Настоящий инспектор

Дата публикации: 01.02.2013 - 04:42
Автор:
Просмотров - 898

alt

- Здравствуйте. Инспектор ГАИ Толстихин, - прозвучал в телефоне спокойный голос.

- Добрый день, как мне услышать Яковенко? – спросила я.

- Будьте добры, перезвоните, пожалуйста, еще раз по этому телефону, - ответил мне инспектор.

Позже, разговаривая с инспектором по пропаганде Гаи Черногорска Ириной Яковенко, я не могла не поинтересоваться, это что за вежливый сотрудник у них в дежурной части работает.

- Витя Толстихин? Отличный парень! – с живостью отреагировала Ирина на вопрос. – У нас вообще инспекторы вежливо общаются с гражданами, но Виктор - один из лучших. Всегда спокойный, доброжелательный, ответственный. Вот знаешь, мне по работе, порой приходится парней просить помочь на встречах со школьниками или в детских садах. Не все могут заниматься такими делами. А Витя всегда помогает, да не просто приходит поприсутствовать, он готовится, разговаривает с ребятами. Слушай, а давай ты про него напишешь, ну, правда, грамотный и дисциплинированный сотрудник.

С такого незначительного случая и появилась идея создания этого материала.

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРЬЕРА

Почему-то в современном обществе к сотрудникам правоохранительных органов, в частности к инспекторам ГАИ, сложилось негативное отношение. Мол, они только и способны причинять проблемы, неудобства, словом, враги, да и только. Сколько всевозможных историй мне рассказывали и знакомые, и читатели нашей газеты. Но, хотите - верьте, хотите - нет, для меня, напротив, присутствие инспектора ДПС на дороге гарантирует спокойствие.

Да, было, что и саму штрафовали. Так за дело! То поворотник забыла включить, то переключатель фар не довертела. На кого ж тут обижаться за выписанный штраф, как не на себя? Зато сколько раз именно инспекторы ГАИ помогали мне в дороге!

В студенческие времена, когда мы очень любили путешествовать, но не имели на это денег, нередко передвигались автостопом. Ездили в Томск и Новосибирск, Красноярск и на Ергаки. И сколько раз нам давали временный приют на стационарных или передвижных постах ДПС! Порой подкармливали, почти всегда поили чаем, давали переночевать и просили водителей попуток подкинуть нас к месту назначения.

Как-то с подругой возвращались поздно вечером с работы из Абакана. Уже сидя в такси заподозрили, что водитель-то наш пьян. А на выезде из города машину тормознули сотрудники ГАИ. «Приехали!» - с тоской подумали мы, не зная что дальше делать. Сотовые телефоны тогда еще мало, кто имел, то есть, вызвать другое такси было невозможно. Топать пешком до Черногорска опять же никак - на улице зима, под 30 градусов мороза. Упрашивать инспекторов отпустить таксиста бессмысленно. Словом, тупик.

И тут парни, поняв наше затруднительное положение, решили так: один садится за руль такси, другой сопровождает машину. Так они отвезли нас по домам и вернулись в Абакан. Допускаю, что инспекторы нарушили какие-то внутренние правила, но мы были им крайне благодарны за помощь. Кстати, водитель такси сам предложил такой вариант доставки, смирившись, что ему все же придется отвечать за пьяную езду, но усовестившись, что подвел нас.

Не раз, когда требовалась помощь на дороге, то в «прикуривании» автомобиля или в вытаскивании «севшей» легковушки, мне опять же помогали инспекторы, тогда как «добропорядочные» водители спокойно проезжали мимо.

Допускаю, что не все сотрудники ГАИ такие отзывчивые и бескорыстные люди, как те, что встречались. Но опять же и мы просили помощи не у каждого. Старались выбирать подходящего человека. К таким, на мой взгляд, относится и Виктор Толстихин. Никакой пафосности, желания продемонстрировать свою власть, зато чувствуется спокойная уверенность в действиях.

Как выяснилось, путь в Госавтоинспекцию у Виктора начался, когда он еще работал водителем в наркодиспансере. Нередко инспекторы ГАИ проводили совместные рейды.

- Прежде я и не думал работать в ГАИ, - говорит Виктор Толстихин, - но во время рейдов стал присматриваться к работе инспекторов и увидел, что не все так плохо, как говорят. Работа заинтересовала. Оказалось, что в инспекции тоже присматривались ко мне, затем предложили перейти, я согласился. Начинал в республиканской ГАИ, затем перешел в Черногорск. Кстати, сегодня ровно четыре года, как я работаю здесь.

ЗАОЧНО ВИНОВНЫЕ

Конечно, работа инспектора ГАИ отнюдь не входит в список легких профессий, хотя немалое число граждан считают совершенно иначе. Мол, подумаешь, сидишь всю смену в машину и только знай, штрафуй бедных водителей да пешеходов, нет бы делом заняться! Однако, не думаю, что если б большинству таких осуждающих предложили подежурить на дороге, то они согласились бы. Ведь для инспекторов нет актировок: хоть на улице + 40 по Цельсию, хоть – 40, а стоять приходится. Вспомните, как вы не раз, проезжая в теплом салоне автомобиля наблюдали на улице замерзшие фигуры с жезлами в руках – а что делать, нарушители не признают погодных ограничений.

А уж график работы - и вовсе отдельная тема. Все знают, что после реформы МВД штатная численность подразделений сократилась в разы, но ведь водителей и пешеходов от этого меньше не стало. Вот и вышло, что на оставшихся инспекторов свалились еще и обязанности ушедших. Особо сложно заступать инспектору на суточные дежурства. Именно в таком режиме работает Виктор. Часиков в семь утра он уезжает на смену, а возвращается домой к полудню следующего дня, и то, если повезет и не будет серьезных аварий.

- Первое время было трудно, - рассказывает лейтенант Толстихин, - но со временем организм перестроился, и сейчас уже спокойно дежурю на смене. Я совершенно не жалею, что пришел в ГАИ, работа интересная, нужная, приносит пользу. Единственное, досадно, что мы виноваты всегда: поймали нарушителя – виноваты, не поймали – все равно виноваты.

И ведь это не ради красного словца сказано. Вспомните, сколько раз, наблюдая, как инспекторы задерживают водителя, оформляют протокол, мы в душе сочувствовали остановленному. Не зная причин, обстоятельств, все же становились на сторону нарушителя. Но что бы сказали, если б инспекторы пропустили эту машину, а она затем врезалась бы в другое авто, или вовсе сбила пешехода?

Случилась как-то с Виктором Толстихиным такая история: позвонил житель многоэтажки в дежурную часть и сообщил, что по двору раскатывает пьяный водитель. Наряд ДПС сразу же отправился на место. Утро, дети идут в школу, взрослые - на работу, а по двору зигзагами носится легковушка. Сотрудникам удалось остановить машину, а оттуда буквально выпадает совершенно пьяный водитель. Но мало того, что он нетрезв, он еще и очень агрессивен. Словом, пришлось изрядно помучиться, чтобы одеть на него наручники. Но в этот момент мимо шла сердобольная старушка, которая, увидев сцену, тут же заохала, мол, что ж вы, сатрапы, делаете с бедным мужичком, отпустите немедленно!

Между тем, такая жалость к пьяным водителям вряд ли приведет к добру. Ведь сколько случаев мы знаем, когда одурманенный алкоголем рулевой совершал страшные ДТП, причем сам оставался невредим, но был причиной гибели совершенно посторонних людей.

- Как-то работали с напарником на дороге, - вспоминает Виктор, - и увидели странно двигающуюся машину. Остановили ее, подходим к водительской дверце, она открывается и оттуда падает пьяный мужчина. Говорим: «Предъявите ваши документы», а он начинает утверждать, что за рулем не сидел и вообще просто пассажир. Заглядываем в салон и, опа: в «шестерке» на заднем сиденье еще пятеро парней, и на переднем еще трое, выпавший был девятым! Все в нетрезвом состоянии, включая водителя.

Честно говоря, я с трудом себе представляю, как водитель, зажатый пассажирами с двух сторон, еще умудрялся управлять автомобилем, тем более что коробка передач не автоматическая. И какая счастливая случайность уберегла их всех от аварии. Между тем, подобных историй у каждого инспектора вагон и маленькая тележка.

В конце прошлого года по всем каналам показывали абаканского Гошу, который с завидной регулярностью садился пьяным за руль, убегал от патрульных машин, затем отбывал арест, а выходя, вновь повторял сценарий: выпил – поехал – догнали – сел.

Но, как выясняется, этот Гоша отнюдь не уникум. Не так давно был подобный персонаж и в нашем городе. Раз за разом его задерживали за управление машиной в нетрезвом виде, судья выносил решение об аресте, а после выхода все повторялось вновь. Затем эпопеи прекратились, но отнюдь не по причине осознания исправления, все гораздо банальнее – за какое-то преступление ему дали срок. Но инспекторы уже сейчас готовы к тому, что после отбывания наказания им вновь придется включиться в эту современную и взрослую версию «казаков-разбойников».

- Однажды вечером остановились на перекрестке, ждем, когда загорится наш сигнал светофора, - рассказывает Виктор очередную историю, - вдруг вижу в соседнем автомобиле сидит мужик, пьет водку и запивает пивом. Я говорю напарнику, поехали за ним, надо остановить, а тот не верит. Но догнали все же, спрашиваю у водителя, зачем же он так-то нарушает правила, а тот ссылается на трудную работу, мол, в торговой фирме трудится, которая реализует вино-водочные изделия, и для него без водки жизни уже нет. Как начинает с утра пить, так и заканчивает только вечером. Вот такая профессиональная деформация.

Эти дорожные истории больше похожи на анекдоты, но, увы, они не вымысел, а самая что ни на есть реальность. Поэтому когда увидите, что пьяный человек садится за руль авто, пожалейте не его, а тех, кого он может убить или покалечить. И хотя не всегда есть желание ходить на беседы с дознавателями и следователями, все же не отказывайтесь от сотрудничества с инспекторами, которые ищут очевидцев и понятых, как знать, быть может, и вам понадобится помощь посторонних людей.

ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

В психологии недаром существует такой термин, как профессиональная деформация, в результате чего иной патологоанатом становится циником, педагог начинает всех поучать, а люди, часто сталкивающиеся со смертью, перестают воспринимать боль родственников погибших.

- Пожалуй, есть и такое отношение, - задумчиво говорит Виктор, - но для меня ДТП, в которых гибнут люди, тяжелы. Когда работаешь, эмоциям места нет, но приходишь домой и наваливаются воспоминания. Впрочем, чему удивляться, мы же такие же люди, как и все, просто работа имеет свою специфику. Помню, был случай, ночью мальчишка лет 16-17 стоял на мокике на перекрестке, ждал зеленый свет. И его буквально снес пьяный водитель на машине. Когда мы приехали, подросток еле дышал, так и умер. Вот это очень тяжело вспоминать было…

К слову сказать, вопреки расхожему мнению, далеко не все инспекторы ГАИ испытывают наслаждение от наказания нарушителей.

- Не очень приятно, когда сидишь в машине, оформляешь протокол, а водитель ворчит, мол, вам лишь бы сотни срубать, чем дело делать, - говорит Виктор Толстихин. – Да мне и самому не нравится выписывать штрафы за мелкие проступки. Другое дело, крупные нарушения ПДД, там да, наказывать необходимо. Поэтому, если видим, что человек искренне раскаивается в небольшом отступлении от правил, то стараемся ограничиться предупреждением.

И ВСЕ ЖЕ ТАК БЫВАЕТ

Пишу материал, а в голове невольно возникают мысли – прочтет его иной читатель и вынесет вердикт: все это ложь и заказуха, мол, ну не бывает хороших инспекторов ГАИ, все они одним миром мазаны. Ни в коем случае я не утверждаю, что в инспекции работают сплошь ангелы, но, честное слово, за годы общения с сотрудниками ДПС мне ни разу не приходилось встречаться с хамством и беззаконием. Были более вежливые, были менее, но взяточники и садисты не встречались.

Хотя наверняка есть в этой службе и не очень симпатичные личности, есть и халатно относящиеся к обязанностям грубияны и вымогатели. Но, скажите, в какой профессии нет таких людей?

Просто, так сложилось, что об одних структурах мы говорим в превосходном стиле, а о других напротив, в уничижительном. А это, на мой взгляд, неверный подход.

Безусловно, ненавидеть проще, чем пытаться понять. Однако это тупиковый путь, который ни к чему, кроме войны, не ведет. Понимание же, напротив, позволяет взглянуть на человека, его работу с иной стороны, делает нас только лучше. В конце концов, если ты видишь в инспекторе помощника и защитника, то наверняка он постарается соответствовать твоим ожиданиям.

Валентина СОСНОВСКАЯ, № 11 от 31 января 2013 г.

Новости по теме: