Молитва - это теплые одежды для души

Дата публикации: 05.05.2013 - 23:15
Автор:
Просмотров - 947

alt

О смерти мы стараемся лишний раз не говорить. Но хотим того или нет - она часть нашей жизни, а уважительное отношение к погостам, где лежат близкие, - часть культуры и памяти народа.

В преддверии Радоницы - дня поминовения усопших - на вопросы,  связанные с погребением, отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма отец Палладий.  

 

- Пока близкие рядом, мы ссоримся, обижаемся, в чем-то их упрекаем. Но вот человек уходит… И в момент потери готовы на все, чтобы вернуть, но…  Что же реально можем сделать для ушедших?

- Каждый человек уходит из этого мира с большим количеством грехов. И какую любовь мы можем воздать родному человеку, как не помолиться о прощении его грехов? Это однозначно, и никакой другой помощи его душе мы оказать не можем. Под словом «молитва» подразумевается еще и милостыня, которая имеет огромное значение для усопшего, ведь перед Богом всякое воздыхание важно.

Когда мы подаем милостыню ради упокоения чьей-то души и просим помолиться, то отрываем что-то от себя и даем нуждающимся, оказывая тем самым любовь другим людям ради усопшего человека. Поэтому милостыня в этом плане - очень серьезное средство вспомоществования его душе.

Закончим ответ на этот вопрос словами святителя Иоанна Златоуста: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

- Насколько верны слова «это нужно не мертвым, это нужно живым»?

- Через последовательное проведение всех ритуалов погребения мы проявляем свои любовь и уважение. Господь будет судить душу по любви и прощать грехи умерших ради любви живых. Насколько живые любят усопшего, настолько сильно они о нем и молятся.

- Как быть, если пригласить к умирающему священника невозможно?

- Сейчас, думаю, это не проблема. В городах действует, как правило, больше одной церкви. Священника можно позвать в любое время, даже среди ночи можно поднять, ведь его долг приехать и напутствовать умирающего. При храме есть сторож, у которого можно взять адрес или телефон священника.

- Когда родной человек мучительно угасает, не грешно ли просить Бога положить конец его страданиям?

- Не грешно. Само собой разумеется, что речь идет о той ситуации, когда человек испытывает тяжкие предсмертные муки, и нами руководит исключительно сострадание, не омраченное чем-либо суетным. Хорошо, если над умирающим помолится священник, если же это невозможно, вполне допустимо, чтобы молитвы над ним прочитал кто-то из близких. Для таких случаев у Церкви есть Канон, бываемый на разлучение души от тела. Чин этот довольно длинный, и если кому-то покажется тяжело его прочесть, можно ограничиться заключительными молитвами: «Молитва о души судимей» и «Молитва иная, о долгостраждущем умрети».

Их можно найти в «Полном молитвослове для мирян на всякую потребу» в библиотеке при храме.

- Когда человек долго болеет, родные внутренне готовы к его уходу. Но если смерть внезапна, то, как правило, близкие пребывают в полной растерянности. А тут «знающие» советчики со всех сторон, и часто их подсказки противоречат друг другу. Что же необходимо делать сразу после смерти близкого?

- По поводу правильного погребения по православному чину нужно обращаться к священнику или в церковь, в свечную лавку. В церковной библиотеке можно взять книги, например, «Православное поминовение усопших» и другие. Мы должны все сделать правильно, чтобы не пойти на поводу у суеверий.

- Но люди так устроены, что стараются не думать о неизбежном, особенно когда молоды и полны сил.

- Конечно, никто не собирается умереть завтра, но по нашей вере мы всегда должны быть к этому готовы и проживать свой день как последний. Мы многое передвигаем на завтра, но  никто не знает, будет ли оно. Особенно нельзя откладывать на потом покаяние. Многие не стремятся раскаяться сегодня, думая, вот состарюсь, тогда и начну ходить в церковь. Но доживешь ли ты до старости? Поэтому вся наша жизнь – это подготовка к переходу в жизнь вечную, к этому нужно быть готовым всегда.

- Когда заказывать сорокоуст за упокой? Кто-то говорит, что не раньше чем через три дня после смерти, кто-то, что только после отпевания.

- Сорокоуст можно заказать даже в первый день. Обычно когда в храме принимают отпевание, сразу принимают и сорокоуст. Со следующего дня, с ближайшей литургии, усопшего начинают поминать.

- Откуда корни обычая омывать умершего и обряжать во все новое или хотя бы в новую обувь?

- Это идет из древности, когда для погребения шили белые саваны, которые, как и омывание, символизировали духовную чистоту.

Христос воскрес в блистающих белых одеждах, которые ослепляли. Облачения священников на отпевании тоже белые. Поэтому саваны изначально символизировали преображение усопших от тьмы к свету. Новые одежды символизируют, по словам святителя Иоанна Златоуста, «новую одежду нашего нетления». Ведь смерть означает рождение человека в Вечную жизнь.

Обычай одевать в новую одежду появился много позже, в советские времена, когда ритуальная одежда для погребения утратила свое значение. Сейчас для этого используется покрывало.

- Почему покойному закрывают глаза, связывают руки и ноги?

- Это тоже идет из древности. Раньше умершего клали на лавку или на стол, ну а поскольку мускулатура тела расслабляется, то руки и ноги спадали. Это делали чисто с практической точки зрения. А разговоры о том, что покойный будет «ходить» по дому - ни что иное как суеверие. По поводу закрывания глаз, церковь не говорит, что человек мертвый, мы говорим «усопший» – уснувший плотью, а у спящих глаза закрыты.

- Кстати, обязательно ли, чтобы покойный «ночевал» дома? В наше время все больше семей пользуются услугами ритуальных залов. «По-людски» ли это?

- Это внешняя обрядовость и для человека большого значения не имеет. Вообще по традиции, когда ранее было очень много храмов, покойные ночевали в храме и по ним читался псалтырь. Сейчас по желанию родственников мы можем оставить усопшего в часовне при храме, но родные должны находиться при гробе и читать молитвы.

- Для чего на лоб возлагают венчик и в чем смысл обычая скрещивать  руки?  Что символизируют горящие свечи?

- Свечи всегда символизируют молитву и жертву. Приобретая свечу, мы вносим за нее пожертвование, и эта жертва идет на храм, а служители церкви молятся за всех усопших и живых. И как пламя свечи поднимается вверх, так наша горячая молитва за усопших поднимается к Богу. Венчик значит, что усопший венчается в жизнь вечную.

На венчике находится изображение Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и Иоанна Предтечи со словами Трисвятого. Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется получить венец по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

- Можно ли в гроб класть вещи, которые при жизни любил человек? Например, украшения, зеркальце и косметику – моднице, зажигалку – курящему и тому подобное. Кто-то кладет сотовые телефоны.

- Ни в коем случае. Усопший в них больше не нуждается. Есть в народе традиции, что если при жизни человек, например, ходил в очках или с тросточкой, то ему это кладут с собой. Зачем? Душа в костылях не нуждается. Более того, грех положить в гроб выпивку тому, кто при жизни страдал от алкоголя.

- Была свидетелем, когда на похороны к знакомым пришла женщина и попросила своему покойному родственнику «передать» майку, мол, снится и говорит, что мерзнет.

- Только молитва может согреть душу. А к снам нужно относиться с осторожностью, очень часто они бывают от врага рода человеческого, который искушает нас. Святые отцы церкви в своих трудах прямо говорят, что снам верить нельзя. Бес принимает обличье умершего человека в снах и начинает смущать его родственников. Если это случилось, нужно молиться об ушедшем, это и будет теми теплыми вещами, которые мы хотим передать.

- А как же сны, в которых людям являлась Богородица?

- Это тоже может быть искушением, потому что считается, что мы, грешные, этого недостойны. Святые отцы верили, только если такой сон повторялся трижды. Если кому-нибудь приснился такой сон, нужно идти на исповедь.

- Существует поверье, что, когда снятся усопшие, они зовут нас к себе. Это действительно так?

- Это не так, это искушение бесами, которые стремятся навеять страх, чтобы в этом страхе плохо думали о наших ушедших близких, не молились за них, а боялись их.

- Для чего человека «отпевают»? Можно ли отпевать погруженных, то есть тех, кого крестили не в церкви, а бабушки дома? И как быть, если близкие не уверены, крещен ли человек по всем канонам?

- Отпевание правильно называется чином погребения мирских человек. То есть это молитва, которую мы возносим Богу. Причем она идет от лица умершего человека.

Понятия погружения в православии нет, есть понятие неполного крещения. Что касается усопших, мы веруем в то, что все было сделано правильно, и отпеваем его.

- Могут ли верующие молиться в церкви о некрещеных родственниках, подавать записочки с их именами за упокой?

- Нет, не могут. Но можно молиться за некрещеных родственников дома мученику Уару, подавать за них милостыню и читать 17 кафизму поминальную. Но велика молитва перед Богом – это милостыня. Можно больше делать милости в память этих людей.

- Говорят: «О мертвых или хорошо, или ничего». Что за этим стоит?

- Это опасение идет от греха «Не осуди». Нельзя судить человека, тем более того, который не может тебе возразить или оправдаться.

- Впереди большие праздники - Пасха, Троица. Можно ли навещать могилы в эти дни?

- Ходить в Троицу и в Пасху на кладбища - одно из самых стойких, глубоко укоренившихся заблуждений. Содержание праздников совсем иное, а для поминовения усопших Церковь специально установила Троицкую родительскую субботу и Радоницу. Эта поминальная служба заканчивается достаточно рано, чтобы можно было успеть на кладбище и быть там именно тогда, когда усопшие близкие нас ждут.

Вот что писал об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин:

 «Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой об упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них».

- Правильно ли считать Радоницу праздником, ведь это день поминовения покойных?

- Несомненно. Само название Радоница происходит от слова «радость», напоминая нам о великой радости освобождения Христом душ, заключенных в аду. Это тоже Пасха, только для усопших.

 Подготовила Марина ИЛЬИНА, «ЧР» №50 от 2 мая 2013 г.

 

Новости по теме: