Плюшевые лайки – это не игрушки!

Дата публикации: 24.01.2017 - 13:23
Просмотров - 878

- Мама, купи, ну купи хаску! Она такая красивенькая, - убеждала дочка приятельницы свою мать. Нежное сердце не выдержало, и вскоре в семье появился очаровательный пушистый комочек, а потом начались и проблемы – то грызёт, то убегает, то не слушается.

К сожалению, в последние годы хаски, лайки, маламуты стали очень модной породой собак, но зачастую, покупая забавного щенка, владельцы не задумываются о том, что собаки эти очень серьёзные, к ним нужен особый подход, длительные прогулки и большая нагрузка. Ведь выведены породы были для больших перегонов по тундре, тайге, в сложных погодных условиях.

Для этих собак преодолеть за день полсотни километров не составляет особого труда. Известный полярный исследователь Георгий Ушаков в книге «Остров метелей», рассказывающей об экспедиции в 1926 году на остров Врангеля, писал: «Нам предстояло пройти 500 километров. Мы надеялись, что уложимся в полтора месяца. Транспорт — две нарты и восемнадцать собак… Нарта мчится со скоростью километров до 20 в час, то влетая в жидкую глину, то громыхая по камням. Из-под злосчастных колес сыплются искры». Всего же в ту полярную ночь они прошли без малого 2 тысячи километров!

В ноябре 1982 года с далёкого Уэлена стартовала трансконтинентальная экспедиция газеты «Советская Россия», осуществившая самый длительный переход в истории арктических путешествий. За восемь с лишним месяцев группа под руководством почетного полярника Сергея Соловьёва, оргкомитет экспедиции возглавил лично великий полярник Иван Дмитриевич Папанин, прошла десять тысяч километров и закончила свой путь в Мурманске!

Теперь представляете, что за жизнь ожидает лайку в квартире с ежедневной прогулкой в полчаса? Не жизнь это выходит, а сплошное издевательство над собакой.

Как-то на Ергаках, во время «Снежного фестиваля» мне довелось познакомиться с бывшим охотником-промысловиком Александром Коняевым, он знает северных собак не понаслышке. Много лет работал с ними в Заполярье, и сейчас держит упряжку лаек. Разговор с ним открыл немало интересных подробностей из жизни прославленных животных.

 

- Александр, я смотрю, гости праздника очень интересуются вашими собаками, а погладить вы их даёте? А то вон  как ребятня тянется…

- Нет, близко к своим собакам я никого не подпускаю. Конечно, они воспитанные, но с чужими держат себя настороженно, как и положено хорошей, рабочей собаке.

- Как получилось, что вы вообще решили заняться лайками, ведь и прокормить их нелегко, всё же полдюжины собак, да и характер, видно, у каждой свой и довольно своенравный?

- Началось всё с охоты. Я профессионально занимался ей лет с 20-ти, то есть 35 лет стажа есть. Собаками увлекся, когда стал летать к друзьям-охотникам на Север, на Колыму, пять лет мы вместе работали на собаках. У каждого была упряжка минимум в три-четыре пса.

Прежде на севере охотник за сезон зарабатывал больше, чем шахтёр за год. Не то что сейчас. в основном охотился на соболя. Парни и на песца ходили. Помимо этого была промысловая рыбалка. Охотились мы в Черском, это посёлок в устье Колымы. Там всё серьезно. Вертолеты леспромхоза забрасывали нас на участок. Десять зимовьев было, и мы завозили капканы, сети, продукты. Уходили дней на десять, делали на собаках по 700 километров, и за подвиг это никто не считал. Просто нормальная работа.

В Черском были колымские ездовые лайки, они крупнее западно-сибирских, и главное отличие – не идут на контакт с людьми. Отработали и разошлись в стороны. Совершенно чужие друг другу. Вот эти лайки, которые сейчас со мной, западно-сибирские. Они более мелкие, чем колымские, но больше привязываются к человеку, им нужны общение, ласка, обратная связь с хозяином, а там два мира, которые не пересекаются. Собака как механизм, ты для нее -  никто. Сложная собака в обращении, но очень красивая, мощная.

Да, не знаю, как колымские лайки, но собаки Александра к людям точно неравнодушны. Пока мы разговаривали, подруга вожака Тайга словно случайно просунула под мою руку узкую морду и наслаждалась лаской. Вожак Мишка, ревниво взглянув на Тайгу, тоже стал совершать манёвры, чтобы как будто невзначай оказаться рядом и получить свою порцию поглаживания. Остальные, менее привилегированные члены стаи, молча страдали от того, что им недоступно такое блаженство, один и вовсе отвернулся, горестно опустив плечи. Собаки могут переживать не меньше людей!

 

- Я как-то читала, что в 80-е годы охотников на севере активно переводили с собачьих упряжек на снегоходы. А вы-то почему предпочитали по старинке охотиться?

- Вот именно, что пытались! Толка-то особого не вышло. Раньше песцовый промысел весь держался на собаках. И вообще промысловая охота была  только с собаками. Я как раз застал, когда появились снегоходы. Тогда решили, что все – машина заменит собаку. А нет! На снегоходе едешь, не грех и помолиться лишний раз. Мороз – 55, ветер, а вдруг мотор заглохнет – и всё, жене останутся завещание и память. Плюс расход топлива большой, с собой запас какой надо брать. Собаки же и согреют, и корм иной раз найдут, и к становищам или зимовкам выведут. А если пурга! Я как-то попал в неё – руки вытянутой не было видно! Но лайки вытащили.

Сколько потонуло охотников, позамерзало на снегоходах – ведь не сосчитать! Собака еще чем хороша – она под лед не проваливается. Сверху снег родник заровняет, провалиться - делать нечего, а собака чует, обойдет опасное место. На снегоходе же только так можно в яму угодить. Даже если соскочил со снегохода, разве легче? Ведь за сто километров от дома пешком не всякий и не всегда дойдет.

Конечно, с собаками тоже свои проблемы. Если ветер в спину дует, ехать нельзя. Снег набивается в подшерсток, и собака перемерзает, прямо в упряжке замертво падает.

Вспоминаю один из подвигов на Колыме – как-то забросили меня на вертолете на точку, и вышло, что я месяц и 10 дней с кобелём в тайге жил, соболевал. – 40 градусов на улице, жил в палатке, где два градуса если было – так хорошо. Потом вернулся домой, жду возле подъезда жену, а она мимо прошла и не узнала! Я и так-то не жирный, а тут за сезон потерял 7 кг, в общем, за штакетину прятаться можно.

- Как раз хотела спросить, а как семья к вашему увлечению относится? К охоте, собакам, упряжкам…

- Ну как… С пониманием. Охотой я заболел ещё в детстве. У меня дядька охотник был. Это страсть, хуже водки! Я 2 сентября женился, а 8-го уже на Колыме был. На север прилетел, друзьям рассказал, те упали со смеху. А отложить-то охоту никак нельзя, время заброски ограничено, не успеешь – всё, пропустил сезон. Жена по-разному реагировала. С одной стороны, заработок очень хороший, с другой, конечно, и меня рядом хотелось видеть. С собаками охотиться - тяжелая физическая работа. С ними идут на соболя, медведя, барсука, белку. Но сейчас невыгодно охотой заниматься, и я перестал. За те деньги, которые дают, мне жалко зверя убивать, пусть лучше живет. Копейки же платят.

- Словом, вы уже на север не летаете, дома всё время. С собаками вместе с семьёй занимаетесь или только сами? Вообще, когда у вас появилась эта упряжка?

- Все началось с одной собаки – отличная была, четко передавала рабочие качества, и эти (Александр показывает на лежащих псов) - всё её потомство. Я раньше жил в Кузбассе, а когда переехал сюда, то со скуки решил собак завести. В Кемеровской области мы с друзьями на байдарках ходили, а тут ничего нет. Собаки же мобилизуют, с ними надо много гулять, заниматься, вот так пробежишь с ними и себя протрясешь. Вместе с ними и в тайгу на шашлыки ходили, собаки своим ходом, мы на лыжах, ребёнок при деле – спортом заодно позанимался, во всех смыслах здорово! Не на диване лежать, жирком обрастать, а на свежем воздухе.

Какое-то время лайки жили со мной в Абакане, но потом я построил дом в Танзыбее, и теперь они здесь. Отсюда, с Ергак, от Тормозаковского моста до Танзыбея по старой трассе за день проезжаем в лёгкую. Правда, собаки не любят глубокого снега и крутых подъемов, но при необходимости могут пройти. Если снег неглубокий или от снегохода колея, за день километров 70 вполне сделаем, а если по руслу реки замерзшей, то и сотню можем.

- Так они у вас какие лайки получаются? Охотничьи или просто так, домашние, для души и охраны дома?

- Собаки у меня рабочие, дрова возят. Они всё делают, начиная с охраны, заканчивая перевозками грузов и охотой. Прокормить их без проблем. У меня были четыре собаки, возили народ, катали, так они все вместе ели меньше, чем овчарка, живущая у тестя. И к корму непривередливые. Дроблёнка с обрезью вареная – за милую душу идёт.

Одно плохо – живут мало. После десяти лет резко начинают стареть. Жалко. А порода отличная! Они просто очень интенсивно живут, сжигают себя. У них количество гемоглобина в крови на четверть выше, чем у других пород.

- Не могу не спросить – к сожалению, нередко бывает так, что собака перестала охранять, старенькая, и её выгоняют на улицу, убивают. У вас же животных много, как вы поступаете с теми, кто уже не может работать?

- Никогда не выгонял, не убивал. Ведь собака – это не вещь какая, это друг, собеседник, надежный партнёр. У меня сейчас на пенсии собака доживает, от неё всё потомство пошло. Мишка – отец и три племянника работают, и три ребёнка, они ещё малы в упряжке ходить, дома сидят. Тайга – та просто для себя, на продажу я щенков не развожу.

В упряжке у нас вожак Мишка, но Тайга – лидер. А строю собак я. На севере  всей упряжкой вожак заправляет, я же предпочитаю, чтоб главным направляющим все же человек был. Вожак хорошо держит ритм, не дает упряжке сбиться с хода. Отлично выполняет команды лево и право, не дает сбиться с темпа, в результате собаки не выдыхаются, не сбивают дыхание.

- Что бы вы посоветовали людям, которые хотят завести себе лайку?

- Чтобы собаки были рабочими, нужно с ними постоянно заниматься, гонять, соблюдать режим. Но надо сказать, чтобы хорошо держать собак, сам должен быть приличным спортсменом, хорошо владеть коньковым ходом на лыжах. В упряжку собаку пускают не раньше года, чтобы крестец не свернула, до этого растет ещё. А коньковым ходом я фактически только обучаю щенка правильно себя вести – не дергать, не рыскать в сторону, выполнять команды. Нагрузку-то собаке я не даю.

Ведь собака, она как маленький ребенок. Нужна разумная строгость. Лайка может и прикинуться, обмануть, мол, болеет. Если поверишь в уловки, пойдешь на поводу – всё, собака и дальше будет врать. Они же хитрые!

 

Как-то с сыном гуляли, бац, у него кобель захромал. Говорю, дай-ка я сейчас покомандую, кобель как увидел, сразу вся хромота прошла! Когда ты знаешь, что можно спросить с собаки, и приучаешь к этому, она понимает, что всё серьезно. Я-то знаю, на что собака способна, и они работают у меня в полную силу.

Но, повторю, нужно очень много времени им отдавать. Каждый день часами гуляем: зимой на лыжах, летом - на велосипеде. Если много не гонять, то подушечки на лапах слабеют и потом легко сбиваются. Так что нужно постоянно держать в тонусе.

Сын и жена, когда уходят в отпуск, всё время тоже проводят с собаками в Танзыбее, никаких морей не нужно! Здесь всё своё, дёшево и сердито. Виды отличные, воздух бесподобный, шашлыки замечательные. А собаки и доставят к месту, и охранять будут так, что никакой медведь не страшен.

 Валентина СОСНОВСКАЯ,

                       фото автора

«ЧР» № 5 от 24 января 2017г.

Новости по теме: