Жить захочешь – поплывешь!

Дата публикации: 03.03.2016 - 06:15
Автор:
Просмотров - 885

alt

Нередко, проходя мимо здания СУЭК, черногорцы останавливаются на минутку-другую посмотреть на фотографии, которые с утра до вечера сменяются на большом экране. Иной раз можно увидеть одноклассника, соседа по лестничной клетке, а то и случайного попутчика в автобусе. Молодые и в возрасте, мужчины и женщины – их всех объединяет одно: они не просто работают на предприятиях СУЭК в Хакасии. Но и добились успехов в выбранной профессии.

Среди фотографий есть одна, читая подпись к которой, возможно, не один прохожий недоуменно пожал плечами: то ли фотограф так удачно снял начальника смены обогатительной фабрики, то ли подпись перепутали. Сложно поверить, чтоб эта совсем еще молодая женщина на двенадцать часов в сутки становилась полноправным хозяином нового модуля.

Между тем ошибки никакой нет. Светлана Паркова и, правда, еще молода, но верно и то, что она начальник смены фабрики корпуса 0-25. Причем работает в этой должности уже не первый год, и справляется настолько хорошо со своими обязанностями, что руководство решило занести её на Доску почета.

ГОРНЯКОМ СТАЛА

ЗА КОМПАНИЮ

Глядя на эту миниатюрную девушку, сложно представить, что ей не понаслышке знакомы работа лопатой и разгрузка вагонов с углём. С такой фигуркой хорошо смотреться за прилавком модного магазина или в офисе перед монитором, но не в робе на шумной и, что уж там, пыльной фабрике.

- А я что – кувалду не могу в руках держать? – улыбаясь, говорит Светлана Паркова. - Ломом не сумею поработать? Да неправда, все женщины могут. Девушки не такой уж слабый пол. Я когда в 2000 году устроилась на фабрику, тогда нам иной раз так доставалось! Зима, холодина, ты в фуфайке, и вдруг сообщение – возврат вагонов из-за перегруза. Лопату берешь, на вагон кое-как залезаешь, потом скидываешь лишний уголь. Руки мерзнут, себя так жалко – а что делать? Работа. Я ж всю работу с низа прошла, поэтому сейчас как-то и легче мне.

Зачастую решая связать свою жизнь с угольной промышленностью, подростки опираются на опыт родителей, дядей и тётей, которые на практике знают, что такое быть горняком. Но иначе вышло у Светланы. В её семье, среди родных и знакомых шахтеров не было. Родители окончили текстильное училище. Туда же после окончания школы подала документы и Светлана. Впрочем, параллельно она отправила бумаги и в горный техникум. Прошла в оба учебных заведения, и выбрала горный. Туда поступали подруги и друзья, вот и решила не отбиваться от них.

- Честно скажу, не думала, что буду работать на фабрике, - рассказывает Светлана. - Училась скорее для себя. Потому что помню свой шок от практики на фабрике. В техникуме нам рассказывали, что будем мы сидеть в теплых, чистых помещениях, в белых халатиках и через ситечки уголь просеивать, анализ делать. И вот привозят нас на практику – мы в белых курточках, белых шапочках. Поднялись на яму привозных углей, тут же БелАЗ подходит, отгружает уголь, и все – нет уже белых курточек. Спрашиваем у преподавателя: «Мы здесь будем работать?!». А он нам отвечает, мол, да, но это только начало, дольше еще хуже будет. Увидели экскаваторы, все такое здоровое, испугались – как мы будем этим всем управлять?! Пошли в цех – а там эти грохота, сепараторы, объемы! Зашли в диспетчерскую, там пульт, смотрим и думаем – как один диспетчер всеми механизмами сам управляет?! А потом оказалось, ничего страшного и сверхсложного нет. Как говорится, жить захочешь – поплывешь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Впрочем, с первого захода взаимной любви с фабрикой не получилось. Проработав года полтора, Светлана Паркова ушла с предприятия, поклявшись себе, что никогда, ни за что не вернётся обратно.

Вышла замуж, а потом случайно встретила коллегу Татьяну Худоногову, а она говорит: «Светочка, народ требуется на фабрику, давай, иди!». первая реакция – отказ, ни за что! А потом все же решила попробовать.

Начала с должности технолога, и в этот раз всё пошло как-то легче, понятнее. Тем более что это был 2011 год, на фабрике приступили к строительству нового модуля класса 0-25, и молодой специалист в буквальном смысле слова, с фундамента узнавал фабрику.

- В моем становлении большую роль сыграла начальник смены Татьяна Зыкова, она мой наставник, - говорит Светлана. - Я когда пришла технологом на фабрику, то попала к ней. И она сразу сказала, мол, все, Света, ты у меня пойдешь далеко. Я в тебя верю, знаю, что сможешь. Вскоре мне предложили попробовать работать диспетчером, пока я думала, Татьяна Александровна решила за меня. Привела в диспетчерскую, показала всё и говорит: «Светочка, я через 5 минут приду, ты пока сама работай». А сама как ушла, так и всё, нет её. Ну куда деваться, пришлось страх в сторону убрать и дело делать. В общем, как в той поговорке про жить захочешь – я захотела и поплыла.

С полгода Светлана работала диспетчером. И вдруг новое предложение: стать начальником смены.

- Я всегда думала, что это страшная должность – руководить людьми, делится Светлана. - Не то что в себя не верила, но сомнения были, никогда в жизни не сталкивалась с руководящей работой. Диспетчер всё же только технологией занимается, а тут – начиная непосредственно от обеспечения работы фабрики, заканчивая решением личных вопросов: отпуска, спецодежда, какие-то конфликты на рабочем месте.

Первое время молодому начальнику смены пришлось нелегко, и разлады случались, и обиды были, не сразу общий язык нашли молодой руководитель и коллектив. Большинство работников люди не то что в возрасте, но старше Светланы. И, как вспоминает девушка, если б не семья и Татьяна Зыкова, может, и не выдержала бы, ушла обратно в диспетчеры.

- Татьяна Александровна меня постоянно наставляла, убеждала, и стыдно было подводить такое доверие, - говорит Светлана. – С Зыковой, порой, разговариваем, она говорит: «Вот, не хотела меня слушаться, боялась в начсмены идти. А я вас всех насквозь вижу, я тебе сразу сказала, что сможешь, у меня глаз наметанный. У тебя есть стержень». Дома тоже поддерживали. Мама хоть и удивлялась, что я на фабрику пошла работать, но подбадривала. Муж – электромонтер по пожарной сигнализации. Тоже далёк от моей профессии. Но всегда поддерживал. Я первое время домой приходила и говорила, что лучше лопатой 12 часов уголь кидать, тяжело, зато ответственности нет. А он мне отвечает: «Ничего, ты сможешь, в тебя верят».

ГЛАВНОЕ –

НЕ СОРВАТЬСЯ

- Главная сложность была в том, что молодая, - продолжает Светлана. - И нужно было пройти по узенькому мостку: не зазнаться - грудь колесом и никого не видишь, и панибратства не допускать, когда ездить на тебе начнут. Надо сохранить нормальные отношения, но и уметь твердость проявлять. Думаю, мне удалось это сделать.

12 часов непрерывной работы – вроде много, а между тем, говорит начальник смены, время пролетает только так. Ведь нужно проверить оборудование, слесарям и электрикам выдать наряды, потом проверить выполнение, где-то помочь в работе. Нередко и самой приходится брать в руки ключи, завинчивать болты, менять сальники.

- Знаете, характерно, что парни не идут на фабрику, боятся, что придется руками работать, лучше на разрез, там техника, - улыбается Светлана. - Ну так ведь и у нас не все 12 часов на лопате стоишь! Тем более что у нас сейчас оборудование другое, более строгий контроль. Многие хотят в офисе сидеть, чтоб тихо и чисто было. Но каждому свое, мне нравится именно фабрика. Вот даже грохот уже не чувствуешь. Разве что дома по привычке слишком громко говоришь. Маникюру, при желании, фабрика тоже не мешает. Зато есть возможность карьерного роста. А то станешь бухгалтером и всю жизнь на одном месте просидишь. Здесь же разные возможности, только не ленись – работай.

Есть люди, которые способны увлечь идеей, заразить желанием попробовать то, чем занят сам рассказывающий. Именно к таким азартным принадлежит Светлана. Можно заслушаться, как она говорит о фабрике! Да, это тяжелое производство, очень ответственная работа, но зато и реальная проверка своих сил и возможностей, жизнь на полную катушку! И это здорово, ей-богу, аж завидно становится. Нужно уметь – так относиться к своему делу, так его любить, что эти чувства передаются собеседнику.

Тем более что одной лишь сменой дела не ограничиваются. Девушка вместе с коллегами отзывается на любые предложения где-нибудь поучаствовать, испытать себя, будь то спартакиада или КВН по технике безопасности на производстве и охране труда. Кстати, в минувшем августе на фабрике впервые была создана женская команда, и она сразу же, в первом турнире стала победителем по волейболу. Эх, сетовала Светлана, не дали в беге посоревноваться и в перетягивании каната, ну и пусть бы не победили в последнем виде, зато хоть попробовали бы!

Надо сказать, что вскоре после второго прихода на фабрику, Светлана решила поступить на заочное отделение Красноярской академии цветных металлов и золота на факультет «Открытые горные работы». Задумано – сделано! И сейчас она уже заканчивает четвертый курс. «Ведь учиться это так интересно, столько для себя нового узнаешь!» – делится своими мыслями начальник смены.

- Мне очень нравится работать на фабрике, - говорит Светлана. - Каждый день что-то новое происходит. Себя каждый день испытываешь, мол, я могу, я сделаю. Мы все вносим вклад в общее дело, в безопасность, технологию, развитие, нововведения. Смена хорошо отработала - и всё, в душе радость. Хоть и устала, 12 часов это немало, но есть удовлетворение. Плечи раздвинулись, я могу! Правда, очень интересно! И оборудование, и люди замечательные. Думаешь, мы уголь на экспорт отправляем, качество отличное нужно давать. И когда приходят бумаги, что партия хорошая, претензий нет, чувствуешь удовлетворение – не зря отработали, показали уровень! Приятно, когда нашу смену хвалят, есть ощущение, что и моя роль в этом есть. Свою смену очень люблю, моя она. Это наш мирок, где все ответственно к делу подходят, помогают друг другу. Коллектив очень хороший и дружный. Ведь и победа в волейболе тоже потому была, что помогали. Одно до сих пор непривычно, что взрослые женщины называют меня по имени-отчеству. И знаете, вот честно, никогда за всё время не было такого, чтоб не хотелось на смену идти.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

фото автора, «ЧР» № 16 от 3 марта 2016г.

Новости по теме: