В кольце "доброжелателей"

Дата публикации: 04.12.2012 - 06:37
Автор:
Просмотров - 855

alt

Два года назад в Центральной библиотеке Черногорска состоялась первая конференция «Молодежь и патриотизм – грани библиотечного взаимодействия». Библиотекари обменялись опытом, появились новые идеи, проекты. За два минувших года они провели немало всевозможных акций, мероприятий, тематических встреч с подрастающим поколением города. Как отмечает директор МКУ ЦБС Черногорска Людмила Табачных, результаты были неплохими, поэтому в 2012 году решили провести вторую региональную конференцию и назвали ее «Я – прошлое, настоящее и будущее моей страны».

28 ноября несколько десятков приглашенных собрались в библиотечном зале. Пришли студенты, педагоги, работники музея и библиотек, в том числе немало докладчиков из Абакана.

КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА

Главная цель представленных докладов заключалась в попытке ответить на вопрос – так что же надо сделать, чтобы воспитать из детей настоящих патриотов своей Родины. Варианты предлагались разные. Было высказано немало интересных идей и продуктивных предложений. В частности, большинство акцентировало внимание на работе с ветеранами войн и локальных конфликтов. Ведь непосредственный разговор подростков с участниками боевых действий даст гораздо больше, чем прочитанная на эту тему лекция или показанный фильм.

Что особо привлекло в нескольких докладах, это знакомство ребят с подвигами пионеров-героев. На мой взгляд, это достаточно знаковое событие, ведь, к сожалению, последнюю четверть века эти страницы прошлого тщательно стараются не вспоминать. Тогда как в советские годы, пожалуй, каждый школьник знал имена Марата Казея, Лени Голикова, Вали Котик и Володи Дубинина. И, особо подчеркивали докладчики, дети с интересом слушали рассказы о своих героических ровесниках.

С болью говорила руководитель музея Центра детского и юношеского творчества Октябрина Пуговкина об искажении прошлого. Когда пионерское движение пытаются представить как совершенно заидеологизированную вещь, как создается впечатление, что в пионеры загоняли насильно и ничего хорошего в этой организации не было. А между тем, по мнению Октябрины Александровны, в чем с ней полностью соглашусь, пионеры и вовсе не ощущали это якобы давление идеологии, они просто занимались своими делами – важными и интересными.

Ведь скольким обязана история нашего города пионерам! Именно они начали вести краеведческую работу, и первые музеи появились в школах. Они, занимаясь в кружках и секциях, приносили славу Черногорску.

- Считаю, что патриотизм – это знание истории своей семьи, школы, города, - сказала на конференции Октябрина Пуговкина, - желание принести пользу. Ведь сколько из того, что впервые появилось в республике, изначально было только в Черногорске. И это сделали патриоты тех времен. Хотелось бы, чтоб и нынешнее поколение продолжило эту традицию, и также послужило на пользу города.

Докладчики рассказывали, как сейчас ведется поисковая, краеведческая работа со школьниками, каким образом мальчишек морально и физически готовят к защите отечества.

В частности, интересные замечания на эту тему сделал заместитель председателя союза ветеранов локальных конфликтов Виктор Кряжев. Он рассказал, как они по возможности, устраивают военно-спортивные соревнования, встречи с подростками, и как важно для ребят иметь возможность пострелять из винтовки, пусть и пневматической. К слову сказать, я на собственном опыте убедилась, как быстро пропадает страх у парней перед службой в армии, если они имеют возможность поговорить с солдатами, изнутри посмотреть на службу.

В свое время в Абакане практиковались поездки школьников на пограничную заставу «Саглы», экскурсии на военный полигон, и с каким же жадным вниманием задавали вопросы мальчишки, как они слушали ответы! И затем, когда я спрашивала их: «Ну что, пойдете в армию служить?», признаться, не помню ни одного отрицательного мнения. Дело в том, что ребята смогли увидеть, что их ждет, и это знание избавило от эфемерного опасения. Такие практические уроки дают гораздо больше, чем все вместе взятые лекции на тему «Родину нужно любить и защищать».

Отдельно хотелось бы остановиться на докладе учителя истории школы №20 Владимира Болдуева. Он поднял крайне актуальную проблему – обучения, воспитания и адаптации детей мигрантов. Оказывается, эта проблема касается уже не только крупных городов, но и таких как наш.

Исследования, проведенные коллективом школы, выявили шокирующие факты. 77 процентов таких детей испытывают трудности при обучении, каждый второй регулярно вступает в конфликт с учителями и одноклассниками, 12 процентов старшеклассников не могут свободно говорить и читать на русском, а среди младших школьников таких и вовсе 73 процента!

- А ведь это будущие граждане страны, - подчеркнул он, -так как их семьи навсегда переехали в Россию, получили гражданство. И если мы не сможем правильно их сейчас социализировать, воспитать, то каких граждан мы получим в будущем? Националистов? А это огромные проблемы для общества. Поэтому мы разработали специальную программу, учитывая опыт Москвы и других регионов.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Безусловно, проблема патриотического воспитания крайне важна и актуальна. И очень хорошо, что этой теме стали все больше уделять внимания. Но все же, на мой взгляд, недостаточно.

Еще раз подчеркну, на конференции было немало интересных и сильных докладов, но были и выступления, которые говорили о том, что авторы несколько «плавают» в теме, что они до конца не осознали собственную позицию, касающуюся тех или иных событий в истории страны. И в этом случае сложно ждать, что смогут помочь разобраться в трудных вопросах подросткам.

Одно из высказываний, признаться, и вовсе привело в недоумение:

- Современные школьники – это дети, рожденные во время смены политического режима, - говорил докладчик, - родители которых воспитывались в период тоталитарного государства, когда была утеряна связь с религиозными корнями, когда не чтилось слово божие, когда не думали о духовных аспектах, а только о материальных ценностях.

Вот так – ни больше, ни меньше. Это в советские-то времена думали только о материальном, забыв о духовном? Однако литература, музыка, искусство утверждают совершенно иное. Это сейчас гимном могут служить слова из пошлой песенки: «Я все бы сделал, чтоб ничего не делать, и балдеть, балдеть, балдеть!» Песни же тех лет призывают к вещам духовным. Не вижу смысла приводить здесь цитаты, каждый, думаю, без труда и сам вспомнит их. Достаточно сказать, что сейчас практически на любом празднике звучат детские и взрослые песни тех лет, потому что они могли заразить желанием стать лучше, чище.

Если же докладчик увязывает понятие духовности исключительно с религиозностью, то это, на мой взгляд, неверный подход. В конце концов, среди высоконравственных людей было немало атеистов, что отнюдь не мешало им руководствоваться моральным законом в себе.

Понятно, что в истории нашей страны были и темные страницы, но в истории какой страны их нет? Другое дело, что относиться к любым явлениям надо аккуратно, особенно в беседах с детьми.

Не менее озадачил на конференции еще один лейтмотив – призыв к тотальной толерантности, мол, только она и спасет нас от вражды и злобы. Однако же позволю себе усомниться, что терпимость ко всему и вся продуктивна. На примере Западной Европы мы можем во всех красках наблюдать как раз последствия этой тотальной терпимости и мультикорректности. Когда в Испании убивают собак, так как их вид оскорбляет мусульман. Женщин-европеек не пускают в некоторые районы без хиджабов, а при приеме на работу предпочтение отдается мигрантам, а не коренному населению.

Нет, я отнюдь не предлагаю отделиться «железным занавесом», и совершенно уверена, что каждый человек должен знать и понимать культуру и национальные особенности других народов. Но согласитесь, есть большая разница между «понимать» и «принимать».

В своих «Заметках о русском» Дмитрий Лихачев писал: «Русская история в прошлом — это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и мире со всеми народами. Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы – различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру».

И, конечно, нужны «Дни хакасской культуры», «Дни узбекской культуры», вот только чтоб не забывали про «Дни русской культуры».

Но даже если будут выполнены все эти пожелания, перспективы патриотического воспитания все же весьма туманны. Дело в следующем. Мы нередко говорим «Родина-мать», ассоциируя страну с большой семьей. Но представьте, что семь дней в неделю, круглые сутки со всех сторон ребенок слышит: «Твоя мать самая глупая, самая злая, самая нищая» и так далее. И лишь пять минут в неделе посвящено теме: «Твоя мама хорошая, и ты должен ее любить». Как вы думаете, полюбит ли малыш мать в этом случае?

А у нас же так и выходит, пять минут патриотизма, а все остальное время антироссийская пропаганда. Ведь посмотрите на телевизионное наполнение. Новости – это криминал, ЧП и рассказы о том, как и где отдыхают «звездочки» всех мастей и видов. Спасибо местным каналам, которые хоть иногда напоминают нам, что не все сидят в тюрьмах и совершают преступления, а есть люди, которые работают в школах и больницах, на предприятиях и в сельском хозяйстве.

К слову сказать, весьма интересные данные представила на конференции преподаватель одного черногорского техникума. Она рассказала, что проводили со студентами опрос. Ребята хорошо справились с ответами о «патриотизме» - что это такое, что нужно делать, если ты патриот. Но огорошили результаты по вопросу: «Являешься ли ты патриотом?» Тридцать процентов молодежи ответили отрицательно.

На мой же взгляд, следует удивляться, что так мало студентов отказались числить себя в патриотах страны. И причины тому я перечислила выше. Как ребенок может любить свою Родину, если ему постоянно твердят: «Ты не уехал из этой страны? Значит лузер. Ты не имеешь «Майбах»? значит ты никто».

Как писала на форуме одна из мам: «Стоит только заглянуть в учебник литературы. Мой ребенок во 2 классе, например, сейчас изучает «Хоббитов», «Мумми троллей» и тому подобную ересь. Где классика, воспитывающая ЛЮДЕЙ, обладающих нравственностью, а не тупое стадо? Где старые добрые произведения в школьной программе, которыми мы зачитывались взахлеб - «Живая шляпа, «Мишкина каша», «Чук и Гек»? Выкинули из программы все то, что давало представление о Родине, доброте, человечности, подвиге в Великой отечественной войне, наконец!»

Единственный выход из этого тупикового положения видится в одном – осуществление на государственном уровне программы по патриотическому воспитанию. Чтобы телевидение рассказывало о людях труда, о научных достижениях, о творческих победах. Чтобы на экраны вернулись фильмы, в которых главный герой - не полицейский, бандит или олигарх, а простой труженик. Чтобы режиссеры вновь научились снимать детские фильмы, в которых бы речь шла о чистых и светлых чувствах, а не о радости от выигранного кастинга в модели, с мотивацией – теперь денег будет много.

И, в конце концов, необходимо аккуратнее обращаться с историей, не переписывая ее в угоду текущему политическому моменту. И хорошо бы почаще вспоминать слова Дмитрия Лихачева: «Это свойство русской литературы - находить какие-то дурные стороны во временном бытии нации, в злободневности, в том, что свойственно только сегодняшнему дню и может быть в будущем преодолено… Это тоже черта очень ценная, если, конечно, она не переходит в самоохаивание, в злорадство и злопыхательство по поводу своих же собственных недостатков».

Валентина СОСНОВСКАЯ, № 142 от 4 декабря 2012 г.

Новости по теме: