За рыбалку и "Поля чудес не жалко"

Дата публикации: 14.01.2013 - 07:41
Автор:
Просмотров - 946

altК золотой свадьбе Нина Александровна Швацкая готовилась основательно. Покупала обновки, сделала «химию» - для объёма. А накануне торжества мастер накрутила ей модные крупные локоны. В красноярском ресторане (именно там дети решили устроить праздник родителям) персонал по очереди выбегал посмотреть на диковинную пару. Удалялись они со словами: «Никогда таких не видели! 50 лет вместе? Обоим к семидесяти?!»
Стройная красивая невеста улыбалась, дарила гостям тёплые счастливые взгляды. Жених Владимир Иванович, по всему было видно, ею гордился, читал для неё свои стихи.

На Нину Александровну я обратила внимание давненько – что-то выдавало в скромнице, активной пенсионерке, недюжинную энергию. То в клуб «Ветеран» она спешит, то в музей на какую-то интересную встречу, то на зарядку для взрослых, что в центре соцобслуживания. Фигаро там, Фигаро здесь, да ещё всегда со своим фотоаппаратом! А недавно, ещё до торжества, удалось пообщаться. Первое впечатление не обмануло.

 

Их семья перебралась в Черногорск из Енисейска. Жизненный сценарий похож на многие другие. Владимир, в поисках лучшей доли и настоящей мужской работы, «разведал» в наших краях шахту, устроился туда работать и вскоре перевёз семью. Не без приключений, понятно. Жить поначалу было негде, пришлось даже в чужой квартире без спроса ночевать. И год тот (1969-й) выдался неурожайным. За картошку ломили такую цену – не подобраться, пять рублей за ведро. Однако справились. Учитель начальных классов, Нина устроилась в школу №4. Чуть-чуть поработала, и получила трёхкомнатную квартиру. Кто-то был искренне рад за юную учительницу, другие ворчали: «Это за какие такие заслуги? Она ж тут без году неделя!» Директор школы на это отвечал: «Молодым тоже в нормальной квартире жить хочется!»

Нина такой завидный аванс стремилась отработать с лихвой. Так со своими четвероклашками занималась, что они по сей день её уроки помнят. Мол, всё было как-то просто и понятно, до многих сложных вещей доходили «сами». А коллеги удивлялись, как у молодой учительницы с тихим от природы голосом получалось налаживать дисциплину и всегда своего добиваться.

- И как же? Откройте секрет!

- Во-первых, негромкий голос сам по себе воспитывает. Во-вторых, я ребят за каждую мелочь хвалила. И почувствовала, что от такой тактики отдачи гораздо больше, чем от окриков и дёрганья. На агрессию человек интуитивно как реагирует? Уходит в свою скорлупку, обижается. Некоторые даже энергию теряют, обессиливают, мучаются. Вместо того, чтобы добиваться результата!

Эту же модель общения Нина перенесла и на ребят из коррекционной школы №14, когда перевелась туда работать (поближе к дому). Из воспитателя выросла до учителя физкультуры. В гороно подталкивали: поступай в институт, раз со старшеклассниками есть желание работать! А у неё от одного этого слова дыхание захватывало. Она сможет учиться в институте? Когда набралась мужества и поступила (говорит, повезло на экзаменах), отец не поверил. Как это – их скромная дочь науку грызёт аж в Иркутске…

А она чуть было не забросила это дело. Потому как читала книги перед сессиями, а видела и слышала в этот момент, как трое её малышей, оставленные дома на отца, ревут и зовут её, «непутёвую» маму.

Муж, когда она влетала в квартиру, прибежав вприпрыжку с поезда, успокаивал: «Да они без тебя лучше себя ведут, чем когда ты рядом!»

Итогом учений-мучений стала возможность вести у ребят математику.

- Вот это было по мне! Нравилось, получалось, дети радовали успехами. Но главное, на что весь наш коллектив делал упор, было приучить наших особенных школяров к труду. Чтоб научились что-то делать руками, чтоб в жизни не пропали. На поля с шефами (с завода ЖБК), помню, выезжали. Тут, кстати, тоже бесполезно было внушения делать, покрикивать. Я просто, лишнего не говоря, сама начинала работать. И они подключались понемногу. Не отставать же!

- А в отношении своих детей ваши правила тоже «работали»?

- Да, вполне. Но я очень много им внимания уделяла. Дети для меня – центр вселенной. Я с ними, как наседка, занималась днями, часами, всегда. Теперь уже внуков доверяют. Их у нас пятеро – четыре внука и внучка, скоро появится правнук. Летом они непременно здесь, на моих блинчиках, оладушках, морковке, огурцах-помидорах с дачи. Упариваюсь на кухне, чтоб им угодить, но это совершенно не утомляет, наоборот радует! Только всё смеюсь над младшим. Бывает, рано утром ещё поспать хочется, а он встанет – и бегом на кухню. Сядет и ждёт что-нибудь вкусное. Я, понятно, за ним! А после завтрака и дедушка включается. Маяковского с ребятнёй вслух чеканит, Пушкина, Некрасова. Детвора многое из классики уже наизусть знает. Да и стихи деда, бывает, цитируют, особенно те, что с юмором, смешные. Семиклассник Марк, что из Красноярска, однажды на уроке литературы прочитал одно такое – пятёрку домой принёс.

- На рыбалку с собой всю эту гвардию берёте?

- Когда они здесь – да.

Первый этим делом «заболел» Владимир Иванович. Купил что положено, испытывать удочки начал… в ванной. А там и до рек-озёр добрался. Вскоре ездить на рыбалку начали вместе. Жена оказалась талантливой ученицей, частенько у неё клевало лучше, чем у важного учителя. И до того её этот процесс затянул, что готова даже самые долгожданные телепрограммы оставить и мчаться туда, где волшебные закаты и рассветы, где степь, лес, вода и воздух, какого в городах не сыщешь.

Любимые места – Троицкий, Знаменский заливы, озёра Ханкуль, Кызыкуль, Сарагаш, Лепёшкино, те, что в Красном Камне, Тутатчиково, в Ширинском районе – «это наш второй дом. Только вернёмся с уловом – снова в путь. И летом, и зимой».

А когда муж уезжает на рыбалку с друзьями, Нина Александровна собирает у себя подружек. Их, самых закадычных, проверенных, преданных, трое. Вскипятят чайку, расставят красиво конфетки-бараночки – и продолжают разговор, прерванный во время предыдущей встречи. Бывает, по косточкам разберут запавшие в душу или рассердившие телепрограммы, прочитанное в газетах и книгах обсудят. Обязательно в картишки перекинутся, с эмоциями, хохотом, изобличением «мухлёвщиц». А то, под настроение, песни затянут: «Помнишь, мама моя…», «На побывку едет молодой моряк», «Ой ты, рожь». Сольно обязательно исполняет любимую: «Ах зачем эта ночь так была хороша». Подружки, сколько слушают, столько и вздыхают.

- Это родные песни, у нас подборка есть с текстами. Запоём – и будто в молодость, в юность уносимся. Глаза блестят, сердца бьются!

А то Нина Александровна сама к подругам с ответным визитом соберётся. Через весь город – пешком, автобусы не признаёт.

- В день рождения всегда радуюсь, что вот сколько удалось пожить. Смотрю на тех, кто гораздо старше, и мечтаю добраться до их лет. За каждую минутку борюсь.

Интересно, что из телепрограмм Нина Александровна категорически не признаёт те, что о здоровье, еде и дачных делах. Мгновенно переключает канал, если начинаются «стрелялки». Зато Якубовича уважает и всё из позитивного, что на душу ложится. Может быть, это ещё один секрет молодости, кто знает?

Марина Кремлякова, "ЧР" №3 от 12 января 2012 г.

Новости по теме: