Скованные одной крышей...

Дата публикации: 11.08.2016 - 04:29
Автор:
Просмотров - 784

alt

или Как разорвать порочный круг неплатежей

Долги по коммуналке – будь то текущее содержание дома или электроэнергия – поразили всю страну. Хакасия и Черногорск - вовсе не исключение. На каждой городской планерке в кабинете главы города звучат миллионные суммы задолженности населения перед энергетиками, тепло- и водоснабжающими предприятиями. Так что сегодня - разговор о том, как коммунальщики и общество пытаются решить эту проблему.

Соседу – вилы в бок!

Многие годы, как только в квитанциях на коммуналку появилась строка «Общедомовые нужды», добросовестные жильцы не знали, что делать с должниками. Ведь они были вынуждены платить и за себя, и за того соседа – так называемые небалансы прятались в ОДН и раскидывались на всех. При этом некоторые ЖЭУ и ресурсоснабжающие организации (РСО) работать с теми, кто не платил, не торопились – гораздо проще было взыскать долги с ответственных собственников в виде ОДН. А возмущенным жильцам советовали работать с соседями-должниками самостоятельно – стыдить и уговаривать. Теперь представьте, как робкая старушка стучит к соседу, который круглосуточно подшофе, с требованием заплатить за свет и воду. Ну и куда он ее пошлет? Не за вилы же от отчаяния браться! В результате люди, «скованные одной крышей», оказались заложниками взаимоотношений и порядочности.

Ситуация изменилась – теперь и управляющие компании, и РСО будут кровно заинтересованы в работе с должниками и в выявлении «нехороших» квартир – там, где, например, прописан один человек и платит по нормативу, а проживает больше, и воду льют безбожно. Раньше эти неучтенные литры шли в ОДН, теперь пойдут в убытки управляющих компаний и ресурсников – с июня текущего года начали действовать изменения, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг. Они предписывают расход по ОДН предъявлять не выше норматива, тем самым ограничивают аппетиты и ресурсников, и управляющих компаний. Но это не решает проблему уже накопленных долгов. Какие же способы их возврата применяют коммунальщики в нашем городе?

Нет денег? Или…

Для начала давайте разберемся, почему народ ходит в должниках перед ЖЭУ, газовиками, тепловиками и так далее.

Первая причина – нет денег. В самом деле, немало людей, попавших в жизненный переплет, внезапно лишившихся постоянного дохода, между обедом для семьи и оплатой квитанции за коммуналку выбирают обед. Сюда же можно отнести тех, кто из жизненных перипетий так и не выбрался, пустился во все тяжкие, и им, собственно, все равно, на что котельная покупает уголь. Такие не платят годами и платить вряд ли будут. Но эта категория не столь многочисленна, как принято думать, - поведали газете почти все пресс-службы РСО.

Гораздо больше «занятых», которым некогда вовремя передать показания или добраться до отделения банка. Но обычно они сразу рассчитываются, получив уведомление о задолженности.

Третья группа – люди с так называемой низкой платежной дисциплиной. Средства у них имеются, о чем свидетельствуют новые машины и отдых за границей, но они просто не платят.

В абонентских отделах уверяют, что круг должников из года в год примерно одинаков, нет такого, чтобы регулярно платили за воду и игнорировали платежи за электричество. Если не платят, то, как правило, за всё.

Павел Качкаев, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, на одной из пресс-конференций в прошлом году отметил, что каждый год жилищно-коммунальный комплекс теряет порядка 140 миллиардов рублей из-за неплательщиков. Доля их в России составляет 6%. Причем только 1,5% реально не могут оплатить услуги, а остальные 4,5% могут, но не хотят.

Общественники в помощь

Несмотря на то, что у общественников нет юридических рычагов воздействия на должников, они все же ведут эту работу. Альбина Киселева, бывший руководитель поссовета Девятого поселка, рассказала, как начинала эту работу с единомышленниками много лет назад.

При поссовете, а позднее – при совете территориального общественного самоуправления (ТОС), была создана комиссия по работе с должниками.

Общественники приглашали людей на беседу, чтобы выяснить причины возникновения долга. Вместе думали, как решить проблему. Работали в тесном контакте с представителями котельной, ЖЭУ. Альбина Ивановна даже вспомнила случай, когда мужчину-должника, который не мог трудоустроиться, пригласили работать в котельную - у них как раз была вакансия.

- Приходили на комиссию не все, - рассказала она, - «махровые» должники игнорировали нас, не открывали двери, могли и нагрубить. По опыту скажу, что повлиять можно на тех, чей долг реален. Люди могут, например, отдать 10 - 20 тысяч в рассрочку, погашая и текущий платеж. А если сумма под сто тысяч, с такими разговаривать бесполезно, с ними нужно разбираться в суде.

Важный момент, нельзя людей только ругать. Мы, например, к Дню поселка выбирали дома, где нет должников и старшим по дому на празднике торжественно вручали благодарности, сладкие подарки, организовывали музыкальные поздравления. И поняли, что это стимул (не хлебом единым жив человек), потому что люди возмущались, почему, мол, нас не назвали? А потому и не назвали, что вам еще поработать нужно.

ТОС Девятого поселка ведет эту работу до сих пор, комиссия действует, собираясь раз в месяц.

Председатель совета ТОС «Шахтерский» Наталья Касьянова, где тоже ведется работа с должниками, отмечает, что сейчас роль общественной комиссии весьма уменьшилась. Люди стали более закрыты, хуже идут на контакт.

- Главное в работе с теми, кто угодил в должники, быть корректными, ни в коем случае не унижать людей, не говорить в назидательном тоне. Время трудное, кто-то в силу обстоятельств попал в ловушку микрозаймов, например. Поэтому сообща можно обсудить проблемы, убедить идти в абонентский отдел, заключать соглашения о рассрочке - отсрочке, а не прятать голову в песок, ведь платить все равно придется.

В правовом поле

Сегодня в газетах уже не встретишь списков должников за коммуналку – после принятия закона о персональных данных такие методы морального воздействия могут обернуться для РСО судебными исками.

Поэтому самый эффективный способ взыскания долгов – действовать через суд, - это в один голос подтвердили все поставщики коммунальных услуг в городе. И, следовательно, на каждом предприятии есть свой юротдел, сотрудники которого, в прямом смысле, перелопачивают огромные кипы бумаг – исковых заявлений, уведомлений и т.п.

Например, юристы «Хакасского ТЭКа» за годы работы предприятия подали 38973 заявления о взыскании задолженности с физлиц более чем на 339 млн руб. Задолженность этой категории потребителей на данный момент составляет более 97 млн руб.

- Ежемесячно должникам вручаются уведомления о необходимости оплатить услуги по отоплению и горячему водоснабжению, - рассказала начальник юридического отдела Ольга Снежинская. - Проводится работа и по ограничению поставки горячей воды в квартиры должников. Но из-за износа внутриквартирного инженерного оборудования не всегда возможно это сделать.

Также предприятие тесно сотрудничает с судебными приставами, ведь они должны найти имущество, которое можно продать, чтобы погасить долг. Но это долгий и кропотливый процесс.

Представители «ХакТЭКа» настойчиво работают с судебными приставами по взысканиям. И когда на имущество неплательщиков накладывают арест, или вовсе увозят из дома, то желание вернуть нажитое - очень действенная мера.

Однако, несмотря на всю гигантскую работу, собираемость платежей практически не увеличивается – всю прибавку съедает рост тарифов, посетовали в «ХакТЭКе». В последнее время в список неплательщиков стали попадать и бюджетники, которым и премиальную часть зарплаты урезали, и, бывает, задерживают ее на недельку-другую. А у многих ипотека и прочие кредиты, вот и делают люди выбор не в пользу коммуналки. Поэтому проблема неплатежей за год-два вряд ли исчезнет.

На сайте «Хакасэнергосбыта» приведена следующая статистика:

- в июне 2016 г. потребителям ОАО «Хакасэнергосбыт» - физическим лицам, имеющим задолженность за электроэнергию, было выдано 4 859 уведомлений.

В отношении 312 потребителей (общая сумма их задолженности – 1 614 812 руб.) поданы заявления в судебные инстанции. Вынесено 241 решение в пользу ОАО «Хакасэнергосбыт» на сумму 1 111 644 руб., остальные – в процессе рассмотрения.

110 должникам подача электроэнергии была прекращена.

- Но отключение - это крайняя мера, - рассказали в пресс-службе. Она не в интересах ни предприятия, ни потребителя. Во-первых, цель любой ресурсоснабжающей организации продавать продукт. Второй момент, должники могут подключиться самовольно и продолжать потребление в то время, как официально они ограничены в услуге. Потребителям же нужно помнить, что отключение-подключение - услуга платная, а в случае с частным домом еще и весьма дорогостоящая.

Та же беда и в «Хакресводоканале».

Юротделом госпредприятия за 7 месяцев текущего года в мировой суд Черногорска было подано около двух тысяч заявлений на злостных неплательщиков.

Задолженность населения 35,6 млн руб. с тенденцией к увеличению. Иными словами, предприятию не заплатили за несколько месяцев работы.

«Хитрые» заглушки

Несколько лет назад для более действенного взыскания долгов «Хакресводоканал» приобрел оборудование, с помощью которого в канализационный отвод квартиры-должника устанавливают специальную заглушку. Помыться или воспользоваться туалетом становится проблематично. Соседи при этом не страдают. Это было для Хакасии ноу-хау.

Устанавливается заглушка не вдруг - собственников, в соответствии с законодательством, предупреждают за месяц о предстоящем отключении и дают шанс рассчитаться.

Однако должники упорствуют и вместо погашения долга пытаются с заглушками «воевать», умудряясь даже ломать дорогостоящее оборудование.

Как мы выяснили в пресс-службе предприятия, от этой меры воздействия на должников в «Хакресводоканале» до сих пор не отказались, но временно ее не применяют, поскольку все силы брошены на подготовку к зиме и устранение многочисленных порывов в городе, в частности, в Девятом поселке.

Кстати, в «Хакресводоканале» работают не только с теми, кто вовремя не рассчитывается. Там заведена практика поощрения ответственных потребителей. Например, на домах, где нет должников, устанавливают таблички с надписью: «Дом добросовестных плательщиков».

alt

От пени теперь не отмахнешься

Должникам не нужно забывать и о том, что с 1 января нынешнего года в связи с изменениями, внесенными в действующее жилищное законодательство, производится начисление пени.

Ольга Снежинская привела такой пример: при площади квартиры 50 кв.м среднее начисление по отоплению и горячему водоснабжению за месяц составляет 1235,39 руб.

Начиная с 31-го дня, следующего за днем срока оплаты (до 10 числа каждого месяца), при отсутствии оплаты, сумма начисленной пени составит 11,18 руб. (из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Но уже во второй месяц размер ее будет заметно больше, поскольку к предыдущей задолженности в 1235,39 руб. прибавляется долг следующего месяца (еще плюс 1235,39 руб.), и пеня вырастет уже до 40,87 руб.

С каждым месяцем размер пени растет. И с 91-го дня просрочки ее размер увеличится значительно, так как при расчете будет браться не 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а уже 1/130).

Должника не укусят

Однако не нужно представлять коммунальщиков этакими монстрами. Если вы задолжали, не важно, по каким причинам, но твердо намерены долг погасить, ищите выход.

Несмотря ни на что, руководство «Хакресводоканала», «ХакТЭКа» и «Энергосбыта» готово идти навстречу потребителям. И призывают людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации и не в состоянии оплачивать услуги, обращаться в абонентские отделы для заключения соглашения о погашении задолженности в рассрочку.

Как ни крути, платить за коммуналку надо, ведь мы, образно говоря, друг без друга существовать не можем. Тот, кто не платит, создает большие проблемы для ресурсоснабжающих организаций, которые не только должны отремонтировать оборудование, купить уголь, газ, электричество, но и вовремя рассчитаться с работниками. То есть, по сути, вовремя не расплачиваясь с коммунальщиками, мы сами себя лишаем надежности и качества предоставляемых услуг.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ

К сведению

Долги не пустят за границу

Кстати, если информация о вашем долге по коммуналке засветилась на сайте службы судебных приставов, вас могут не выпустить за границу. А судебные приставы - поджидать на стойке регистрации в аэропорту.

«ЧР» №66 от 11 августа 2016 г.

Новости по теме: