Современные учителя и родители часто говорят, что речь детей бедна и скудна. В большинстве случаев школьники и сами понимают абсурдность и несовершенство своей речи, но сленг помогает им адаптироваться в сложной, а иногда и враждебной среде.
Подростки, говоря на своём языке, не только понимают друг друга, они объединены и в какой-то степени защищены от взрослого мира. Среди жаргонных слов в речи современных школьников встречаются и устойчивые выражения – фразеологические обороты.
Однако они не всегда адекватно и к месту употребляются.
Фразеологизмы - это устойчивые выражения, которые по происхождению разделяются на исконно русские – сматывать удочки, ловить рыбу в мутной воде, тертый калач и т.п.; и заимствования из старославянского языка - ничтоже сумняшеся, как зеницу ока. Новые фразеологизмы возникают в ответ на явления современной жизни.
Например, как два байта переслать – характеристика для какого-либо действия, совершить которое совершенно незатруднительно. Сделать из лимона лимонад – суметь даже самые неблагоприятные условия и обстоятельства применить к своей пользе и достичь в этом успеха.
В лексиконе современных школьников можно услышать такие устойчивые обороты: белая ворона, белены объелся, водить за нос, воздушные замки, всевидящее око, все свое ношу с собой, второе дыхание, галопом по Европам, до белого каления, душа в пятки ушла, зарубить на носу, золотая середина, из-под земли достать, морочить голову, на седьмом небе и другие.
А что же обозначают некоторые фразеологизмы? Приведу примеры.
Попасть впросак. Просак – это барабан с зубьями в станке, при помощи которого чесали шерсть. Попадёшь в просак – искалечишься, а то и руки лишишься. Мы говорим попасть впросак – значит попасть в беду, в неловкое положение.
Дело – табак. Это выражение идёт от обычая бурлаков при входе в воду подвязывать к шее кисет с табаком, чтоб не намок. Когда становилось так глубоко, что вода подступала к шее, кричали: «табак». Дело – табак, значит дело неважно.
Сморозить. В дореволюционных гимназиях изучался греческий язык. От реплик учителей греческого языка «морос» (по-русски – глупо, глупость) образовалось слово сморозить – сказать глупость.
Спанталыку сбиться. Выражение пошло от названия горы Пантелик в Греции. В горе добывали мрамор, там было много пещер, гротов и ходов; попав туда, легко можно было заблудиться.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес к фразеологическим оборотам у современных школьников не угас. Фразеологизмы делают речь более насыщенной и интересной.
Марина Сергеева, учитель школы №16,
«ЧР» № 107 от 29 декабря 2016г.