пока все в порядке с иммунитетом. Но стоит произойти серьезному сбою по различным причинам, как эти клетки идут в атаку.

С болезнью можно и нужно бороться доступными методами. И загнать ее в угол можно, выступая по всем фронтам: повысить онконастороженность населения и как следствие – самообследования сделать регулярными,  пропагандировать здоровый образ жизни, правильное питание, режим дня. Со стороны медицины – развивать уровень первичной диагностики для выявления болезни на ранних стадиях, усилить профилактическую работу. К диспансеризации и профосмотрам не нужно подходить формально ни врачам, ни пациентам. Ведь согласно статистике, выявленный на первой стадии рак, например, вылечивается в 92% случаев, на второй — в 76%, на третьей — в 56%. А вот четвёртая стадия оставляет шансы на жизнь всего 12% больных.

И вот что касается выявления раковых больных на ранних стадиях, в этом произошли важные изменения. Минздравом России разработана  Национальная онкологическая программа, которая будет действовать до 2030 года. Благодаря этому планируют повысить качество медицинской помощи и улучшить диагностику рака. Важный момент – в середине прошлого года был издан приказ, изменяющий порядок и сроки оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология».

В документе сделан упор на развитие первичной диагностики, ведь начало заболевания зачастую протекает бессимптомно, а при подозрении на онкологию пациента направляют на ненужные консультации, ему приходится ждать приема по записи. Сроки постановки диагноза и начала лечения затягиваются, и драгоценное время бывает упущено. Теперь, согласно новому порядку, при подозрении на онкологическое заболевание у пациента или при его выявлении консультация в первичном онкологическом отделении или кабинете должна быть проведена не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента выдачи направления на консультацию.

Диагноз нужно поставить за 15 рабочих дней, а лечение должны начать не позже, чем через 10-15 рабочих дней после уточнения диагноза.

Кроме этого, в день обращения пациенту должны быть выданы направления на все необходимые диагностические исследования.

- Давайте проговорим алгоритм действий для понимания. Допустим, человек проходил УЗИ и врач-узиолог сообщил ему, что есть подозрение на что-то нехорошее. Дальнейшие действия?

- Если есть подозрение на злокачественное образование, пациент  в срочном порядке идет на прием к врачу-онкологу по месту жительства. Если такого специалиста нет, то к терапевту. Врач назначает нужные анализы, исследования и консультации у специалистов в зависимости от того, что заподозрено, и выдает направление с пометкой «Cito!», то есть «Срочно!». (Такое начальное обследование нужно для приема в специализированном стационаре, в данном случае у нас в Абакане). В тот же день пациент идет в рентгенкабинет, лабораторию и т.д. Но если нужна подготовка к процедуре он может прийти через день или через два. Направление с пометкой «Cito!» действует 5 дней. Через 5 дней в отдел мониторинга онкодиспансера в Абакане должны сообщить, какие исследования сделаны и чего не хватает (допустим МРТ или КТ). Тогда мы по договорам отправляем пациента в то учреждение, где есть необходимое оборудование. И через десять дней он должен попасть на консультацию к онкологу в онкодиспансер.

- То, что процедура первичного приема будет ускорена, хорошо. А как в республике обстоят дела с высокотехнологичными методами лечения? Еще пару лет назад слышала, что у нас должно начаться строительство нового радиологического корпуса. Сегодня этот вид лечения жители Хакасии могут получить только в других городах, ближайший – Красноярск.

- В этом вопросе есть положительные сдвиги. Под строительство корпуса уже выделен земельный участок, и готова проектно-сметная документация. На нее ушло порядка десяти миллионов рублей, средства выделил республиканский бюджет. Сейчас проект проходит госэкспертизу. Выше я уже сказал о том, что в России принята Национальная программа по онкологии, и работать она начнет в следующем году. Программа разбита на два этапа, первый предусматривает большие вложения в отрасль – оснащение материально-технической базы всем необходимым и современным оборудованием, строительство недостающих объектов, проведение капремонтов уже имеющихся и так далее. Так что радиологический корпус в Абакане однозначно попадает под эту программу в рамках софинансирования: на строительство корпуса средства выделят федеральный центр и республика, а вот оснащение пойдет только по федеральной программе. И если само здание обойдется порядка 600 миллионов рублей, то на оборудование нужно будет потратить миллиард двести миллионов.

Когда корпус будет построен, пациенты смогут лечиться в более комфортных условиях. Ведь сегодня в рамках недостающих методов лечения мы отправляем их в центры в других городах. Но нужно понимать, что наши больные – особая категория, они тяжело переносят процедуры. А значит, с ними должны ехать сопровождающие, решать вопросы с финансами, проживанием. Поэтому  премьер-министр Дмитрий Медведев в прошлом году во время утверждения программы развития здравоохранения России до 2025 года сказал, что необходима организация всех доступных методов лечения в субъектах на уровне федеральных центров. Речь идет не о развитии науки на периферии, а о том, чтобы дать возможность больным с окраин получать соответствующие медуслуги у себя дома. Это для больного комфортно, и на это нацелена государственная программа по онкологии, начало действия которой мы с нетерпением ждем.

Беседовала Марина ИЛЬИНА/ «ЧР» №15 от 27 февраля 2017 г.

Новости по теме: