«Сибер Ил» - 2017: тайны музейных залов

Дата публикации: 08.08.2017 - 11:58
Просмотров - 773

Пожалуй, чуть не с самого старта строительства республиканского культурно-музейного комплекса, часть сограждан стала сетовать, зачем тратить деньги на такую «игрушку», мол, тут есть нечего, и нет бы деньги всем нуждающимся раздать, так власти ишь что удумали – новый культурный центр строить! Словом, хроническая присказка нынешней победы потребительского мещанства – сначала всё для утробы, а там, может быть, и до культуры руки дойдут.

Эти споры-сетования-претензии я вспомнила  на открытии комплекса, которое состоялось 30 июня в рамках VII Международного культурно-туристского форума «Сибер Ил».

Но одновременно с этим в голове крутились строки из книги главного архитектора блокадного Ленинграда Николая Баранова «Силуэты блокады»: «Все мы работали во имя спасения нашего прекрасного города, во имя спасения его красоты, архитектурных и исторических памятников и его жителей. Архитектура города, его дворцы, музеи, парки, воспетые многими поэтами, поднимали дух и стойкость защитников и жителей Ленинграда».

Думается, что тогдашним защитникам шпилей и церковных куполов, музейных коллекций и скульптуры приходилось значительно труднее, чем нынешним жалобщикам, – на самом деле голодные и обессиленные, люди месяцами работали в мороз и ветер, лишь бы успеть укрыть, спасти от врага памятники искусства.

Точно так же не переводили на желудочную тему и восстановление городов, сёл и музеев в голодные послевоенные годы. Сейчас же, когда от голода не умирают, напротив подобные эгоистически-потребительские сентенции стали нормой. Понятно, что смена прежней идеологии на рыночную повлекла и смену ориентиров у граждан страны. И всё же хватает тех, кто и сейчас искренне ценит культуру, занимается наукой и старается привить подрастающему поколению интерес и уважение к истории, наследию предков.

ЮРТА ДЛЯ МАЛЫША

Новый культурно-музейный центр – здание огромное, в одном материале просто не рассказать обо всех выставочных залах, о возможностях, которыми могут воспользоваться гости музея. Но вот мимо чего просто невозможно пройти, так это  детский комплекс лабораторий.

В огромном зале устроено около десятка игровых и творческих зон, где дети, начиная с малышового возраста, могут приобщиться к изучению истории, географии, краеведения.

В археологической лаборатории, например, ребята имеют возможность сами попробовать снять рисунки с точных копий древних наскальных изображений, найденных на территории Хакасии. В этнографической лаборатории познакомиться с культурой и бытом различных наций и народов. Поиграв в увлекательную игру «Гид по Хакасии», гораздо лучше узнать о достопримечательностях республики, да ещё и с точной географической привязкой. Так что в итоге, вполне дети смогут служить проводниками для своих мам и пап. Кстати, именно эта большая карта вызвала особое оживление у китайских гостей форума, они с интересом рассматривали значки и фотографировались на фоне игры.

- Этот детский музейный комплекс – лишь малая часть  того, что удалось реализовать из наших задумок, - рассказывает заведующая детским музейным центром Анастасия Красиловская. - В старом музее, как его сейчас принято называть, в позапрошлом году получилось открыть небольшой музейный центр. И мы увидели, что это востребовано. Детям интересно узнавать новое, и это хорошо!  Но и мы должны идти навстречу  в соответствии со временем, использовать не старые технологии, когда по залам ходили большие экскурсии, гида слышала пара-тройка человек, а остальные скучали, а применять новые формы. Однако в старом музее всё упиралось в нехватку места. Здесь же его много, поэтому идей тоже.

Что важно – детский зал рассчитан не на групповые посещения, а на индивидуальные. Скажем, пришли родители в музей, и могут со спокойной совестью оставить детей в зале, а сами пойти по другим отделам, а могут вместе с детьми в лабораториях позаниматься. В будущем планируется открыть ещё ясельное отделение для малышей от трёх лет. И это будет совершенно уникальный опыт среди музеев России. 

- Наша задача – прививать детям не только интерес к музейной деятельности, но и развивать практические навыки, - продолжает Анастасия Красиловская. - Они будут знать, как пойти в поход, что нужно уметь для этого. А ведь сейчас дети понятия не имеют, как правильно вести себя на природе. После занятий в археологической лаборатории, надеемся, ребята научатся ценить древние наскальные рисунки, и не будут причинять вреда записям.

В специальной детской юрте опытные педагоги станут рассказывать сказки, легенды, мифы и эпос. И что важно, не только хакасские, но и русские, молдавские, украинские, немецкие, словом, литературное наследие разных народов. В лаборатории живой природы юные почемучки смогут сами поработать с микроскопом, научатся классифицировать различные виды животных и растений. Словом, задумок много, часть из них уже реализована, воплощение других проектов в реальность – дело будущего. Но работники музея уверены в том, что у детского зала впереди большие перспективы. 

НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

СНОВА В МОДЕ

Пока точно неизвестно, какое место и где найдут мастера народных промыслов в музее, но какие-то павильоны, где можно будет приобрести сувенирную продукцию, изделия мастериц, конечно, будут. И это тоже интересно и для малышей, и для взрослых. Особенно для туристов, приехавших в республику из других регионов страны.

Что спрос на такие поделки велик среди туристов, можно было убедиться на форуме. Возле стендов центров ремёсел постоянно ходили группы гостей, интересовались предметами, отдельное предпочтение отдавалось местным травяным сборам.

- Мы работаем вместе с дочерью, она занимается керамикой, я - чаями и куклами, - поделилась Наталья Фитина. – Участвовали в ярмарке форума в прошлом году и сделали выводы, что наиболее интересно покупателям. Надо сказать, что спрос на национальные поделки, ремёсла очень большой среди населения. Замечательно, что народное творчество нужно людям. Ведь это развитие духовности, связь с традициями  предков. Лично для меня – возрождение народной культуры, которое мы сейчас наблюдаем, большая радость. Я много лет преподавала декоративно-прикладное искусство в ХГУ, 21 год отдала. И как человек, который столько лет проработал со студентами, могу заверить – молодежь тянется к изучению традиций, народному творчеству. Им это интересно! И какой восторг испытываешь, когда видишь радость ребёнка, который что-то сделал своими руками! Так что потребность есть, главное - дать возможность. А музейный комплекс, надеюсь, учтёт и это направление в своей работе.

Сынару Козакова, представительница центра ремёсел из Республики Алтай, рассказала, что привезённая из Горного Алтая сувенирная продукция расходится на ура среди гостей форума. Покупателей интересуют  изделия из кости и керамика,  поделки из дерева и войлока, а также таёжные бальзамы, чаи, мёд.

- Я впервые в Хакасии, и пока ещё не поняла республику, - с улыбкой поделилась Сынару. - У вас так много степей, для меня непривычно это. Но люди мне тут понравились. Очень доброжелательные, с уважением интересуются предметами наших мастеров.

ПРАЗДНИК

 ДЛЯ ХРАНИТЕЛЕЙ

Как в театре, где зрители видят лишь работу актёров на сцене, но не знают, что происходит за кулисами, так и в музее – у всех на виду экспозиции, экскурсоводы по залам, и мало кто знает о глубокой и серьёзной научной работе, которую проводят в фондах музея ученые. Заглянуть в запасники – святая святых музея, шанс практически нереальный для простого посетителя. Однако в честь открытия культурно-музейного комплекса сотрудники  научно-фондового отдела Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова подарили возможность всем желающим заглянуть в хранилища артефактов.

Одновременно с этим, специалисты музея продолжают переезжать из старого здания в новые помещения.

- Сейчас мы знакомимся с новым оборудованием, распределяем место, теперь у нас множество вариантов появилось для хранения коллекций, - рассказывает маг-хранитель древностей, научный сотрудник музея Эдуард Киргинеков. - Хочется разместить их максимально удобным для работы и безопасным для хранения образом. Здесь у каждого предмета своё место, мобильно, компактно, да, предстоит большая работа по описи и изменению в каталогах и картотеках. Но главное, что теперь у каждого предмета будет своё комфортное размещение.

 В своё время мне довелось побывать в запасниках старого музея, когда из Санкт-Петербургских хранилищ привезли часть артефактов, вырытых в результате археологических экспедиций, проходивших на территории Хакасии. Хорошо помню старые полки в музее - жуткая теснота, тут же хоть вальс танцуй, хоть археологическое танго.

Судите сами, в старом музее хранилище занимало площадь в 460 кв. метров. В новом же комплексе под эти цели выделены помещения общей площадью  почти  2000 кв.м! Помните восторг кота Матроскина из мультфильма про Простоквашино, когда у него появляется вторая корова и он подсчитывает, это ж сколько молока у него теперь будет! Так вот, восторг мультяшного персонажа ничто по сравнению с ликованием научных сотрудников, у которых в распоряжении теперь замечательные залы, оснащенные современным музейным оборудованием.

Ведь не будем забывать, что две главные задачи музейщиков: с одной стороны - создание экспозиций и изучение артефактов, с другой – сохранение их для будущих поколений. Можно сказать, что цели совершенно противоположные, и вопрос баланса, совмещения интересов крайне актуален для музейщиков всех стран.

Есть и ещё одна опасность, которая может подстерегать музей, пожалуй, обозначу её, как «синдром Плюшкина», то есть желание завладеть как можно большим количеством артефактов. Конечно, любой музей хочет пополнять свои фонды, и это правильно. Но, признаться, на торжественном открытии «Сибер Ил» несколько озадачило обращение Главы Хакасии Виктора Зимина  к представителю Президента России в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло:

- Будем просить, Сергей Иванович, вместе с нами возвращать то, что принадлежит именно этой территории. Мы без обиды относимся к тем вещам, которые долгие годы находились в Эрмитаже. Вернуть это на историческую родину, выставить все эти экспонаты у нас –  великая мечта, и надеюсь, она будет воплощаться в жизни. 

Слыша эти слова, вспомнила, как в Государственном историческом музее стояла перед древними плитами из Хакасии – словно, привет получила от друга! А тут ещё подошли трое туристов из Краснодарского края, восхищаясь мощью и грубовато-изысканной простотой камней, тут же решили летом съездить в Сибирь, вживую посмотреть на менгиры. Вот это, я уверена, и есть одно из главных достижений музеев – не просто показ экспонатов, а привлечение интереса к истории  регионов, откуда поступили артефакты. Между прочим, это и реклама туризма для региона, о чём не стоит забывать.

Литературу у нас уже растащили на национальные избушки, так что дагестанцы понятия не имеют, что пишут хакасские писатели, мы не знаем, какие произведения вышли из-под пера или клавиатуры чукотских мастеров, а в целом по России расцвела местечковость. Всё же отнюдь не все авторы выкладывают свои произведения на порталы вроде: проза.ру или стихи.ру. Так что надеюсь, мечта не исполнится, и в своих залах «Эрмитаж» и Исторический музей по-прежнему будут выставлять археологические находки из далёкой Хакасии, подталкивая тем самым западных туристов к желанию совершить поездку в Сибирь, чтобы своими глазами увидеть степи с менгирами и культурно-музейный комплекс с уже имеющимися уникальными экспозициями.

 Валентина СОСНОВСКАЯ, фото автора, «ЧР» № 61 от 8 августа 2017г.

 

Новости по теме: