Всего лишь один день

Дата публикации: 11.12.2013 - 02:14
Автор:
Просмотров - 829

alt

Утро. Как обычно просматриваю почту, вдруг пришло что-то срочное. В списке писем вижу сообщение от инспектора по пропаганде ГАИ Ирины Яковенко «ДТП с ребенком».

 «5 декабря в ДТП снова пострадал ребенок. Около 17:15 водитель на автомобиле «Форд Фокус» ехал по улице Бограда. На регулируемом перекрестке улиц Бограда-Садовая, со слов очевидцев, он проехал на запрещающий красный сигнал светофора и совершил столкновение с автомобилем ВАЗ-21140, который двигался по улице Садовая на разрешающий сигнал светофора. После столкновения автомобили отбросило на металлические ограждения.

 В салоне отечественного автомобиля на заднем пассажирском сиденьи находился пятилетний мальчик, которого отец перевозил без использования детских удерживающих устройств и вообще не имел права садиться за руль. Еще в сентябре этого года водитель ВАЗа был лишен права управления по статье 12.26 часть 1 КоАП РФ за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Из-за преступной халатности взрослых малыш получил травмы головы. В настоящее время ребенок госпитализирован. У его отца дисторсия шейного отдела позвоночника.

 Сотрудники Госавтоинспекции обеспокоены состоянием аварийности с участием детей пассажиров. Всего с начала года в Республике Хакасия зарегистрировано 61 ДТП с пострадавшими детьми пассажирами, в которых 4 ребенка погибли и 72 получили ранения. В Черногорске получили травмы 11 детей пассажиров. Одним из сопутствующих факторов, повлиявших на рост таких происшествий, стала перевозка водителями транспортн­ых средств детей без детских удерживающих устройств и ремней безопасности».

Читаешь и думаешь, как же так получается, ведь наверняка сознательно никто не хочет оказаться на больничной койке, тратиться на ремонт машины, уплачивать штрафы, а они сейчас отнюдь не маленькие. Но при этом день за днем выпившие садятся за руль, родители возят детей без кресел, на дорогах порой ощущаешь себя невольным участником «Формулы 1». Когда же происходит беда, удивляются – и как так случилось?

УТРЕННЯЯ РАЗМИНКА

 На часах 7.30, за окном темень, но хочешь не хочешь, а надо отправляться на работу. Подбадривает одно – вместе со мной на улицах тысячи человек, кто спешит в офис, кто на предприятие, кто везет ребенка в школу. Потоки людей, потоки машин.

 Переходя очередной перекресток, вдруг слышу визг шин, оборачиваюсь, метрах в пятнадцати от «зебры» совершенно спокойно топает молодой человек. На громкий звук он даже не обернулся, да, скорее, и вовсе его не слышал, в наушниках любимая музыка, тут не до того, чтоб вертеть головой по сторонам. А учитывая черно-серую зимнюю униформу мужчины, подозреваю, что водитель испытал немало эмоций, когда из-под капота его машины вдруг вынырнула фигура и спокойненько пошла на другую сторону дороги. Увы, но прохожих этот случай никак не взволновал. Не попал под легковушку, ну и ладно.

 Дорогу на работу помогает преодолевать автобус. Старенький пазик тихо трюхает по улицам, порой кажется, что пешеход обгонит тихоходную технику, но, оказывается, и водителю маршрутки иногда приходится экстренно тормозить. Стоящие пассажиры дружно ругают рулевого, мол, кто так ездит, не дрова же везет! И мало кому видно, что причина экстренной остановки прямо перед капотом автобуса. Молодая мамаша с коляской решила, что успеет перебежать дорогу, и рванула прямо под носом машины.

И сколько их, таких мам, пап, дедушек и бабушек, считающих, что дорогу можно перебегать там, где удобнее, и не заморачиваться по поводу светофоров, «зебр». Вот и прыгают взрослые под колеса машин, да еще и детей с собой тянут. И как потом объяснить ребенку, что правила дорожного движения не просто так придуманы, что написаны они чужими болью и кровью, что в здравом уме ни одному человеку не придет в голову прыгать из окна многоэтажки, чтобы сократить путь, и здравомыслие не должно покидать при подходе к дорогам.

Возле «Гостиницы» инспекторы ДПС ведут очередную борьбу с нарушителями. Вон в метрах десяти от «зебры» шустрая женщина бодро топает через проезжую часть. Видно, как к ней подходит сотрудник, и объясняет, мол, гражданка вы нарушили, давайте составим административный протокол. Но дамочка попалась норовистая, отталкивает инспектора и что-то громко кричит. Что именно, в автобусе не слышно, но подозреваю, что не стихи она декламирует. Прохожие тут же проникаются сочувствием к ней и с негодованием обрушиваются на стражей дорожного порядка.

- Разные случаи бывают, - рассказывает Ирина Яковенко, - правда, хочу отметить, что большинство людей весьма адекватно реагирует на замечания, честно говорят свои данные, а не выдумывают фамилии и адреса. Соглашаются с фактом нарушения и тем, что придется платить штраф. Но бывают и другие ситуации. Особенно тяжело с пожилыми людьми. Нередко они уверены, что поступают правильно, переходя там, где удобно, или на красный сигнал светофора, мотивируя: «Так машин-то не было! И никому я не мешал». Сегодня утром мне мужчина, которого задержали за переход в неположенном месте, минут пятнадцать пытался втолковать, что это не он виноват, а мы. По его мнению, переход неправильно расположен, потому что от него до магазина дальше идти, а надо, чтоб было иначе. Так и не смогли объяснить его неправоту.

СЕРЫй полдень

Пасмурный серый день, снега нет, все прибито пылью так, что даже в полдень город напоминает не живой организм, а картину. По дороге едут машины, у одних фары, как положено, включены, другие скользят тенями. Стало интересно, сколько же забывают включить лампы? Через минуту поняла, что сосчитать все автомобили просто не успеваю, стала смотреть на едущих только по одной полосе. А ведь интересная статистика получается! Где-то треть водителей или забывает о фарах, или сознательно не включает их. Между тем, яркие огни издалека привлекают внимание пешеходов, тогда как без освещения легковушку замечаешь, когда она уже подъезжает вплотную. А ведь некоторые рулевые даже в темноте умудряются передвигаться без света.

6 декабря именно такое поведение водителя привлекло внимание сотрудников ГАИ, патрулировавших в Девятом поселке. Представьте,  почти восемь вечера, темень полная, а по Октябрьской бодро катит легковушка. Естественно, стражи дорожного порядка остановили ее, начали проверять документы, и выяснилось, прав у молодого мужчины нет. Год назад парень был лишен водительского удостоверения на 18 месяцев за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Но урок впрок не пошел, и черногорец вновь сел за руль нетрезвым. Более того, на переднем сиденьи легковушки инспекторы обнаружили пакет с марихуаной, вес составил ни много ни мало, а почти два килограмма! Так что теперь нарушителю придется более серьезно подумать о дальнейшей судьбе. Помимо штрафов, административного ареста на одиннадцать суток, против него еще и уголовное дело возбудили по факту перевозки наркотиков в особо крупном размере.

Возле поликлиники замечаю какое-то оживление. Улыбаются водители, смеются пешеходы. Оказывается, на дежурство вышли ребята из ЮИД. Они подходят к прохожим, рулевым, вручают какие-то памятки, разговаривают со взрослыми. С какой серьезностью школьники относятся к своей миссии – объяснить людям, как правильно себя вести на дороге! Что приятно, старшее поколение весьма благосклонно встречает подростков, послушно кивает в ответ на их слова, соглашается, что, конечно же, да, нарушать нехорошо. И вроде бы все довольны. Дети, что сделали важное дело, взрослые, что получили толику хорошего настроения.

- Часто проводить такие рейды мы не можем, - поясняет Ирина Яковенко, - но стараемся, чтобы каждый ребенок обязательно принял участие в таком мероприятии. Ведь это же очень важно для них. Заранее они рисуют картинки, повторяют правила, готовятся к беседам. Какой гордостью светятся глаза ребятишек, когда их слушают! И самое главное, пока идет подготовка, они лишний раз тренируются в знании законов, а это важно.

Вот тут я совершенно согласна с Ириной. Именно такая форма обучения приносит наилучшие плоды, когда знания даются в процессе живого общения, а не в виде мертвой методички. К слову сказать, ни один участник ЮИДа не попадал в аварии по своей вине.

На работе коллеги обсуждают недавнюю историю, когда в Абакане водитель-наркоман сбил на пешеходном переходе группу школьников, которые переходили «зебру» на разрешающий сигнал светофора, в сопровождении учительницы, но и эта мера предосторожности не спасла детей. Неадекватный парень на скорости буквально снес двух мальчишек, обоих с тяжелыми травмами отправили в больницу, и до сих пор один в реанимации.

И вот приходит сообщение, принято решение вообще закрыть эту «зебру», мол, рядом есть надземный переход. Но ведь прежде ее не закрывали потому, что надземным не могли воспользоваться инвалиды, мамам с коляскам также почти нереально подняться по лестнице. А тут вдруг осенило – закрыть. Да еще и школы проверить, провести встречи с учителями.

Так и хочется воскликнуть, помилуйте, при чем тут это?! Ведь дети и учитель шли правильно, соблюдая все нормы. Кто же мог знать, что на дороге появится наркоман? Или так проще сделать вид, что провели работу, обеспечили, так сказать, профилактику?

Тема профилактики – это вообще отдельный разговор. Безусловно, она должна быть. Другое дело, в какой форме должно вестись предупреждение. К сожалению, нередко бывает так, что профилактика проводится формальными методами. Устроили концерт в поддержку безопасности движения, раздали прохожим памятки, и все. А ведь есть и иные варианты.

 В свое время один из местных информационных ресурсов запустил отличный, на мой взгляд, проект. Читатели, которые стали свидетелями нарушений правил дорожного движения и со стороны водителей, и со стороны пешеходов, и снявшие этот факт на видео, отсылали ролик на сайт, а затем городская ГАИ комментировала, как отреагировала на полученную информацию. Был ли привлечен к ответственности нарушитель, какое наказание он получил. И судя по тому количеству роликов, что вскоре появилось на сайте, идея показалась правильной и жителям республики. Однако впоследствии проект закрыли, мол, с точки зрения процессуальности эти ролики не имеют статуса доказательств. А жаль, ведь таким образом очевидцы помогали повышать безопасность дорожного движения.

ВЕЧЕРНИЕ НОВОСТИ

Вот и закончен еще один рабочий день, пора домой. На улице разыгрался нешуточный ветер, идти несколько кварталов от остановки пешком не хочется, так что вызываю такси.

Ой-ёй, знала бы заранее, что поездка будет настолько волнующей, лучше бы пешочком отправилась. Уставший и раздраженный водитель летел по городским улицам, словно претендовал на победу в престижной гонке. Лихо подрезая другие машины, огибая пешеходов на «зебре», он еще и без умолку комментировал все и вся. Пешеходы – бараны, водители – того хуже, ездить никто не умеет, кроме самого таксиста, разумеется. Десять минут поездки показались  месяцем. Слава Богу, что ни в кого мы не врезались и до подъезда добрались живыми.

Включаю вечерние новости, перещелкиваю каналы, но везде одно и то же.  Львиная доля эфирного времени посвящена дорожно-транспортным происшествиям, там сбили человека, там столкнулись машины, там пьяный лихач врезался в автобус.

И еще неизвестно, что принесет ночь…

Перед сном просматриваю почту. Еще одно письмо от Ирины «Приговор».

«Пятого декабря вступил в силу приговор Черногорского городского суда в отношении водителя, который летом на «зебре» сбил пешехода. Он проявил преступную небрежность и невнимательность, не заметил вовремя остановившийся перед пешеходным переходом на правой полосе для движения автомобиль TOYOTA. Рулевой продолжил движение вперед с прежней скоростью по левой полосе для движения. В тот момент по пешеходному переходу дорогу переходил пешеход, уверенный в безопасности своего движения, так как вышел на дорогу только после того, как убедился, что машины его пропускают. 

 Иномарка совершила наезд на пешехода на «зебре». Мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью. Суд квалифицировал действия подсудимого по части 3 статьи 264 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Водитель признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права управлять транспортным средством сроком на три года».

 

С начала года на территории города угольщиков было зарегистрировано 877 дорожных происшествий с материальным ущербом. В 101 ДТП пострадали люди, 5 человек погибли. Произошло 23 аварии с пешеходами, причем 14 пешеходов сами грубо нарушили правила дорожного движения. По вине нетрезвых водителей произошло 16 ДТП. В 21 аварии основной причиной явилось нарушений скоростного режима. 

 

 Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №147 от 10 декабря 2013 г.  

 

Новости по теме: