«Воронок», «Моргуновка» и другие ретро легенды

Дата публикации: 15.04.2014 - 07:00
Автор:
Просмотров - 862

alt

Случайно увидев в интернете информацию о частном музее ретро автомобилей в Минусинске, тут же решила там побывать, ведь для нашего региона - это редкость.

Поплутав даже с навигатором по пыльным переулкам частного сектора – гаджет вел нас самым коротким маршрутом для таксистов – нашли музей «АвтоМотоТехники СССР» во дворе бывшего купеческого дома на окраине города. В доме по-прежнему лавка, только продают там современные товары. Однако музей не потерялся среди вывесок «Бытовая химия» и «Продукты», ведь путь к нему, словно маяк, указывает вздетый на постамент «Москвич – 400».

Под ним надпись: «Мы создаем музей, чтобы отдать дань уважения старшему поколению. Нельзя забывать свою историю – историю великой страны СССР».

Оформлен музей соответственно - в плакатном стиле советских лет. А посетителей в маленькой комнате-офисе встречает под звуки «Марша славянки» аудиогид. После короткого вступления слово берет хозяин музея, он же по совместительству директор и экскурсовод, а также председатель совета автомобилистов Минусинска Владимир Григорьевич Ежов, который вместе с сыновьями Игорем и Владиславом и собрал коллекцию советских ретро автомобилей. Сегодня коллекция семейной династии Ежовых насчитывает более десятка мотоциклов, мотороллеров и 20-ти авто.

Вначале были 1:42

- 20 лет жили в Норильске, - рассказал Владимир Григорьевич, - как северяне отдыхали на южных курортах страны, ездили в Москву, Ленинград. Мои сыновья, ничем не отличаясь от других детей, просили: «Купи машинку! Купи машинку!» Чтобы не сделать из пацанов неврастеников, покупал им модельки. Сегодня вы видите их в этой коллекции.

Выехали с Севера в 1991-м году – это был развал СССР, и старые машины потащили в металлолом, а тут еще правительство объявило акцию, когда при обмене подержанной машины на новую давали 50 тысяч. Вот тогда и возник план, почему бы от масштаба моделек - 1:42 не перейти к масштабу 1:1, то есть не собирать настоящие машины?

Ставку решили сделать только на советский автопром – на все, что выпускалось в Советском Союзе, – машины, мотоциклы, мотороллеры, мопеды. Вот так за три года с 2003-го мы собрали нашу коллекцию. Ездили по всем окрестным деревням, стучали в первый попавшийся дом и спрашивали: «Не знаешь ли, бабуля, у кого во дворе стоит старая машина или мотоцикл?» И нам подсказывали: «А вот там-то дед умер и во дворе ржавеет мотороллер или «Запорожец». Давали объявления в газеты, на телевидение. Пока упор сделали на авто-, мототехнику, выпуска по 1970-е годы включительно. Потому что она первая пошла под пресс. В планах, конечно же, постепенно добавить в коллекцию «Жигули», «Волги» и «Москвичи», потому что через некоторое время молодежь забудет и Советский Союз, и марки автомобилей, которые были популярны в тот период.

Когда собрали коллекцию авто, решили - нужно заставить их работать!

Вместе с сыновьями три года восстанавливали коллекционные экземпляры, поставили их на ход. Теперь каждую машину и мотоцикл можно завести и выехать. И знаете, чувствовать, что это не «мертвые», а вполне «живые» экспонаты – большое моральное удовлетворение! Первый раз мы выехали на своих коллекционных авто на парад в честь 60-летия Победы. С тех пор некоторые машины так и стоят наряженными – с транспарантами «За Родину, за Сталина!»

Наши руки – не для скуки

Есть в музее небольшой ремонтный блок, где Ежовы реставрируют экспонаты. А еще доводят их до оригинальной комплектации, то есть разбирают, удаляют все лишнее, что могли «навесить» прежние владельцы, чтобы экспонат выглядел так, как выпускался с завода. Сегодня в мастерской обосновался ЗиМ (выпускал такие машины завод имени Молотова - это 8-местный автомобиль: 3 человека впереди, 3 – сзади плюс два откидных сиденья). Впрочем, скорее это еще только голый скелет. Купили его неподалеку в деревне Калинино и уже три года реставрируют, ведь, во-первых, очень дорого все обходится, а во-вторых, найти родные запчасти совсем непросто. Например, лобовое стекло ждут из Украины. Предполагают, что реставрация ЗиМа обойдется тысяч в 600. Пока восстановили кузов – ЗиМ «сгнил» процентов на 50.

- Когда впервые выехали на парад в честь 60-летия Победы, многие о нас узнали, - продолжает рассказ Владимир Григорьевич, - ведь все местные каналы показали парад в новостях. И тут телевидение сыграло с нами злую шутку. Те старые авто, что можно было купить у бабушек по сходной цене, вдруг резко подорожали. Владельцы отвечали: «А ежели я в Англию отправлю эту машину, то такие деньги заработаю!» Ну, мы парировали: «Бабушка, коли знаешь дорогу в Англию, подскажи и нам, бизнес откроем».

Приезжали к нам гости из Москвы и три дня уговаривали продать всю коллекцию за хорошие деньги, пообещав, что сможем на них купить три квартиры в столице. Но на семейном совете решили, что мы коренные сибиряки, здесь наши корни, и поэтому никуда не поедем. В столице мы «потеряемся», ведь там и так много различных музеев, а в Сибири нужно развивать такой музей, чтобы наши земляки имели возможность соприкоснуться с историей. Отказались, но связь с москвичами поддерживаем. Спасибо, они подсказали нам, что не нужно сидеть с закрытыми воротами, а сделать офис. Никто нас не учил музейному делу, до всего доходим сами.

В музее не только машины - закупаем журналы «За рулем». Чтобы привлечь молодое поколение, чтобы пришли, почитали. Видите, у нас тут организовано что-то типа маленького читального зала. Журналы, кстати, тоже раритетные – с 1934 года выпуска.

Что подкупает – хозяева частного музея не выставляют твердой цены за посещение, а просят помочь посетителей кто чем может. Это разительно отличается от подхода, когда дело для души превращают в источник дохода. Не подумайте, я не против коммерческих проектов, и они тоже должны быть делом для души, но цели у энтузиастов и коммерсантов все же разные. Здесь яркий пример именно энтузиазма. И в этом случае хочется помочь совершенно искренне. Владимир Григорьевич особо подчеркнул, что пожертвования не тратятся на продукты и рубашки – на это есть пенсия и зарплата. Взносы посетителей идут только на содержание и реставрацию экспонатов.

Фото на память?

Музей Ежовых отличается от прочих демократичностью. Это не строгие залы, где экспонаты отгорожены от посетителей стеклом и веревочками. Нам сразу сказали, что разрешается трогать экспонаты руками, обойти со всех сторон и фотографировать сколько душе угодно без дополнительной платы. Да и места, конечно, маловато – в общий «выставочный зал», который напоминает простой склад, уже не вошли несколько машин. Их держат дома. Так что вопрос о расширении музея давно назрел.

Рядовые Великой отечественной

Первый экземпляр, с которым познакомились, – «УралЗиС-355». В коллекцию Ежовых он попал разукомплектованным прямо с постамента, где в виде памятника стоял в одной из автотранспортных организаций Минусинска.

Его прародителем был ЗиС-5 – одна из легендарных рабочих лошадок Великой Отечественной войны (он же «трехтонка», он же «Захар», он же «Захар Иванович»). В октябре 1941 года ввиду угрозы захвата германскими войсками Москвы производственные мощности ЗиСа (первый государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина) были эвакуированы в Шадринск, Челябинск, Ульяновск и Миасс.

Серийный выпуск ЗиС-5 начался в 1933 году. Собирался он полностью из отечественных комплектующих, а во время войны его конструкция была максимально упрощена – в суровые годы количество было важнее, чем качество. Кстати, легендарная «Катюша» также создавалась на основе этого грузового автомобиля.

В 1947 году была проведена модернизация автомобиля. Тогда же на облицовке радиатора уральских ЗиСов появилась пятиконечная звезда и выштамповка «УралЗиС».

Как характеризуют ЗиС водители той поры: «Хорошая машина, сильная, но кабина никудышная: летом скрипит, пыль во все щели, а зимой – очень холодно».

Из Хакасии на таких машинах возили грузы в соседнюю Туву. Водители вспоминали, что зимой одевали тулупы и унты, а стекла натирали солью, чтобы не затягивало. И за счет того, что вентилятор большой, от двигателя горячий воздух поступал в кабину, она немного нагревалась. А резины хватало на один рейс – гравийная трасса через два перевала была очень сложной.

Еще один легендарный рядовой войны - «полуторка» «ГАЗ-АА», получившая это имя благодаря своей грузоподъемности в 1,5 тонны.

В первые месяцы войны потери в технике у Красной Армии были огромными.

Перед автопромом была поставлена жесткая задача в кратчайшие сроки обеспечить фронт и тыл необходимым количеством грузовиков. И без того простая конструкция «полуторки» была пересмотрена и максимально упрощена.

Передние крылья стали плоскими Г-образными. Их гнули на гибочном станке из кровельного железа, а потом сваривали, чтобы экономить дефицитную штамповочную сталь. Изменилась и кабина: вначале она стала деревянной, а потом и вовсе лишилась «твердой» крыши - ее заменил матерчатый тент на каркасе. Вместо привычных дверей появились треугольные боковые загородки и сворачиваемые брезентовые «скатки».

Убрали бамперы, глушитель, боковые откидные борта (погрузка осуществлялась только через задний борт) и даже передние тормоза. Все машины комплектовались только левой фарой, унифицированной с бронетехникой.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, кабина опять стала деревянно-металлической и оставалась таковой до окончания производства грузовика. Позже вернулись передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.

Последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года.

Кстати, полуторка - первый экземпляр, который появился в музее Ежовых. Они ее выменяли на трактор, который специально купили для этой цели.

Машина с печальной репутацией

ГАЗ-М-1 («Эмка») советский легковой автомобиль, который печально известен как «воронок» или «черный воронок», которых так боялись в годы массовых репрессий – на них сотрудники НКВД приезжали по ночам, чтобы произвести арест.

Выпускалась «Эмка» даже в годы войны - на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей.

Основой для ее разработки стал модельный ряд американского филиала «Форда».

Документация по автомобилю была передана «ГАЗу» американской стороной по условиям договора, а подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно.

Работы по модели, получившей впоследствии индекс ГАЗ-М1, начались осенью 1933 года, а первые опытные образцы появились в феврале 1935 года. Буква «М» в индексе возникла оттого, что завод стал носить имя тогдашнего главы правительства СССР (председателя Совнаркома) - Вячеслава Михайловича Молотова, а «1» - порядковый номер модели.

ГАЗ-М1, “Эмка” - стала символом целой эпохи. На ней ездили советские чиновники средней руки, в Великую Отечественную она верой и правдой служила высшему командному составу и была служебной машиной НКВД.

Почему «Родина» стала «Победой»

В коллекции Ежовых кроме вышеназванных есть и другие интересные марки автомобилей. Чего стоит знаменитая «Моргуновка», на которой в фильме «Операция Ы» ездили герои Леонида Гайдая. Или «Победа», о которой Владимир Григорьевич рассказал политический анекдот, как первоначально планировалось назвать новую машину «Родина». Узнав об этом, И.В. Сталин иронически спросил: «Почем «Родину» продавать будете?». Название тут же изменили на «Победу». Сталин ответил: «Невелика победа, но пусть будет «Победа».

«Победа» стала первым советским автомобилем, серийно производившимся на Горьковском автозаводе в 1945-1958 годах и широко представленным на экспорт.

В Финляндии ее полюбили таксисты, и такси как массовое явление началось там именно с «Победы».

В одной статье невозможно рассказать обо всех экспонатах автомузея Ежовых. И тут как нельзя кстати будет пословица - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А увидеть коллекцию можно в любой день, кроме воскресенья, с 10 до 18 часов по адресу: Минусинск, ул.Затубинская, 43. Контактные телефоны:8 (39132) 2-00-74, 8 (903) 988-07-80.

Марина ЗАДОРОЖНАЯ, фото автора

 

Новости по теме: