Вирус деда

Дата публикации: 12.09.2017 - 09:17
Просмотров - 855

Порой фамилия бывает очень даже говорящей. Пожалуй, Исполиновы  должны быть ого какой семьищей!

Присматриваюсь к супругам на уличном празднике пиратов. Знаю, что новые поделки, украшающие и удивляющие жильцов Оросительной (пузатая пушка, огромный корабль, на котором кто только летом не сфотографировался) – дело рук главы семейства Владимира. А вот и он – наблюдает за происходящим… в сторонке, устроившись с другом в багажнике авто. Его супруга Лариса, организовавшая с соседками и руководством ТОС «Шахтёрский» весь этот детский сыр-бор с играми, кладами и даже взрывами «бомбочек» с блёстками, то и дело поправляет очки, щедро замотанные синей изолентой. Понятно, что непонятно ничего, поэтому прошусь в гости.

Петрович

Лариса вскипятила чай в беседке: «Здесь и после бани отдыхаем, и дни рождения празднуем!»

Уютно очень и старинно, из-за тканых половичков и выставки разномастных самоваров. Лариса перехватывает взгляд:

- Один наш – это свадебный подарок, ему уже 40 лет. Другой – моей мамы, два – мамы Володиной. А вот этот, очень старый, даже подкрашивали. Гармошка? Очень почтенного возраста, после переезда соседки забрали.

- А супруг к нам присоединится?

- Наверное, нет, не любит он такое. Не мастак разговаривать.

На нет и суда нет, тем более, хозяйка предложила попробовать… сосновый мёд.

Тут ворота распахнулись, впуская дочь Исполиновых Оксану с малышкой (ей чуть больше года) Вероникой. Откуда ни возьмись – дед Володя:

- Ты моя калямаля, приехала!

  И ну кружить девчонку.

Это была единственная фраза от мужчины за вечер.

Оксана: - А, медок! Я поначалу думала – ну какая глупость! А вскоре выяснилось, что очень популярное лакомство, многие массово заготавливают. В начале июня в Бидже собираем сосновые почки. Замачиваем на 12 часов, сливаем воду, заливаем другой, кипятим минут 40, почки убираем. Допустим, получилось три литра воды – добавляем три литровые банки сахара, чуть лимонки и кипятим ещё 40 минут.

- Вкусно!

Лариса: - На себе проверен целительный эффект, от кашля незаменимо,  в целом, будто сил прибавляет.

- Есть семейный секрет номер один! Теперь расскажите, как ваша семья начиналась?

Л.: - Жили в одном доме на улице Зелёная, он был старше на 3,5 года, я его решительно не замечала. Паренёк да паренёк. Меня в подъезде караулил, я от него – бегом. Вскоре уехал из города на заработки, письма писал. Присылал тетрадки по 12 листов, все – исписанные мелким почерком. Получаешь конверт, а он пухлый, края изорванные, открываешь очередную тетрадь, а там – чем занимается, стихи, называл меня Петрович, переиначив отчество.

- Что-нибудь сохранилось?

Л.: - Увы, из-за переездов остался один листочек, жаль! Недавно на семейном празднике читали.

Миллион, миллион, миллион… тюльпанов

О.: - Детство вспомнилось. У мамы день рождения в середине мая, очень любит тюльпаны. Так вот пока она была на работе на КСК,  папа взял меня, шестилетнюю, и пятилетнего брата Серёжу на рынок «Саяны». Старый, дощатый, с покрытыми зелёной краской зданиями – как сейчас перед глазами. Мы купили все тюльпаны у всех бабушек, которые там были. Получилось ведро.

Л.: - Выхожу из проходной с подружками по бригаде – а там семейство на блестящем мотоцикле «Планета», с ребятнёй и цветами.

О.: - . Если у нас какой-то праздник, значит, дом будет пахнуть цветами с вечера – закон!

Л.:  - Раньше жили с Володиной мамой – в комнатах всегда стояли не в вазах цветы, а в ведрах, тазах. Был грех – однажды Володя шафраны с городской клумбы принёс. Запах был… Стыдили, правда, за это.

О.: - Как-то с папой накануне дня рождения ездили по всему городу, и в магазине «Подарки», в районе Треста, где отоваривали исключительно новобрачных, папа умолял продавщицу продать духи «Однажды». Они стоили 20 рублей и выглядели сказочно красиво. И ведь уговорил, трофей торжественно повезли домой.

- Вы всю жизнь «оттрубили» на текстильном производстве, теперь вот по дому «отдыхаете». Владимир трудится по сей день?

Л.: - Мы и вместе работали, а в девяностые, когда все мотались в поиске заработков, он не был исключением. Если есть желание – работа  найдется. Так что он всегда при деле. Иногда предложу: «Полежи, пожалуйста!» Если согласится, после сердится: день прошёл зря!

О.: - Много лет папа увлекался резьбой по дереву. Начал с дощечек, потом делал кухонные гарнитуры, гардины, детские колыбельки внукам, игрушки. Знакомые, когда приходили в гости, обычно произносили одно и то же:  «Ой, и нам надо!».

К картохе – мясо с молоком

- Почему решили перебраться из квартиры в дом?

Л.: - Да потому что «от сохи»! Пластались на двух дачах, расположенных в разных садовых обществах. До того устали с работы отправляться  в путь, «во вторую смену», что очень обрадовались предложению мамы «как-то вместе выживать». Сначала в этом доме были лишь две комнатки – спальня и кухня. Постепенно, не быстро, достроили ещё пару комнат. А как оказались на земле, что называется, пошли в разгон. Купили тёлочку. Потом другую, третью, довели «стадо» до пяти голов, плюс держали кур, гусей, уток, индоуток. Смеялись: «Выполняем продовольственную программу!» На самом деле, были спокойны и уверены в дне сегодняшнем и завтрашнем. К картошке с огорода, грибочкам-огурцам-помидорам – мясо с молоком. Это было сытно, плюс доход от продажи излишек.

О.: - Здесь всё хрюкало, шлёпало, мяукало и мычало. Вот клумба цветов, а раньше на этом островке каждую осень метали сено. Привозили и таскали, складывали в копну. Теперь в том загоне курочки, и всё – каждому времени и возрасту свои песни!

Тёща - друг родной

- Уживались в одном доме – несколько поколений?

О.: - Легко! Это было как само собой разумеющееся. Папина мама была парализована в течение трёх лет и жила под присмотром наших родителей. Вскоре заболела и слегла мамина мама. Она после парализации прожила девять лет. Чего греха таить,  такие трудности могут развалить даже очень крепкую семью. Но не нашу!

Л..: - Маму мою Володя очень уважал, тепло относился. Смеялся – мужики судачат, мол, тёща измучила. А у меня тёща хорошая, золото!

О.: – Правда, часто можно было слышать – «любимая тёща».

Л.: – Когда моя мама слегла, начали строиться. Нанимать работников было не на что. Так вот один брус помог поднять сосед, второй – сын. Остальное Володя делал один.

О.: - Все сказочные затеи из детства и не из детства – всегда от папы. Шум, смех в доме, игры – его стихия. Игрушки ребятишкам – папа. Мою доченьку танцевать научил он же, как и меня: руки вверх, крутим ладошки, изображая фонарики, и кружимся! Я брату как-то сказала  - ты мамин, а меня выродил папа! Причём, искренне так думала много лет.

Мы все… из леса

- Поделки, идеи для оформления двора и уличной аллеи  вместе обсуждаете?

Л.: - Мы очень любим лес, он и подсказывает, как и что должно быть. Не любим резину – поделки из шин. Стремимся, чтобы всё было природно, натурально. Нужно только примечать «изюмистые» корни, ветки, включать фантазию. Мы никогда не ездили отдыхать на море, в последнее время обычно – в тайгу, километров за 400 от Кызыла, благо, есть друг-автомобиль. А начинались путешествия с велосипеда. Володя усаживал ребятишек впереди на раму, меня - сзади на багажник, и ехали купаться. Потом купили мотоцикл. Ребят возили в коляске, я контролировала ситуацию за спиной водителя. Ездили на озёра, песни горланили, костры жгли. Много с друзьями путешествовали, потом решили, что хорошо и одним. Наряжались у костров, устраивали танцы. Счастью не было предела, когда купили фотоаппарат – детишек снимать. И домочадцев на фоне клумб, конечно. Хотя, самые популярные – снимки у своего фонтана. Как пошла мода на альпийские горки, водоёмы, и мы загорелись. Выкопали яму, выстелили, как положено, Володя придумал, как сделать фонтан. Теперь ежегодно его совершенствуем.

О.: - Мы с мужем на соседней улице купили дом, было сложно огород поддерживать, решила обустроить сад и привезла на участок тонны две плитняка.

- ???

О.: Собирала в полях, возила понемногу на служебном автобусе. Когда папа с мамой всё это увидели, покрутили у виска и в ужасе вышли со двора, видимо, думая, что их дочь сошла с ума.

Год прошел –  я маме помогала из-за линии возить на тележке мелкие камни, чтобы выложить первую альпийскую горку и «берега» прудика с фонтаном.

Л.: - Оксана с мужем между тем выложили на участке тротуар, поставили юрту в качестве беседки. Фонари, мангал – очень красиво.

Лелея аллею

- Красоту во дворах многие наводят, а вот для улиц силы находят немногие. У вас же аллея напротив дома – сказка, чувствуется, сколько сил вложено. В городе многие улицы частного сектора разделены зелёными полосами. Они вроде общие, и созданы, чтобы радовать глаз. А с другой стороны, ничьи. Поэтому, в большинстве своём зелень постепенно угасает – деревья в жаркие летние месяцы требуют обязательного полива, ухода – без этого никак, поэтому в «зелёнке» обычно много сухостоя.

Л.: - У нас – та же история. Сохранились снимки цветения дички – было необыкновенно красиво. Но лишь началась засуха, старые деревья стали страдать, и мы решили высадить новые – калину, клён, бузину, берёзу, кустарники.

О.: - Время изменилось и люди поменялись. Были субботники, многие выходили, подбеливали деревья, холили, лелеяли территорию. Теперь такая активность – редкость, жаль. Нельзя от простой работы открещиваться, надо детям пример подавать, как не быть белоручками, как земля отзывается на уход.

Л.: - Если честно, как-то мне  знакомая сказала – мол, во дворе каждый красоту сделает, а попробуй в аллейке! Это меня и подтолкнуло «на подвиги». Привезли нам по заказу землю, да вот только она оказалась глинистой. Насадили цветов. Пошёл ливень, и все цветы… поплыли. В течение того злополучного сезона рассаду покупали раз шесть. А потом с Володей на прицепе навозили хорошей земли, чтоб без сюрпризов, росли и хорошели все высаженные культуры и наш с соседками труд не пропадал.

Про шланг

от пылесоса

- А что за история с наковальней и шлангом от пылесоса?

Л.: - Оксанина семья на день рождения отцу подарила кованые фонари. В гордом одиночестве они смотрелись скучно – приобрели подставку «в стиль». Получилось дороговато. Однажды утром просыпаюсь – посреди двора непонятная конструкция, со шлангом от пылесоса. Вскоре выяснилось – это наковальня! Теперь она у нас усовершенствованная и не простаивает.

- Секрет дыма из передвижной печки, что для празднования Масленицы была сделана, откроите? Многие оценили печь по достоинству, тем более когда из картонной трубы повалил…  дым.

- Над печкой трудились долго, постарались украсить – чтоб и половичок, и чугунок. А дымили коровьи «лепёшки», это ж известный дедовский приём – сухой навоз и горит, и дымит долго. У людей, помню, глаза на лоб: как так, бутафорская печка задымила?

А на Новый год делали тройку лошадей – купили мордочки для троих хлопцев, хвосты им приделали, и отправили по улицам, по городу Деда Мороза возить. Хохоту было, пока героя праздника до городской ёлки довезли!

- Аббревиатуру ТОС в городе хорошо знают – территориальное общественное самоуправление. И на это времени не жалко?

Л.: - Нет. Хочется порядка не только в доме, но и на улице, в городе в целом. Кто-то должен этим заниматься! Стараемся, «шевелим» народ, чтоб в цветочном конкурсе участвовали. Помню, четыре года назад оформили аллею не только цветами, но и поделками. Принц в парике, лакированных туфлях, принцесса, каких только поделок не было! Ждём комиссию в напряжении, а в небе – то солнце, то тучи, нас кидает то в жар, то в холод. В итоге после дождичка выглянуло солнце – и комиссия на порог. Всё засверкало, они ходят, улыбаются. Когда уехали, мы, как дети, кричали от восторга, что всем понравились наши идеи. В итоге улица в конкурсе первое место заняла. Потому что сама, с несколькими помощниками, могу и цветы высадить, и злачные места изничтожить – скосить травищу.

- Почему вам надо, другим - нет?

Л.: - Наверное, душа такая. Не люблю чёткость,  ровные грядочки, когда ни пылинки, ни травинки, всё по струнке. Обожаю, как в лесу. Из водоёма у нас растёт трава с колосками, ряска плавает. В этом году – ещё и золотые рыбки, и карп серебристый. К слову, об изоленте на очках! Ну, не хватает времени, денег на себя, как всегда! Зато почти на десять тысяч рублей рыбок для домашних аквариумов нынче купили.

«Я не смогу, как он!»

- Ценят ли дети, внуки то, что делаете?

Л.: - Насчёт Оксаны вы уже всё поняли – наших затеистых кровей человек, сын Сергей тоже работящий, вахтовым методом трудится, раз в городе с заработками худо. Радует, что и внуки «подхватили» вирус деда, к примеру, 21-летний Саша, который прошел конкурс и работает в «Артеке» вожатым, устроил в корпусе аквариумы, мечтает о доме, думает, как его обустроить. Второй внук Данил постоянно рядом с нами – помогает, присматривается, что и как – шустрый, добрый мальчишка.

О.: - Дедушка для моего старшего, Саши, – пример во всём. Однажды говорит:  «Я, наверное, никогда не смогу, как он! С этими мыслями долго ходил, а потом отправился в школу на кружок радиотехники: «Я, как мужчина, должен что-то уметь делать!» Так что всё впитывается, не уходит в песок.

С Исполиновыми – говорить-не переговорить. В прохладный вечер, кстати, сосновый мёд пришелся как нельзя кстати! Прощаясь, для меня, пока Володя не видит, тайно вытащили очередную его поделку: огромного озорного червя с красивыми глазами, обрамлёнными длинными ресницами, с кованым хвостом: тополиный корень из Потрошиловки был слишком хорош, чтобы не привезти его домой!

- Прячьте! – попрощалась я с семьёй. Увидимся и всё рассмотрим, когда будет можно!

Марина КРЕМЛЯКОВА,  фото автора. 

«ЧР» №71 от 12 сентября 2017 г.

Новости по теме: