Украинское раздолье на сибирских просторах

Дата публикации: 24.06.2014 - 06:48
Автор:
Просмотров - 795

alt

Год назад в черногорском центре чтения свои двери открыл несколько необычный кабинет – настоящая украинская хата, с предметами быта, искусства и небольшой библиотекой. Ее хозяйка Наталья Чурилова не только активно занималась поисками подлинных предметов из Малороссии, но старалась увлечь этим делом всех черногорцев, интересующихся культурой Украины.

- Наталья Алексеевна, знаю, что в вашей украинской хате нашли приют горожане, которым небезразлична культура Украины. Вы проводите праздники, многие из которых черногорцы могли видеть на городских мероприятиях. У вас организовано какое-то общество друзей Украины, землячество или есть иное наименование?

- Собственно, специального названия у нас нет, как нет и официальной регистрации – просто добровольное общество, даже не то что украинцев, а скорее людей, интересующихся культурой Украины. В общей сложности у нас в обществе порядка 30 человек, но активистов всего пятеро. С другой стороны, мы существуем не так давно, всего три года, так что это, думаю, только начало пути. И мы видим, как с каждым годом все больше людей начинает интересоваться нашим обществом, приходят к нам.

Есть у нас этнические украинцы, есть украинцы, так сказать, по духу – например, немка, чувашка. Украинцы у нас в основном из центральных областей. С западной Украины вообще никого нет, с южной лишь один человек. Вообще, конечно, сложно сказать, кто украинец, а кто нет. Вот у меня родители - чистые украинцы, а дети мои, тем более внуки – они кто? Русские? Сибиряки? Да и я сама уже почти полвека живу в Сибири, считаю себя сибирячкой, но культура Украины мне близка и интересна, вот поэтому и занимаюсь ей.

- Как часто вы встречаетесь в своей хате и кого принимаете в свой круг?

- Актив у нас два раза в месяц. Помимо этого есть городские, республиканские, библиотечные мероприятия. Ну и по желанию встречаемся. Прийти к нам может каждый желающий, не обязательно украинец, не обязательно что-то знающий об украинской культуре. Главное, чтобы человеку это было интересно. А быт, традиции, искусство этой нации очень увлекательны и разнообразны.

Недавно мы были на большом мероприятии в национальной библиотеке имени Доможакова, посвященном творчеству украинского поэта Тараса Шевченко, приезжали со свой украинской хатой. Надо сказать, что в хате у нас не как музейные экспозиции, которые можно только со стороны наблюдать, скорее, рабочая обстановка. Вещами, что у нас представлены как национальные предметы, мы пользуемся - вышиванками, венками, рушниками и так далее.

В нашем обществе появилась совершенно замечательная женщина Валентина Бибикова настоящая украинка, с Шарыповского района. И ее семейные реликвии мы выставляем в хате.

Я выступала с сообщением, как мы популяризируем наследство Шевченко среди молодежи. А мы часто устраиваем такие встречи с детьми. Сами читаем им отрывки стихотворений кобзаря на украинском или в переводе на русский. Причем, дети тоже читают на украинском. Им это интересно. Ведь язык-то мелодичный украинский!

Также с детьми читаем Гоголя, его таинственные, волшебные истории, сценки разыгрываем. Все это способствует тому, что дети лучше узнают украинскую культуру, начинают интересоваться ей.

Когда мы рассказываем про Шевченко, мы ж не только читаем его стихи, но и узнаем о самом поэте. Например, о том, что он очень любил борщ с сушеными карасями…

- Ого, есть такой рецепт борща? Впервые слышу.

- О, вы даже не представляете себе, сколько рецептов существует! И с курицей, и с грибами, и с рыбой - это одесский вариант.

- То есть в борщ добавляются караси?!

- Нет. Борщ варится обычным способом, просто к нему подаются карасики или другая рыба. Впрочем, можно положить рыбу и в борщ. Такой вариант рецепта тоже есть.

- Надо будет как-нибудь попробовать. Да, а сами вы такой варили, ели?

- Конечно! И не только дома. Мы не раз уже делали праздники борща с дегустацией. Все желающие могли попробовать нашу стряпню. Как правило, готовили пять хозяек, у каждой свой рецепт, ну а зрители оценивали, какой лучше. Причем перед началом готовки у нас была небольшая инсценировка, устроенная ребятишками, они разыгрывали сценку, какие овощи должны быть в борще.

- А вы какой борщ делали? Не поделитесь рецептом?

- Я разные борщи готовлю. Очень люблю по-киевски. Для этого надо взять свиные ребрышки - свежие или можно копченые, хорошенько отварить, чтоб мясо отставало от ребрышек. Затем положить в бульон нарезанную капусту, люблю, чтоб она хорошо проварилась. Ну затем картошку, зажарку. Причем свеклу я жарю отдельно от лука, а морковь вообще не кладу, иначе цвет борща становится оранжевым, а настоящий киевский борщ должен быть бордовым. Особенно здорово он получается в мультиварке! Можно в конце добавить чеснок толченый, можно зажаривать овощи на сале, а не на растительном масле, словом, вариантов очень много!

Больше скажу, на Украине традиционно подавали борщ с кашей - пшенка, гречка. А сейчас уже и с рисом подают, и с кукурузной крупой. В керамическую тарелку кладут ложку каши и заливают борщом.

- Я смотрела ваши фотографии с разных праздников и заметила, что на них очень много детей присутствует. Откуда они у вас? Это постоянные ваши участники или вы их, так сказать, разово привлекаете?

- С ребятишками мы ведем очень большую работу. В основном это дети и внуки членов общества. Они вместе с нами выступают на различных мероприятиях, танцуют, стихи читают, в сценках играют. В прошлом году на День города мы сделали сборный детский ансамбль, в шутку я его назвала «Калейдоскоп». Ребятишек в него собирали по всему городу, из школ, даже из детских садов, у всех своих знакомых. И мы сделали очень интересный танец.

- Ваше общество общается с другими диаспорами, с немецкими, польскими?

- Безусловно! Больше скажу, у нас есть люди, кто одновременно входит в разные общества. Например, немка, член своего общества, но активно участвует и в жизни нашего. Ведь интересно знать разные культуры, сравнивать обычаи, традиции. На последнем фестивале «Храни свои корни» мы вместе с немцами выступали в инсценировке по Гоголю «Ночь перед рождеством», в сценке сватовства немцы у нас играли зарубежных гостей. Здорово было!

Также среди наших постоянных посетителей семейный дуэт Ветровых, тоже не украинцы, Евгений Донской- казак, Татьяна - русская. И они часто приезжают к нам на мероприятия, >вместе с удовольствием поем украинские песни, а Евгений нам подыгрывает на баяне. Наши украинцы вместе с дуэтом не раз выступали перед отдыхающими РОЦа.

- Какие украинские песни больше всего нравятся? Ведь они очень интересные, красивые.

- Конечно, когда встречаемся, очень любим попеть. Визитная карточка «Ты ж мене пидманула». Затем «Распрягайте, хлопцы, кони». Поем «Вышиванку» - очень красивая песня, причем она у нас в двух вариантах: «Мамина сорочка» и собственно «Вышиванка». Также спиваем «Сижу я вкраю виконца». Украинские песни разные. Одни напевные, берущие за душу, другие быстрые, так сказать, бодро танцевальные.

И я, и другие члены нашего общества активно переписываемся с украинцами, вообще, ищем в интернете красивые песни. Так случайно нашла певицу Квитку Цисык, она живет в США, но сама родом с Украины. Изумительные песни поет, у нее такой красивый голос! К примеру, «На широкой полонине», распевная такая мелодия.

Кстати, а вы знаете историю песни «Вышиванка»?

- Нет, расскажите!

- О, это очень интересно. Если вы смотрите сериал «Великолепный век», то знаете, что знаменитая наложница, а затем жена турецкого султана Роксолана была украинкой. Её похитили крымские татары и продали в плен туркам. Так вот, в то время набеги османцев были нередкость, и однажды они напали на семь поселений в Тернопольской области и убили там всех мужчин, остались только женщины. И они, верные своим мужьям, дали обет - семь поколений не носить сорочки с яркой вышивкой, а вышивать только черной суровой ниткой. В этих сорочках они выходили замуж, в них же их хоронили. Кстати, говорят, что сейчас именно седьмое поколение пришло, поэтому в вышиванках уже появились более яркие цвета.

- К слову, о костюмах. Вы как-то рассказывали о довольно интересных традициях, касающиеся венков, в чем там загадка?

- Это связано со свадебной традицией, сколько девушка хочет женихов, столько лент она и вешает. И, конечно, ярких цветов - оранжевые, желтые, зеленые, голубые. И обязательно в венке должны быть цветы, они служат оберегом. В центре три ярких больших цветка - маки или розы, а между ними - васильки, ромашки. Хорошо смотрятся веточки бузины, рябины, калины, вишни. Вообще, многие элементы наряда одновременно служат оберегом. Та же вышивка на рукавах, груди и по подолу - ее назначение отвлечь внимание от головы, и тем самым оберегать хозяйку от злого глаза. И таких моментов очень много.

- Как говорится, дай-то Бог, чтоб пришло время ярких красок, чтобы обереги помогали. Но вот именно в связи с этим я не могу не задать вопрос о том, как вы сами, ваши друзья воспринимаете то, что происходит сейчас на Украине? Ведь наверняка у всех там есть родственники…

- Если честно, я не хотела бы говорить о политике. Но в двух словах - конечно, нас очень волнуют события на Украине. Встречаясь, мы обсуждаем их, делимся мнениями, рассказами о том, как сейчас там живут наши близкие. Положение сложное. В том числе и потому, что люди неадекватно воспринимают ситуацию.

Часть моих родственников живет в Крыму - они в ладоши хлопают от того, что стали Россией. А вот с тетей, которая живет в Херсонской области, с которой мы общаемся очень много лет, не раз я приезжала в гости, был совершенно другой разговор. Говорит, мол, вы чего на нас войной идете?! Я отвечаю: «Тетя Рая, ты чего? Какая война, куда идем? Откуда ты вообще такое взяла?!» Но у них идет мощная пропаганда, и переубедить крайне сложно. Положение в семьях сложное. У тети, например, один сын пошел воевать в нацгвардию, другой живет в Севастополе, а третий вообще в Закарпатье, и от него нет вестей.

Мои родственники живут в Херсонской, Черкасской и Кировоградской областях, и я вижу, как промывают мозги.

- Как-то у нас со знакомыми зашел спор, а зачем знать культуру определенной национальности. Ведь многие из нас, по сути, целый букет этносов: в предках украинцы, белорусы, поляки, русские, литовцы и так далее. Вот для себя вы как ответите на вопрос, почему вдруг такой интерес к украинской культуре, тем более что вы в Сибири, по сути, прожили всю жизнь, ведь приехали сюда еще совсем маленькой.

- Надо сказать, что толчок к интересу к украинской культуре >мне дал фестиваль «Храни свои корни». Раньше я как-то спокойно, если не сказать, прохладно относилась. Знала, конечно, что родом мои родители с Черкасщины, и мама, и отец - настоящие украинцы, но не более того. Хотя дома пели старые песни, хранили какие-то предметы от бабушек и дедушек, те же вышивки, какие-то другие вещи. И все же, пока была молодая, особого интереса не было, а вот с годами он начал проявляться. Захотелось подробнее узнать о земле, культуре моих предков, рассказать об этом детям, внукам.

Хотя сейчас много читаю историю и вижу, что самого понятия украинец не было раньше, их называли малороссы.

- Да, и территория-то их расселения гораздо меньше, чем стали считать после Октябрьской революции, когда по приказу Ленина много областей России были переданы новой Украине. Это Новороссия, то есть Одесса, Херсонская область, а также Донбасс, Харьков. То есть украинцы-малороссы, это жители центральных областей Украины. Ведь западные регионы тоже отличаются и языком, и культурой, и менталитетом.

- Вот именно. Но Киевская Русь - это именно то место, откуда национальность - украинцы. И захотелось, чтобы мои дети знали, откуда пошли их предки. Пусть они не интересуются культурой, не поют украинские песни, но знать хоть немного историю своих предков должны.

К слову сказать, моя 11-летняя внучка в этом году участвовала во всероссийском конкурсе «Моя семья» среди школьников. И в своей возрастной группе в номинации «Плакат: женщины нашей семьи» заняла второе место, получила почетный диплом и премию. На плакате она нарисовала всех женщин нашего рода, которых мы смогли вспомнить. К одним именам были фотографии, от других карточек не осталось, но все равно было очень интересно. А для внучки важно, что она лучше узнала историю своего рода, ведь это очень важно, не забывать, откуда ты вышла.

Хочу еще отметить, что на наших встречах и взрослые, и дети задают очень много вопросов, а это значит, что им интересно, что мы достигли желаемого. Ведь цель организации нашей украинской хаты, вообще нашего общества, не только показать, какие украинцы, а вообще собрать людей, которые интересуются культурами других народов, их традициями, песнями, костюмами. Думаю, что зная разные традиции, обычаи, мы сами становимся богаче.

Валентина СОСНОВСКАЯ,

фото автора и из архива Натальи Чуриловой

Материал подготовлен в рамках гранта правительства РХ «Межнациональные и межконфессиональные отношения и пути их гармонизации».,

«ЧР» № 69 от 24 июня 2014г.



Новости по теме: