Аллея: почему сорвали стоп-кран? Что предстоит сделать, чтобы не повторять ошибки

Дата публикации: 17.10.2017 - 14:52
Просмотров - 860

«Ежедневно из окон многоэтажки с надеждой выглядываем на раскуроченную аллею на Юбилейной. Тишь да гладь. В дождливые дни прохожие, поругиваясь, пытаются как-то преодолеть этот грязевой барьер, образовавшийся в центре города.  Прочитали у вас в «ЧР», «Как «Атлант» запнулся об аллею». Статья была 21 сентября, теперь уже середина октября. Неужели не успеют закончить здесь работы, почему не наблюдается оживления на объекте? Не оставляйте эту тему, просим, прямо «вцепитесь», надо заставить довести дело до ума, благоустроить многострадальный уголок города.

Анна Вендерова, предприниматель».

(Из редакционной почты)

                   Исполнителей днём с огнём… нашли

Похолодало, ночью землю пробуют «на зуб» заморозки. А объекты, которые должны были порадовать горожан своей небывалой красотой и современной эстетикой к Дню города, то есть к концу августа, стоят себе, как выразилась наша читательница, раскуроченными, будто и не к зиме дело, а примерно май-июнь на календаре и впереди времени на земляные работы – вагон.

«Ну что ж такое, почему наскоро, торопясь, а значит, забывая о качестве, будут делать аллею на Юбилейной, а ещё и дворы, многие из которых до сих пор ждут технику? - спрашивает активист ТОС «Майский» Алексей Кравченко. - Такая была хорошая идея, почему на деле всё получается опять через пень-колоду?»

Возмущение читателей, которые откликнулись на статью о накосячившем ООО «Атлант», подрядчике объекта, полностью разделяем, ведь речь не о рядовом заштатном ремонте, а о реконструкции одного из любимых многими уголков города, да ещё в рамках приоритетного государственного проекта «Формирование комфортной городской среды».

При этом начало было очень даже славным – с общественным обсуждением, с выездом на места, с рассказами о том, что будет, с плакатами, на которых красовались будущие аллея, обновлённая, осовремененная площадь перед автовокзалом и преображённые, до неузнаваемости, обычные городские дворы.

Что до многострадальной аллеи, напомним: состоялись торги, контракт на сумму около семи миллионов рублей заполучило ООО «Атлант». Молодой руководитель, бывший депутат горсовета Р.Степаненко «растолкал» на конкурсе именитые строительные фирмы простым, как дважды два, способом – уронил сумму контракта примерно на 20 процентов и вышел победителем. И даже к работам приступил – старое покрытие и грунт в аллее снял, бордюры выставил… И всё. В администрации предполагают, что на этом средства предпринимателя, который ещё и второй объект госпрограммы – площадь перед автовокзалом – по тому же сценарию принялся обустраивать, закончились, вместе с тем начались проблемы (по условиям контракта, деньги строители получат после завершения работ на объектах).

Архитектор города А.Норка, совместно со специалистами городского отдела капитального строительства, с ног сбился в поисках субподрядчика для победителей конкурса. Ведь они до такой степени обрушили стоимость работ, что ни одна фирма никак не соглашалась взяться за дело, выступить в роли субподрядчика, мол, работать на таких условиях – себе в убыток!

Впрочем, с огромным трудом, но в октябре представителям администрации удалось-таки способствовать заключению договора между «Атлантом» и строителями, которые на днях обещали «взяться за гуж» - подтянуть технику и рабочих в многострадальную, ставшую из красотки дурнушкой, аллею.

Почему, спросите, «водятся» с «Атлантом», до сих пор не отстранили его от дел? А потому что в таком случае надо затевать конкурсную круговерть. А там – сроки, на срочность ничего не спишешь, процедура должна быть выдержана «от и до».

- Успеют ли нынче доделать аллею? – донимаем архитектора Андрея Норку.

- Думать нечего, надо заканчивать объект, штрафные условия таковы, что другого выхода просто нет. Иначе на будущее не видать нам федеральных денег на благоустройство,- растолковывает он.

А ещё нужно доделать площадь перед автовокзалом и обустроить несколько дворовых территорий. И это в октябрьские дни, когда в любой момент может упасть снег!

Почему же в нашем городе и в нескольких других населённых пунктах республики (речь об отдалённых сёлах) случилось «экстренное торможение» хорошей, обеспеченной финансами программы?

По мнению архитектора Черногорска, «это пилотный проект, начинать его пришлось не с начала года, а с апреля. При этом много времени потребовала подготовка – по заданным условиям, непременно должны были пройти народное обсуждение, голосование, создание и утверждение дизайн-проектов. И на каждом этапе был свой регламент. Поэтому подрядчика, по конкурсу, определили лишь к концу июня».

Не сабля

и не плётка, но…

На днях в региональном отделении ОНФ Хакасии обсуждали, как у нас в Черногорске и в других городах и весях республики получается продвигаться к комфортной городской среде. Разговор вышел предметным и резким, поскольку за круглым столом ответственные лица собрались лишь после того, как изрядно поколесили по конкретным адресам Хакасии.

Представителям регионального Минстроя и Фонда капремонта многоквартирных домов, активистам регионального отделения ОНФ было важно мнение члена Центрального штаба Народного фронта, координатора Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светланы Калининой. Ещё бы! Она объехала 57 регионов страны, Хакасия стала 58-м. При этом повсюду обсуждались, главным образом, проблемы, возникшие в ходе работ по проекту «Формирование комфортной городской среды».

Итак, подчеркнув, что её роль – «не сабля и не плётка, которые секут», Светлана Викторовна заметила:

- У нас с вами общая цель, чтобы в регионах началась нормальная комфортная качественная жизнь. Мне всегда говорят –  не хватает денег! Знаете, сколько я объехала территорий? Поверьте, не всё и не всегда зависит лишь от того, сколько средств в бюджете. Большое дело, когда на местах принимают правильные административные решения, когда вносят толковые, продиктованные жизнью изменения  в законодательные решения на уровне субъектов, муниципалитетов.

Часто ссылаются: «А федеральный закон нам этого не говорил», что я сегодня в очередной раз и услышала. Но каждый регион индивидуален, со своими особенностями, устоями, жизненным укладом. Поэтому нельзя федеральное законодательство на каждый субъект «одевать» одинаково. И если что-то не так, об этом надо говорить, это менять, всё решается! К примеру, недавно комитет по ЖКХ рассматривал в Госдуме поправку в жилищный кодекс. Но можно ли принять поправку одну на всех? Я подняла этот вопрос, и мне ответили, что каждый раз за три месяца до обсуждения того или иного проекта закона, тексты отправляют в региональные органы власти. Только вот обратная связь очень слабая: предложения, возражения присылают единицы! А если регионы не реагируют, значит, там всё хорошо, нововведения устраивают!

Хочется отметить, что каждый субъект должен принять на себя обязательство анализировать то, что сегодня пытаются внести в законодательство. Потому что, когда уже «понаприняли», изменить что-то очень сложно.

Виноват 44-й?

- В рамках проекта по благоустройству работа началась везде. Мне говорят – плохой 44-й закон о закупках. А я отвечаю – его надо уметь грамотно  использовать, - настаивает Светлана Калинина. - К примеру, если бы в Черногорске правильно был составлен договор по данному закону, многих проблем можно было избежать. Нужно было для подрядных организаций составить перечень работ с указанием сроков. Тогда было бы проще разорвать контракт «на полпути», если кто-то тормозит, и своевременно организовать новые торги, дабы избежать срыва программ.

Кроме того, сегодня настойчиво говорим о том, что если сорвём сроки, потеряем деньги. Я против, чтобы муниципалитеты были ответственны за это! Федеральный президентский проект призван сделать страну более комфортной, красивой. Почему из-за одного главы муниципального образования, который не выполнил условия, должны страдать люди Хакасии? За эту программу, как и за капремонт, на мой взгляд, должно отвечать министерство. А наверху необходимо обратить внимание на обучение специалистов из городов и сёл, чтобы они не говорили постоянно «Впервые это слышу!» К слову, с ноября начнут действовать такие курсы в рамках проектов ЖКХ и строительства. В программе, в частности, – лекция, как правильно использовать 44-й ФЗ.

Как же их убедить?

Кроме того, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды предложила обсудить вопрос о взаимодействии, в рамках проекта, с обычными людьми:

- В одном из больших абаканских дворов установлены… четыре одинаковых игровых комплекса для детворы. Причём, уж простите, без намека на архитектурный вкус. Говорят, жители приняли такое решение. Но ведь очевидно, что это непродуманный, непрофессиональный подход. В данном случае, внимательно выслушав жильцов, стоило их убедить, что детской площадки достаточно одной, плюс можно было смонтировать на выделенные деньги игровую зону для ребят постарше, спортивную коробку и, к примеру, уличные снаряды (турники и т.д.) для молодёжи. Вот на это всё денег было бы не жалко.

Так всегда ли надо слепо следовать пожеланиям жителей? Полагаю, жильцов надо внимательно слушать, а цель специалистов – направлять их в нужное русло. Если б в злополучный двор принесли полный дизайн-проект территории и люди увидели бы предложения для разных групп, от малышей до взрослых, наверняка согласились бы, что именно такой вариант лучше. Хочется, чтобы наша жизнь была чище, красивей, а мы пока делаем «просто так!» –  убедилась сегодня.

По окончании совещания, член регионального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Качество жизни» А.Минин для нашей газеты пояснил, что всё сказанное в Хакасии примут к сведению, Минстрой РХ доработает документы, чтобы исключить ситуации, подобные нынешней, чтобы можно было гибче работать с подрядными организациями и контролировать их действия пошагово.

Эх, петрушка, огород…

Что ж, как говорят пожилые люди, Господь вам навстречу! Но позвольте ещё пару ремарок. Первая – о подрядчиках и субподрядчиках. Довольно наезженная и, заметим, законная схема позволяет подрядной организации, которая выигрывает конкурсы, нанимать субподрядчиков – этаких тягловых лошадок, которые, собственно, работу и делают. Да только вот получается – конкурс выигрывают одни, обещая по строгим договорам то и то, в том числе определённый уровень организации труда, качество работы, а трудятся другие, подчас без «корочек», без должной квалификации. У нас же как? Молоток парняга в руках держать умеет – уже отделочник!

Когда в городе в начале 2000-х только начиналась программа капремонта, «субподрядчиков» не знали где искать на свалившиеся нежданно-негаданно большие объёмы работ, и на строительных лесах появились парни с голыми торсами, в сланцах. Хорошо – беда обошла стороной. В случае с программой «Комфортная среда» - практически та же петрушка. Почему выигравшая конкурс фирма не в состоянии работать самостоятельно, и на столь значимые объекты, за федеральные деньги, привлекает, по сути, котов в мешке? Да и тех из-за цены едва находят… Почему на торги порой запросто может прийти человек, имеющий ручку, портфель, да зарегистрированную на всякий случай фирму, и выиграть их у реальной строительной организации? Потом – это для владельцев ручек и портфелей уже суп с котом, то есть работа как-нибудь, с кем-нибудь, лишь бы деньги, по сути, за посредничество упали на счёт. Удел властей в этой ситуации - кувыркаться, будто в цирке, особо ничего не имея право сделать, лишь наблюдая, как на значимых объектах то одна, то другая неведомая фирма «сдуваются», причём, как обычно, в самое неподходящее время. А раз так – снова конкурс, и по кругу!

Вторая – о совести. Просто-напросто. Если ты знаешь, что не можешь, зачем берёшься? Или если сомневаешься и понимаешь, что можешь подвести? Вы в школе не учились, книжки не читали, не писали сочинения о порядочности? А?

Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора,

 

Мнение с предложениями

Чтобы правильно и гладко

Виктор Лебедев, куратор программы «Городская среда» от партии «Единая Россия», депутат Верховного Совета:

- В своё время было принято решение осчастливить средствами программы как можно больше муниципалитетов. В итоге она реализуется в 22-х населённых пунктах Хакасии, и от этого начались проблемы, поскольку во многих населённых пунктах объём работ небольшой, на 3-4 миллиона, а чтобы их выполнить, подрядчик должен был ехать, к примеру, из Абакана, везти асфальт, технику, что оказалось делом крайне невыгодным.

В отдалённых населённых пунктах неоднократно проводились аукционы – подрядчикам такие работы были неинтересны. Буквально «за уши», при поддержке властей, туда заводили исполнителей.

Что до Черногорска – представители администрации на многочисленных заседаниях, которые собирали в ходе реализации проекта, говорили, что всё будет сделано вовремя. Им верили, в итоге имеем что имеем.

Чтобы было лучше, правильно и гладко, предложения, на основе многочисленных споров, обсуждений темы на разных уровнях, такие.

Первое. На следующий год заняться концентрированием ресурсов – уменьшить число муниципалитетов-участников, но дать им больше средств, чтобы обеспечить серьёзный объём работ.

Второе. Очень важно информационное сопровождение – негатив идёт от того, что люди не совсем понимают, в чём они участвуют, за что платят. Чтобы это решить, нужен единый стандарт проведения общественных обсуждений. На мой взгляд, одним из этапов общественных обсуждений должно быть их проведение на месте, где предполагается реконструкция, – чтобы привлечь максимальное число жителей.

Третье. Оплата выполненных работ по их видам. На деле подрядчикам говорили: «Деньги есть, работайте, по итогам получите расчёт». Но с учётом кредиторской задолженности бюджета перед бизнесом, общей проблемы с долгами, предпринимательское сообщество к таким предложениям относится настороженно. Решение проблемы – поэтапные расчеты.

Четвёртое. Разделение видов работ. Есть организации, специализирующиеся на установке малых архитектурных форм, есть общестроительные фирмы, для них надо проводить разные виды аукционов.

Пятое. Нужно совместно рассматривать программу по улучшению городской среды с программами «Доступная среда», «Развитие физкультуры и спорта» и т.д., обязательно прописывать в техзаданиях наличие пандусов, поручней, спортивных сооружений.

И ещё. Привлекать к делу студенческие отряды, студентов, которые готовы разрабатывать, к примеру, оригинальные проекты современных дворов.

 

Я думаю так

А как достучаться до людей?

Наталья Касьянова, председатель ТОС «Шахтёрский»:

- Жители очень равнодушны, в собраниях участвуют неохотно, это факт. Нужно «будить». В частности, через управляющие компании, потому что, когда жильцам в доме, на площадке, во дворе хорошо, когда чисто, красиво, повсюду горят огни, им же легче будет работать! И конечно, мы, представители территориального общественного самоуправления, готовы разъяснять на местах, на улицах, людям, что к чему. Есть примеры в соседнем Абакане, когда сообщества многоэтажных домов решают доплачивать из собственных кошельков за что-то полезное, скажем, детям. Получается, денег надо сдавать понемногу, а окружающая среда реально становится комфортнее.

«ЧР» № 81 от 17 октября 2017 г.

 

Новости по теме: