Об Ириске, добрых людях, ожидании строителей

Дата публикации: 21.05.2015 - 02:56
Автор:
Просмотров - 709

alt

- Я здесь у себя, стадо встречаю, - ответила кому-то по телефону Елена Дроздова. - Ой, - всплеснула она руками, - корова в поле отелилась! Всё, бежим! Где она? Как там? О-те-ли-и-и-лась!

Раскинутые руки вдруг сомкнулись за моей спиной, я оказалась в крепких объятиях. Так и познакомились.

С Леной и Сашей Лисовскими - Дроздовыми мы договорились встретиться возле их сгоревшего дома около пяти - они каждый день в этот час ждут здесь коров.

Рогатые, будто по навигатору, вдоволь нагулявшись в полях, идут-бредут к вечеру в родную обитель… которой с двенадцатого апреля больше нет. И ведь не прикажешь Манькам да Зорькам - мол, теперь приходите в стайку на соседнюю улицу, куда пустили сердобольные соседи, что тоже держат скот. Приходится встречать их на Ачинской, возле пепелища, а потом перегонять в незнакомое стойло.

Когда, под завывание штормового ветра, бушевал пожар, скотина (четыре коровы и два телёнка) была в поле, довольно далеко от дома, до выпаса огонь не добрался.

- Мы в этот день вернулись с рынка (торгуем у «Тридцатого» молоком, сметаной, творогом), я поставила в духовку курицу с картошкой, - рассказывает Лена. - Собирались пить чай - булочек гору напекла на Пасху, а Саша говорит, мол, откуда-то дымом сильно тянет. Сын в интернете прочитал, что горит Девятый. Вышли на улицу оглядеться, да где там! Всё в дымке, будто кто серую шторку средь бела дня опустил, а в ней - ни одной щёлочки. Воздух вдруг стал жарким, от дыма сбивалось дыхание. Подъехал сосед: «Лена, я ездил туда, огонь с поля на нас идёт».

Разговор прерывает соседка, нерешительно маячившая поодаль:

- Лен, можно, навоз перевезу?

- Забирай, перевози, куда он мне?

Та вскоре появляется с тележкой, Лена на пару минут отлучается к охраняющим пепелище полицейским - мол, разрешила, пусть возит, всё нормально!

Александр слушал нас вроде бы с невозмутимым лицом, но уже первые слова выдали его переживания:

- Ветер дул так, но вдруг изменил направление и погнал огонь прямо на нас. Пытались лить воду из шланга, кидать землю, да где там! Порывы разносили клочья пламени на десятки метров - в воздухе летали горящие ошмётки, угли, клочья травы. В голову било, обжигало (лицо у Саши желтоватое от противоожогового спрея - на боль от огненных пуль сначала не обращал внимания, это после стало понятно, что раны надо лечить, «изрешечено» всё лицо).

Ударяясь о землю, огненный дождь всё вокруг топил в огне. Глядя на усилия пожарных, многие в тот день поняли, почему иногда их труд называют, ни больше ни меньше, героическим.

- Я в дом через соседний двор забежала, смотрю, гуси мечутся. Но не смогла сломать забор, чтобы их освободить. Зато кур выпустила, потом ловила, собирала в мешок. Козы побежали врассыпную, семеро козлят забились в какую-то щель, там и погибли. Муж побежал за одной из коз - а она исчезла, будто не было. Наверное, украл кто-то. Сколько осталось? Две козы и козёл. Козлят жалко…

На сгоревшей усадьбе - искорёженный огнём грузовичок.

- В позапрошлом году купили, - перехватывает мой взгляд Лена. - Сено возили, так, мало ли что по хозяйству. А легковушка хоть и обгорела, говорят, можно отремонтировать.

- Как дом загорелся? Строение-то кирпичное!

- Гореть начала крыша, когда под неё задуло огонь. За две минуты так занялось, такие языки пламени взлетали - мы смотрели и думали, что такого просто не может быть. Вскоре окна начали лопаться - рассказывает Саша. - Что было делать? Сели в стороне и наблюдали. Многие не стеснялись слёз.

У Лисовских четверо детей. Саше 22, Людмиле 21 - они живут в Красноярске. Ренату 17, Данилу 10. Младший, кстати, после пожара угодил в больницу - стало плохо, потребовалась помощь докторов.

Для Рената строили дом рядом - чтобы честь по чести, сын - опора и поддержка, был правой рукой, помощником. С хозяйством всем гуртом справляться легче. Его дом тоже «зацепило» - руины остались.

- Пожар бушевал в полдень, а что было к вечеру?

- Звонит одноклассница дочери, мол, тёть Лена, давайте к нам, ждём, дом большой, приготовили для вас комнату. А мы грязные, растерянные. Я как в «коровных» штанах да калошах выскочила огонь тушить, так и осталась. Говорю ей, мол, нам власти в социальную гостиницу предложили поселиться, решим, что к чему!

В конце концов, всё-таки из гостиницы к ним перебрались. Сами бегали по собраниям, хлопотали о восстановлении документов, а люди добрые на их адрес привозили… Слушайте, что только ни привозили. Для меня пожар был стрессом, а после, со знаком плюс, последовал стресс от того, как люди отреагировали на наше горе.

Представьте: приезжают, часто даже не говорят, кто они, и отдают вещи, посуду, телевизоры (у нас их теперь три, как и было до пожара). Кто-то плиту доставил. Другие - мультиварку. Звонят, к примеру, с завода «Сывеловские краски»:

- Что вам нужно, подскажите, хотим помочь!

Я прикинула - пусть не новое, но одно, другое уже есть для хозяйства, перетопчемся. А пылесоса для будущего дома нет. Так они тут же привезли новенький пылесос. Я не знаю, какие найти слова, чтобы всех отблагодарить. Обычное «спасибо» для такого случая не подходит. Подумайте, напишите как-то!

Если честно, многодетная семья, привычная к решению непростых житейских задачек, в первые дни после пожара уже имела план действий. Стоя на неостывших углях, они махали руками: «Вон там поставим вагончик (есть у родственника утеплённый, он его для открытия магазинчика готовил), будем расчищать завалы, начнём строить, а куда деваться?

Сегодня они в напряжённом ожидании. Участок после пожара - да, расчищен, всё было организовано быстро. Теперь душа болит - когда строительство домов начнётся - раз обещали сделать это централизованно, приходится ждать.

- Мы почему «подпрыгиваем»? - делится Лена. - дом - замечательно, но нам надо успеть к зиме ещё и стайку для животных построить, а без привязки к жилищу этого не сделать. Не знаете, когда работы начнутся?

Обсудив новости на горячую тему, возвращаемся «к нашим баранам»:

- Лена, муж работает, каждый день в Абакан мотается, хозяйство на вас. Как справляетесь?

- О, я это обожаю. Хоть и в городе всю жизнь прожила, а вот так. Помню, с работой были проблемы, сижу в четырёх стенах - скука смертная. А мама болела, но корову держала. Я к ней:

- Давай у тебя коровку заберём!

Муж отреагировал странно:

- Она у тебя сдохнет!

- Чего сдохнет-то?

Забрали в рассрочку Яночку, затем появился в хозяйстве бычок. Потом двойня родилась. Понравилось! Сосед продавал тёлку, говорю: «Саш, давай, купим!» Подрастили, разохотились, взяли кредит - 30 тысяч на полгода, и ещё корову приобрели.

- Это благодаря им, кормильцам, улыбка на лице, хоть и на пожарище стоим?

- Как они меня встречают, вы бы видели! И копейка всегда есть. А потом, мы ведь ещё коз, кур завели, гусят взяли. Сын хорошо помогал - поил всех, стайки чистил, встречал с выпаса.

- И дальше, наверное, так будет?

- Надеемся. Нам рассуждать-печалиться некогда. То доить надо, то на рынок лететь, то пойло готовить… Ой, где-то ведь кошки ещё! Я видела, как они от огня удирали.

На днях созвонились с Леной:

- Как там телёнок? Жив-здоров?

- Ой, это такая звезда, Ириской назвали. Смотрю, наблюдаю за ней - и жить хочется. А ещё мы теперь на своих колёсах - слегка обгоревшую легковушку отремонтировали.

- Коли так, встретимся на новоселье! Приеду чай с молоком пить.

- Договорились!


Строители ждут отмашкИ

Как мы выяснили в администрации города, к началу строительства в Черногорске готовы 10 участков из 25 - те, в отношении которых нет вопросов о собственности, где всё в порядке с документами. Другие - в процессе подготовки. Подрядная организация, которую в условиях чрезвычайной ситуации выбрали без конкурса, а значит, без затягивания сроков, готова приступить к делу.

Хорошая новость - Хакасия получила поддержку Правительства России по увеличению финансирования строительства жилья для пострадавших при пожаре. Пресс-служба ведомства обнародовала подробности ряда переговоров на федеральном уровне, которые провёл Глава Хакасии Виктор Зимин.

Теперь на строительство квадратного метра жилья из федерального бюджета будет выделяться не 30, а 40 тысяч рублей. Дополнительно к уже выделенным средствам Хакасия получит еще около миллиарда рублей.

Стало известно, что рассматривалось пять вариантов проектов жилья, обсуждали, из какого материала будут новые дома. А ещё Глава Хакасии обратил внимание на немаловажную деталь для проживающих на земле - чтобы при возведении домов были спроектированы погреба.

Спасибо

Благодарим предпринимателей, которые, обратившись в редакцию за адресами, самостоятельно доставили погорельцам, в том числе героям сегодняшнего материала, бытовую технику, вещи, продукты.


Марина КРЕМЛЯКОВА, фото автора

«ЧР» № 39 от 21 мая 2015г.

Новости по теме: