В мире огромных машин

Дата публикации: 26.12.2012 - 04:09
Автор:
Просмотров - 759

alt

Поступления 220-тонных БелАЗов на разрез «Черногорский» ждали давно, и не только горняки. Признаться, мне тоже было очень интересно посмотреть на эти машины. Все же одно дело - видеть картинку в интернете, и совершенно другое - наблюдать в реальности. Поэтому, когда сообщили, что на разрез пришли два особо грузоподъемных автосамосвала, с нетерпением ждала – когда же можно будет увидеть этих гигантов. И ожидание не подвело.

В огромном боксе мирно устроились 55 и 130-тонные БелАЗы, 100-тонные «ТЕРЕКСЫ», однако их некогда могучая внешность несколько меркнет на фоне площадки, где идет монтаж 220-тонной машины. И хотя до окончания полной сборки еще далеко, не все колеса установлены, нет кузова, сразу видишь – насколько новый автосамосвал больше прежних.

Не удивительно, что детали каждой машины приходится перевозить аж на пяти железнодорожных платформах. Только представьте: всего одно колесо весит почти четыре тонны, если быть точнее, то 3700 килограммов! А их в БелАЗе восемь. Кузов собирают на месте из четырех частей. Чтобы сварить будущее вместилище для груза, сварщикам требуется одних электродов 270 кг.

Автосамосвалы поступили на разрез напрямую с завода-изготовителя в Белоруссии. Прежде чем приобрести машины, сотрудники разреза изучили, как они работают на других угольных разрезах – в Кузбассе, на Тугнуе,- и остались довольны увиденным. Те, кто на них трудится, давали высокую оценку характеристикам самосвалов, начиная с надежности и удобства в использовании, и заканчивая мощностью.

- Принципиально монтаж 220-тонного БелАЗа не отличается от сборки 131-го, - комментирует мастер по ремонту автомобилей Виктор Святец, - поэтому нам не пришлось специально переучивать людей, система и без того была им знакома. Правда, сложности есть, все же вес агрегатов 220-го значительно больше, чем у 130-тонных машин. Впрочем, на помощь экипажам приходит другая техника: подъемный кран, погрузчики.

Чтобы хоть приблизительно представить могучую машину, вообразите, что перед вами объект, длина которого от бампера до бампера почти тринадцать с половиной метров. Ширина около восьми, а высота более шести с половиной – уровень второго этажа в жилом доме. Для сравнения: 130-й ниже махины почти на метр, хотя и к нему подходишь с высоко задранной головой.

Чтобы попасть в кабину 220-тонника, придется преодолеть приличный лестничный пролет, наверх ведут тринадцать ступенек. Для обеспечения безопасности водителя в темное время конструкторы даже оборудовали лестницы специальными светильниками.

«Лошадок» под капотом у нового БелАЗа на треть побольше, чем у 131-го, - всего две тысячи триста! Это уже не просто табун, а целая прерия мустангов. Правда и «кушает» машина немало - на сто километров восемьсот литров дизтоплива уходит, зато двигатель весьма благодарно отвечает на «кормежку».

Движок фирмы «Каменс» нового поколения полностью управляется электроникой. Для этого установлено почти полтора десятка датчиков, каждый из которых следит за своим фронтом работы: один отвечает за форсунки, другой отслеживает надлежащий подогрев топлива, третий - уровень масла. Если где-то происходит сбой, то информация тут же высвечивается на дисплее в кабине водителя, и, не доводя дело до серьезной поломки, он может устранить неисправность.

Согласитесь, мечта, а не система. Не нужно выбегать со щупом на мороз, чтобы проверить – хватает ли масла в машине, или начать реагировать только тогда, когда движок «зачихает».

Электроника сама выбирает режимы работы двигателя. С помощью специальных программ сервисные инженеры контролируют соответствие всех параметров эталонным, что обеспечивает надежность системы.

- Сейчас на одном БелАЗе уже идут пуско-отладочные работы, другой - в процессе монтажа, - рассказывает начальник горно-транспортного цеха Юрий Доценко. – Монтаж ведут экипажи машин под руководством Виктора Святеца. Люди они работящие, дисциплинированные, опытные. Таким нестрашно доверить новые автосамосвалы.

Вообще, предусмотрительность конструкторов не может не восхищать. Кажется, они учли все возможные сложности, с которыми может столкнуться водитель в процессе работы, и сделали все для повышенной безопасности. В частности, для этого машины оборудованы электронными датчиками давления на каждом колесе. Только начнут падать атмосферы, а водитель уже в курсе. Учитывая огромные габариты самосвала, на него установили две камеры заднего вида, да не простые, а способные «видеть» в темноте.

Есть и автоматические системы пожаротушения: одна справляется с огнем с помощью жидкости, другая – порошком, если пожар связан с электрической частью. Более того, на случай несработки автоматики есть еще и ручное управление.

- Конечно, придется несколько реорганизовать работу вспомогательного транспорта в связи с появлением 220-тонных машин, - уточняет Виктор Святец, – реконструировать боксы, чем сейчас и заняты наши строители. Дело в том, что для монтажа мы завозили отдельные агрегаты и по габаритам они проходили в ворота, но вот после сборки 220-тонный БелАЗ уже не пройдет. Поэтому приходится расширять въездной проем.

- Когда 130-тонные поступили к нам, пришлось опускать дорогу под железнодорожными путями, - продолжает Юрий Доценко, - иначе они не вписывались в просвет, но сейчас переделки не потребуется, так как груженые 220-ые на базу в боксы ходить не будут, только пустые, а высоты им для этого хватит. Предназначение большегрузных автосамосвалов - работа в карьере на автовскрыше. Они заменят там железнодорожников, так как на нижних уклонах железнодорожная вскрыша не выгодна, эффективно работать не позволяют горно-технические условия.

Так что на подвески 220-тонников падает непростая задача – за год переместить порядка 3,6 млн тонн горной породы. Впрочем, заняты этим делом будут не две машины, а шесть. В скором будущем на «Черногорском» ожидается очередное пополнение автопарка. Кстати, пока мы разговаривали с инженерами, по телефону сообщили, что на станцию Абакан прибыли платформы со 130-тонным БелАЗом.

Валентина СОСНОВСКАЯ, «ЧР» №150 от 20 декабря 2012 г.

Новости по теме: