Юпитеров – не протолкнуться, а бык на всех один. Так це ж Европа!

Дата публикации: 07.08.2014 - 03:56
Автор:
Просмотров - 831

alt

С древнеримских времен до нас дошла поговорка: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку», она четко разграничивала - есть всемогущие господа, и есть безмолвные рабы. Впрочем, что с них взять-то, с древних, вот в наше-то, просвещенное и декларируемо демократическое время такое вроде бы и невозможно. Но события последних месяцев, признаться, поставили в тупик. Да даже и не месяцев, а дней.

 

Итак, небольшой кусок хронологии второй половины июля. МИД Латвии включил трех известных российских артистов:  Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Валерию в «черный список» для въезда в страну. По мнению представителей демократичной европейской страны, артисты не имели права публично выражать свою поддержку Крыму по поводу его воссоединения с Россией, напротив - возмущаться и не одобрять, как, скажем, Макаревич или Шевчук, за ради бога, поддерживать - нельзя! А раз так, то шлагбаум перед ними, а не участие в фестивале «Новая волна», который проходил в Юрмале.

Что характерно, новость эта лишь самым краешком скользнула по информационному эфиру и ушла в небытие. Так же, как и то, что на самом фестивале лишь Николай Басков рискнул появиться в футболке с портретами трех певцов, с запрещающим знаком и подписью «No Comments».

- Это единственный экземпляр, который я сделал, чтобы выразить четкую позицию, что я против того, что ущемляют права моих коллег и вообще права россиян. Получается, что в культуру начинает вмешиваться политика. Поэтому я поддерживаю своих коллег, все, что они сказали - и Кобзон, и Валерия, и Газманов», - пояснил Басков.

Чуть больше экранного времени новостные каналы уделили тому, что новые власти европейски ориентированной Украины вместо решения экономических, политических, социальных и еще сотни других проблем, запретили на территории страны показ фильмов «Поддубный» и «Белая гвардия». Мол, там в невыгодном свете представлен украинский народ. На что, на мой взгляд, хорошо отреагировал министр культуры России Владимир Мединский. В своем твиттере он написал, что останавливаться на достигнутом не стоит, а надо запретить вообще всего «М.Булгакова, а также пренебрегавшего ридной мовой Н.Гоголя и тайного русофила Т.Шевченко (писавшего личные дневники только на русском)».

В первых числах августа появилось еще одно сообщение из страны новорожденной демократии - очередной шаг по укреплению порядка на Украине заключается в подготовке списка из 500 российских деятелей культуры, которым запретят въезд в незалежную. Это притом, что несколько ранее уже был подготовлен аналогичный список из десятков российских журналистов. И те, и другие признаны персонами нон грата за позицию по Крыму и вообще оценку происходящих событий.

И вот что характерно, даже в нашей стране об этих инициативах говорят мельком, во многих иностранных СМИ их и вовсе не замечают. Можно б было сказать, а что ж такого, внутренние дела между двумя государствами, вот в них и не вмешиваются. Или оценить эти запреты как игры в детской песочнице:

Ты мне больше не подружка,

Я те больше не дружок.

Не играй в мои игрушки

И не писай в мой горшок!

Да вот одно мешает, как представлю реакцию мирового сообщества, если  б нечто подобное позволили себе российские власти. Скажем, запретили бы въезд в страну Кикабидзе или изгнали из русского сегмента интернета фильмы со Сталлоне. Чувствую, вопли о «тюрьме творческого народа» достигли бы небес. Но нет, Кикабидзе по-прежнему кроет почем зря Россию, но зарабатывает здесь. Так сказать, «художественную» выставку Сталлоне пустили не просто в страну, а в Русский музей!

Еще диссиденты несколько десятилетий назад устроили великий плач о бездушно кровавом СССР, который запрещал книги некоторых авторов, и до сих пор этот стон несется сквозь пространство. Но что удивительно, кроме разве что библиофилов мало кто знает, что и в других государствах распространена практика запретов книг и фильмов. И сейчас в некоторых штатах и школьных округах США, скажем, запрещены «451 градус по Фаренгейту» Бредбери. Да что говорить, местами существует запрет на детскую книгу Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»!

По политическим мотивам в разных просвещенных странах Западной Европы и Америки запрещали «Чудесный новый мир» Хаксли, «Гроздья гнева» Стейнбека, «Бойню номер пять» Воннегута. Уже в 21 веке не раз запрещались фильмы и книги. Но это отчего-то не вызывает особого недовольства ни среди западных представителей творческой интеллигенции, ни тем более отечественных либеральных поэтов да писателей.

Более того, санкционные западные списки, запреты фильмов и книг признаны совершенно законным и справедливым делом, мол, страна должна защищать свои интересы. Хорошо, не буду спорить, должна. Вот только один вопрос остается, почему одним эти интересы можно и должно защищать, а другим возбраняется. Или все, как и пару тысяч лет назад: «Quod licet Jovi, non licet bovi»?

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №83 от 7 августа 2014 г.

Фото с сайта /shoubiz.com.ua/

Новости по теме: