Шахтерская профессия

Дата публикации: 07.05.2015 - 04:56
Автор:
Просмотров - 771

Мой прадедушка, Шрам Василий Яковлевич, участник Великой Отечественной войны.

Когда началась война, прадедушке было пятнадцать лет. Семья Василия жила на Украине, оккупированной немцами. Бабушка, как могла, прятала сына, чтобы не угнали работать в Германию. Он был высоким подростком, а куда бабушка его прятала - так и осталось загадкой…

Немцев прогнали. Уходя, они заминировали всё, что можно, и когда пришла наша армия, пацаны помогали солдатам, чем могли. Василий очень просился на фронт, но его не брали, говорили, годков не хватает. Тогда он прибавил себе год, и его отправили на Ленинградский фронт в зенитные войска спасать город, который был в немецкой блокаде.

С 1943 года воевал на Ленинградском фронте, непосредственно в расчете зенитчиков защищал небо над Ленинградом; жили солдаты в сырых землянках, спали на нарах; не жаловались, главное было - не отдать врагу Ленинград…

Часто создавалось впечатление, что немцы просто хотели стереть город с лица Земли, однако он упорно сопротивлялся.Мой прадед и не знал, что, защищая Ленингдад, он защищает и свою будущую жену Валентину Ивановну.

Моей прабабушке Валентине Ивановне Меньшиковой было 16 лет, когда началась война. Она работала на Победу: днём рыла окопы, а ночью сбрасывала с крыш фугаски, работала в котельной. В городе был голод. Бабушка говорила: «Было очень страшно в начале, а потом и страх прошел».

Валентина просилась на фронт, там хотя бы кормили, не взяли – рабочие руки нужны были в городе. Хлебной пайки величиной со спичечный коробок не хватало. С весны и до осени бабушка варила похлёбку из травы, она немного притупляла голод. Однажды в варево попала какая-то ядовитая трава, все члены семьи после этого долго болели. Когда кому-нибудь перепадал дополнительный кусочек съестного,несли это двухлетнему малышу – младшему брату бабушки.

Кстати, терпению и выдержке Валентины можно было позавидовать. Не было ни одного случая, чтобы она с кем-нибудь ругалась или скандалила.

Когда война закончилась,  молодых солдат оставили в армии, мой прадедушка служил до 1948 года, был знаменосцем в полку. Перед демобилизацией продолжал служить в Ленинграде, где, находясь в увольнительной, он и познакомился со своей Валей.

В то время родных Василия уже перевезли в Черногорск для работы в тылу. Его отец работал механиком на 12-й шахте и всё время звал сына приехать. В 1951 году молодая семья Василия решилась на переезд. К тому времени у Василия и Валентины уже было двое детей.

Алла Васильевна - дочь Василия и Валентины - вспоминает: «…мы жили на улице Москалева, раньше она называлась Пролетарской. Домик у нас был небольшой, но нам жилось весело и дружно. Мне было лет 5, брату 7, помню, на улице воды взять было негде - чтобы полить огород, надо было ездить на другой конец улицы - там протекала канава. Папа ставил на тележку большую бочку, садил нас с братом в бочку, и мы, радостные, ехали за водой, правда, обратно бежали рядом, зато потом он катал нас на мотоцикле с люлькой вокруг аллеи…».

Жилось очень трудно, прадедушка сразу пошел работать на шахту.

Юрий Михайлович, зять Василия Яковлевича: «…имея 6 классов образования, он проявлял небывалую тягу к знаниям, постоянно самообразовывался, изучал математику, физику, электротехнику. Заочно окончил ВИК (высшие инженерные курсы). В 1952г. был одним из наладчиков и непосредственных участников ввода шахты №17 в эксплуатацию. С того времени, работая в отделе главного механика, занимался рационализаторской деятельностью. Имел за это много поощрений и почетных грамот. Более 30 лет работал начальником механических мастерских на шахте №17. В совершенстве знал электротехнику, теплотехнику, механику, его личная библиотека состояла из справочников и учебников точных наук».

Алла Васильевна дочь: «...когда мне было лет 15 – мама с папой поехали в Ленинград, у мамы там жили родители. И вот возвращаются, папа несет тяжелый чемодан – ну, думаю, подарков много, а когда открыли чемодан… он был наполнен одними техническими книгами, папа высшую математику изучил самостоятельно. Он всегда что-то изучал, еще он был очень увлекающимся человеком, выписывал много газет и журналов «Наука и техника», «Земля и вселенная», он так увлекся - сам сделал телескоп, и мы все по вечерам разглядывали звездное небо: было очень интересно; еще он сделал карманный радиоприемник».

Мой прадедушка работал на шахтах, имеет знак «Шахтёрская слава» трёх степеней и звание «Почётный шахтёр».

Евгений Юрьевич, внук:« …особенно внимательно он относился к молодежи, поступавшей на работу, а также проходившей практику на предприятии. Составлял для них практические задачи, помогал быстрее ориентироваться в производственных процессах…».

Юрий Михайлович, зять: «…на шахте был избран председателем товарищеского суда, неоднократно избирался заседателем народного суда, был председателем уличного комитета. Рабочий шахтерский стаж Василия Яковлевича составляет 45 лет.

В числе его наград - значок ВОИР (Всесоюзный общественный изобретатель и рационализатор). Причём, практически все его рационализаторские предложения внедрены. Человек инженерной мысли, он всегда доводил дело до конца. Многие объекты на шахте введены с его непосредственным участием: автоматизация конвейерной линии, водоотлив (насосная станция), эмульсионная, котельная и ряд других…

Для меня мой тесть, прежде всего пример порядочности во всех её представлениях, чести, добра, преданности профессии, целеустремленности, любви к Родине…».

Алла Васильевна, дочь: «…а еще он был страстным голубятником, у нас было много голубей, они жили на крыше, один раз залезли воры и украли их всех, отец очень переживал. Но наши голуби были такие умные, что многие вернулись обратно – папа был безмерно счастлив, радовался как ребенок…».

Прадед ушёл на пенсию, когда ему было 67 лет, но и на пенсии активно участвовал в общественной жизни города, был членом Совета ветеранов и, когда зашла речь об увековечивании памяти участников войны, стал одним из самых активных участников по сбору средств. Он много раз ездил в Абаканскую воинскую часть за танком и, пока танк не доставили в Черногорск, не успокоился. Арку построили, танк стоит, и теперь эта память всем солдатам войны.

Юрий Михайлович, зять: «…Арка Славы строилась на пожертвования организаций, предпринимателей, благодаря натуральному обмену продукции, поэтому приходилось вести много переговоров и разных обменов. В сотрудничестве с администрацией города, которая выделила автомобиль, была проделана огромнейшая важная работа. Исключительно на энтузиазме Совета ветеранов возведено одно из памятных мест нашего города… И сейчас, с учетом прожитых лет, могу сказать - такие люди как Василий Яковлевич достойны памяти и уважения».

Моя прабабушка имеет две медали «За оборону Ленинграда» и «за доблестный труд во время Великой Отечественной войны», а прадедушка – «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Наша шахтёрская династия не закончилась.

- Мой дедушка, Сербин Юрий Михайлович, проработал двадцать пять лет в шахте машинистом и имеет знак «Шахтёрская слава»1 и 2 степеней.

Мой папа, Сербин Евгений Юрьевич, тоже работает в СУЭК.

Сербина Марина, 15 лет

Новости по теме: