Здравоохранение - не завод, все должно быть проще

Дата публикации: 31.10.2013 - 06:48
Автор:
Просмотров - 641

alt

На прошлой неделе в Новосибирске состоялась встреча полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского с победителями конкурса журналистского мастерства «Сибирь.ПРО». Каждый мог задать волнующий вопрос и получить развернутый и компетентный ответ.

Томичей волновала проблема с электричками – будут ли они ходить до них из Новосибирска? Журналисты из Омска подняли тему домов престарелых, коллеги из Междуреченска говорили о развитии туризма.

Что касается Хакасии, то полпред признался, что пусть знает республику не как свои пять пальцев, все же раз семь-восемь посещать наш край приходилось.

- Хакасия, хоть и небольшой регион, но выделяется из небольших национальных регионов, - отметил Виктор Толоконский. – У вас не только самая крупная ГЭС, но и крупнейшие заводы по производству алюминия. Когда я посещал эти объекты, рождалось чувство гордости, и даже нереальности. Особенно когда видишь, как из металла делается тончайшая фольга. В Хакасии есть железнодорожный узел, есть предприятия по переработке сельхозпродукции. Словом, достаточно мощная базовая промышленность. В экономическом плане этот регион можно причислить к регионам с сильной экономикой, таким как Красноярский край, Иркутская, Томская области.

Знает полномочный представитель и об Абакано-Черногорской агломерации. В целом он положительно отзывается о проекте. Лишь делает пометку, что нельзя забывать об «интеграционных связах». То есть, создавать из разрозненных частей целое. Например, чтобы развивалось сельхозпроизводство, нужно строить предприятия по переработке этой сельхозпродукции, и так далее. Главное, чтобы все работало и было эффективным:

- Нельзя полагать, что, придумав громкое название проекту, регион будет получать большие деньги из федерального бюджета, - добавил он.

На вопрос, касающийся медицинской сферы, Виктор Александрович отвечал долго и обстоятельно. Не раз приходилось слышать от руководителей медицинских учреждений, что «с них много требуют». Это работа не только с пациентами – квалифицированная помощь, обслуживание на должном уровне, но и с врачами (зарплаты), и с помещениями (содержание зданий в надлежащем состоянии). А финансов, как известно, на все не хватает. Приходится «выкручиваться» платными услугами, но мы понимаем, что это неправильно. Лабиринт получается. Где же выход?

- Есть много объективных сложностей, в том числе недостаток ресурсов на расходные материалы – препараты, оборудование, коммунальное обеспечение, - начал полпред. - Много проблем с несовершенством различных регламентов, инструкций, слишком много отчетности… Есть немало и субъективных причин: в чем-то упустили проблему самой организации работы лечебных учреждений. Долго находились в иллюзии утверждения, что стоит «добавить денег», и проблемы решатся. Добавили. Бюджет здравоохранения несколько лет назад увеличился почти вдвое. Стали закупать оборудование, строить новые центры. Объективность, доступность медицины возросла: если раньше какая-то единица оборудования была одна на всю область, то сейчас их сотни. В большинстве городов построены перинатальные центры, онкоцентры, кардиоцентры.

- Сегодня практически нет таких форм лечения, которые нельзя было бы получить в России, - заявил полпред. - Разве что за исключением совсем редких патологий. А раньше вообще ничего не было. Шунтировать, делать операции на позвоночнике, заниматься нейрохирургией не могли…  Сейчас все возможно. Но появились другие сложности.

Проблемы и у пациентов, и у врачей действительно остались. Сейчас если спросить у простого прохожего, лучше ли стала работать сфера здравоохранения, он скажет, не знаю, не чувствую, не ощущаю...

Виктор Толоконский отметил, что нужно очень многое изменить в подходах к диагностике, лечению, возможно, даже в медицинском образовании. Ведь дело в том, что многие спорные вопросы лишь добавлением финансовых средств не решить.

Есть проблемы в кадрах – доля управленцев и вспомогательного персонала больше, чем врачей. При такой структуре сделать достойной зарплату медицинского состава очень сложно. Нужно убрать многие должности, а еще виды отчетности, которые ничего кроме бюрократии не несут.

Все должно быть просто: у каждого человека - свой лечащий врач-терапевт. Такая практика широко используется во всем мире - когда врач оказывает не разовую услугу (нужна справка или болит голова), а сопровождает по жизни. Мы же не всегда знаем своего врача, а врач уж точно не всегда знает нас.

- Все настолько запутано, что мы до сих пор подходим к здравоохранению как к сложному заводу. Все должно быть проще. Можно ситуацию переломить, но на это нужно время…

- А много? – спросил кто-то из журналистов.

Конкретная цифра так и не прозвучала.

Вера ГЕРАСИМЕНКО, «ЧР» №131 от 29 октября 2013 г.

 

Новости по теме: